"Моего прапрадеда обменяли на 6 охотничьих собак". Сергей Савелий - об экстремальных эфирах, комментаторских дисквалификациях и ораторском потенциале Андрея Шевченко
"Футбол 24" поговорил о жизни с классиком украинского комментаторского цеха Сергеем Савелием. Представляем первую часть интервью.
На неповторимом голосе Сергея Савелия выросло не одно поколение молодых украинцев. В его творческом багаже - 11 (!) Олимпиад, матчи киевского «Динамо» в Лиге чемпионов 90-х, чемпионат Украины в высшей лиге 1990-2000-х. Это не считая большого количества трансляций других видов спорта - Сергей Степанович может прокомментировать даже керлинг! Наш разговор с 60-летней легендой состоялся в перерывах между трансляцией этапа Кубка мира по биатлону в канадском Кэнморе. Разве могло быть иначе?
***
- Судя по недавним постам в вашем фейсбуке понимаю, что товарищи покидают вас и уходят в мир иной. Как переживаете эти потери? Не впадаете ли в отчаяние?
- Как говорят в Одессе: «Не дождетесь». Печально это все, конечно. Коле Рябову было только 59. Это в свое время был лучший трансляционный телережиссёр в Украине. Но жизнь продолжается.
- Расскажите хотя бы один яркий случай из жизни этого светлого человека, которого знали все, кто смотрел матчи с вашим комментарием.
- Не только с моим. На футбольных трансляциях с Колей успели поработать многие комментаторы. Нам пришлось немало поездить в то время, когда Первый национальный был единственным транслятором чемпионата Украины. В течение дня мы преодолевали такие маршруты, это здоровья не прибавляло. Бывало, ехали Киев - Львов, затем Львов - Симферополь, напоследок Симферополь - Киев. Поездами, а иногда и маршрутками. Не только днем, но и ночью.
Коля был действительно светлым человеком. Но вместе с тем и противоречивым для многих. Люди, для которых жизнь - это всегда беспокойство, кажутся сложными. Я в таких случаях вспоминаю слова Булата Окуджавы о Высоцком: «Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил... Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа».
Для Коли не существовало понятия «как-нибудь». Приехали мы в Мариуполь, а там на пути нормального показа матча стояли две световые башни. Владимир Семенович Бойко, президент мариупольского клуба и, если говорить откровенно, хозяин Мариуполя в прямом и переносном смысле, прислушивался к словам Рябова. Сразу вызвал с завода сварщиков - столбы были срезаны.
Аналогично и в Симферополе - не было «верхней точки». А что за показ футбола без хорошей панорамы? Договариваемся с Куницыным. Он по своим каналам вызывает то ли мчс-ников, то ли пожарных, они поднимают вышку и доставляют наших операторов прямо на крышу - туда, где сидит Куницын и крымские чиновники. Во Львове «верхние точки» были не совсем четкие. Поэтому нам удалось договориться об установлении камер между местами, где сидело руководство «Карпат». С Дыминским находили общий язык.
«Применил к строителям несколько борцовских приемов»
- Вы родились на Полтавщине - славной земле Котляревского и Гребёнки. Как проходило ваше детство?
- Я родился и прожил первые 17 лет в обычном и одновременно необычном селе Кулажинцы. Там в свое время родился и жил Афанасий Маркович - первый человек писательницы Марко Вовчок. В нашей школе действовал школьный театр. Классный руководитель, светлая ему память, Николай Петрович Катруша сам писал пьесы, а мы их ставили на сцене. Я выступал в ролях Лукаша, Назара Стодоли. Параллельно занимался спортом и был капитаном команд практически во всех игровых видах. А еще - солистом в хоре, капитаном команды КВН.
- В вашем роду были казаки?
- Казацкие корни, наверное, есть по линии матери. Ее девичья фамилия - Пацюк. Деда моего звали Пацюк Антон Поликарпович. Пацюка мы помним из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» - как сидел этот усатый казак и вареники в сметану бросал. По отцовской линии мой прапрадед был из далекой Томской губернии, он был кучером. Приехал сюда - высокий, статный, широкоплечий - наш помещик его увидел и говорит: «Вот мне бы такого кучера для выездов в Киев». А мое же село всего в 135 километрах от столицы - разве это расстояние? Вот помещики и обменялись: «Я тебе кучера, а ты мне шесть охотничьих собак». Фамилия моего прапрадеда - Савельев. Потом оно было переделано на «Савелий».
- В юности вы занимались вольной борьбой. Добавляло ли это популярности среди девушек?
- Популярностью всегда пользуются смелые ребята. Помню, во времена, когда учился в Киевском университете, в столовой стоял музыкальный автомат. Туда бросаешь 5 копеек и выбираешь песню, которую хочешь услышать. Часто заказывали русскоязычную «Плывут туманы белые, с моей тоской не знаются. Ах, почему несмелые девчонкам меньше нравятся?» А вольная борьба... Я все же больше занимался футболом и другими игровыми видами спорта. Борьба была в деревне. Ребята собираются на выгоне и меряются силой.
Затем поступил в Кременчуг (в университет с первой попытки не удалось), где учился на арматурщика-электросварщика в профессионально-техническом училище. И там пошел в секцию вольной борьбы. Тренер заметил мою уличную закалку (Улыбается). В итоге я даже выиграл в Кременчуге соревнования «Трудовые резервы», а затем занял второе место на республиканском турнире в весовой категории до 74 килограммов. Весил 71 килограмм и 200 граммов. Сейчас, к сожалению, о таком могу только мечтать. Сколько вешу? Да нет, это секрет... Хороший центнер! (Смеется.)
- На улице борцовские приемы пригодились?
- Было такое. Жили мы в университетском общежитии на улице Ломоносова. Традиционно внизу происходили танцы. Рядом с нами располагался общежитие строителей. Ну и ребята-строители пришли после тяжелой рабочей смены, наверное, «под мухой» - есть такие традиции. Я сам, когда был строителем, то мы оставались в вагончиках после смены - или в домино поиграть, или по 50, 100, 200 граммов выпить. И вот такие ребята пришли в зал и, так сказать, немного мешали танцевать. Пришлось за них взяться. Помню, мне помог Сергей Васильев, на несколько курсов младше. Он известен работой в ФФУ, а в свое время также занимался борьбой. Мы стали спина к спине и применили несколько приемов. Строители поняли, что им лучше уйти в свое общежитие.
«Мама говорила: «Синок, ти як намолов – сім мішків вовни і всі неповні»
- Как попали на кафедру телевидения и радиовещания?
- После первого курса я прошел практику в своей родной Гребёнковской газете. Тогда она называлась «Серп и молот», а сейчас - «Гребёнчин край». А уже на втором курсе у нас началась специализация. Выбирали на кафедру телевидения и радиовещания по определенной дикции, приятному тембру голоса и более-менее приятной внешности. Ален Делоны, может, и не нужны были, но чтобы и не Квазимодо. Я попал в радиогруппу и она меня вывела в широкий эфир.
На фото: Сергей Савелий (справа) с однокурсниками в 1975-м
- Каким был ваш полноценный дебют в качестве футбольного телекомментатора?
- Сначала я не комментировал футбол. Абсолютный дебют состоялся в Запорожье, куда мне пришлось поехать вместо легенды нашего комментаторского цеха Фарида Досаева. Там проходил Кубок СССР по прыжкам в воду. К счастью, во время эфира мне помогал государственный тренер Константин Ларюшкин. Комментарий заключался в том, что я на таком хорошо поставленном украинском языке и голосе представлял: «На вишці Інга Афоніна, і от зараз вона, я сподіваюся, виконає стрибок, а рідні стіни їй у цьому допоможуть». А Константин добавлял, что она выполнит, как я иногда в шутку говорю, «три согнувшись, четыре прогнувшись и десять раз перекрутившись». Я его спрашиваю: «Как вы все это знаете?» «Видите - написано «прыжок 485»? Это значит, что с задней стойки, с двумя оборотами и так далее».
А дебютный футбольный репортаж - это был первый матч в истории независимого чемпионата Украины. Шестого марта 1992 года в Одессе сыграли «Черноморец» и львовские «Карпаты». Первый гол забил Анатолий Мущинка, а матч закончился ничьей 2:2. Степа Юрчишин был тогда молодым тренером «Карпат».
- Вы закалялись еще в условиях советской комментаторской школы. Какие табу тогда существовали в вашем ремесле?
- Откровенно говоря, не могу вспомнить, чтобы было какое-то очевидное табу. Хотя потом случались у меня неприятные эпизоды связанные с тренерами, когда что-то скажешь в эфире - не то, что даешь им совет, просто выражаешь свое мнение. И Виктор Колотов, светлая ему память, который молодежную сборную тренировал, и Леонид Буряк негативно к этому относились. При встрече они всегда говорили: «Ты такой умный, что можешь сам работать тренером». «Простите, но я, как комментатор, имею право на свое мнение», - отвечал им.
Бывало, что высказал мнение, а оно не понравилась кому-то из президентов клубов или тренеров, то тебе могли и намекнуть, что следующий репортаж не будешь проводить. «По определенным техническим причинам». Иногда и откровенные отстранения были. Помню досадный эпизод с моим коллегой Сергеем Дерепой. Комментировал матч чемпионата Украины между тернопольской «Нивой» и, если не ошибаюсь, «Динамо» - в одном из моментов высказал свою точку зрения на действия арбитров. Озвученная мысль не понравилась кому-то из «верхов», поэтому на время Дерепе дали отдохнуть от комментариев.
- Вы комментировали практически все популярные виды спорта и не совсем популярные - тоже. Как удавалось быть в теме? Имею в виду не только работа с правилами, но и с реалиями.
- Не всегда удавалось быть в теме, ведь иногда такое приходилось комментировать! Особенно это касается первых Олимпийских игр.... Атланта, 1996 год. Мы приехали и сразу - саммари. На зимней Олимпиаде-1994 в Лиллехаммере саммари длилось 30 минут, а здесь - час. Причем, 35-40 минут организаторы отвели под бейсбол. Саммари очень часто приходилось комментировать сразу, даже не зная, что тебя ждет впереди. И вот матч Никарагуа - Куба. Хорошо, что Сергей Лифарь, светлая ему память, брал меня с собой на Республиканский стадион, где матчи проводил киевский «Побутовик», серебряный призер чемпионата Союза по бейсболу, и объяснял об этих иннингах, страйках. Но я никогда в бейсбол серьезно не вникал, потому что не надеялся, что придется его комментировать.
Оказалось, что бейсбольные Куба и Никарагуа - одни из сильнейших команд мира. Но эти 40 минут я больше посвятил описанию своего восхищения тем, как арбитры кричат «страйк», рассказывал об атмосфере, приплетал сюда борцовские приемы (Улыбается). Или вспоминал свое детство, мы также играли в такие игры, правда, они по-другому назывались. Берешь палку и по мячу как попал! Моя мама, царство ей небесное, потом говорила: «Синок, ти як намолов – сім мішків вовни і всі неповні».
А зимние Олимпиады! Погода часто вмешивалась в график трансляций. Горные лыжи нередко переносили, потому что ветер сильный подул, снег пошел. Скоростной спуск, супергигант, гигантский слалом - их проводить опасно, когда сложные погодные условия. А эфир надо чем-то заполнить. Поэтому мы ставили очень «известный» и «популярный» в Украине вид спорта - керлинг. В 1998-м, во время Олимпиады в Нагано, мы еще и знать не знали, что это такое. Благодаря Боре Ланевскому, которого не стало буквально 4 января этого года, удалось перевести с английского несколько абзацев о сути этого вида спорта. Что камень - стоун, что он из гранита и весит 20 килограммов, что есть специальные метлы-щетки. Ну и я примерно в таком темпе комментировал. Смельчаков пойти на амбразуру, на этот керлинг, было немного (смеется). Иногда вызвал огонь на себя.
Нет, кошмары потом не мучили. Я понимал, что это жизненные ситуации. Может это и не совсем правильно, но я иногда говорю: главное, чтобы земля не сорвалась со своей оси, а все остальное - преходяще. Меня часто критиковали, но я относился к этому спокойно. Вспоминал Максима Рыльского: «Лисиці брешуть на щити, та сонце устає на сході». Если критика конструктивная и доброжелательная - я прислушиваюсь. Но, знаете, много есть «доброжелателей». Наверное, если бы они сели за микрофон, то «ни бе, ни ме, ни ку-ка-ре-ку».
«Как «Динамо» таскало мордой по газону «Уэмбли» прославленный «Арсенал»
- Вы уже упоминали о первом матче независимого чемпионата Украины. Каким тогда было материальное обеспечение трансляций?
- Традиционно работали четыре камеры. Если задействовались шесть - это уже было просто замечательно. Видеоповторы осуществлялись с помощью аппарата, который назывался «Ампекс». Он стоял в студии и захватывал кадры, которые нужно было повторить. На архивном видео работу «ампекса» можно отличить благодаря большой букве R, которая мигала в углу экрана. Работалось без интернета. Информацию черпал из газетных вырезок, из общения с командой. Мне кажется, что тогда доступными были и тренеры, и их помощники.
- Самые экстремальные условия, при которых вам пришлось комментировать?
- В Одессе негде было спрятаться, я комментировал, стоя на открытом пространстве. Неожиданно подул ветер и все мои бумажки, заметки полетели вниз. Другой случай: 12 декабря в Киеве играли «Динамо» и «Металлист». Восемь градусов мороза. Комментаторская позиция была на свежем воздухе (Улыбается). Но я хоть мог пританцовывать, а моим бедным операторам и этого нельзя было. В какой-то момент порывом ветра вырвало кабели и на моем мониторе исчезла картинка. Пришлось взять в руки микрофон и комментировать без всякого понятия, что показывает режиссер. Как казахский акын: что вижу, то пою.
- Когда вы первый почувствовали, что стали популярным благодаря комментаторству?
- О, есть две смешных истории. Первая состоялась в Киеве. Это было время, когда активно боролись с «зеленым змием». Мы тогда на Крещатике праздновали какое-то событие и мне выпал жребий пойти в алкогольный отдел, где очереди были страшные, а на руки давали только одну бутылку. Мой знакомый работал там грузчиком, я с ним часто играл в домино в парке имени Шевченко. Он подходил, без очереди подавал свою сумку, девушки ему накладывали, а дальше определенную выгоду реализовывал товар среди участников очереди. Сделал первую ходку, вторую... Меня это разозлило. «Совесть же надо иметь!» - выкрикнул. Он возвращается. «Ой, диктор телевидения! Так, Наташа, - приказывает продавщице. - сначала отпусти диктора телевидения, а потом уже и мне дашь»(Улыбается).
Во Львове всегда происходил сильный традиционный международный юношеский турнир по настольному теннису, через который прошли все сильнейшие европейские мастера. В частности белорус Володя Самсонов именно там выполнил уже в 11 лет норматив мастера спорта. Так вот, соревнования закончились, мы приехали на железнодорожный вокзал, а поезд еще долго ждать. Справа от вокзала прижался пивбарчик. Поэтому мы решили взять по кружке пива. Стоим с Илюшей Фрегером в очереди и разговариваем. Очередь - далеко, размышляем, успеем ли. Тут поворачивается какой-то человек, посмотрел на меня и говорит: «Ребята! Тут стоит комментатор Сергей Савелий, ему в Киев ехать - он может не успеть пива нашего львовского выпить». Ребята расступились: «Да конечно. Сергей, проходите»(Улыбается). Илюша потом еще долго меня подкалывал: «Тебе только в таких очередях и узнают».
Это шутка, потому что узнавали и в других ситуациях. Особенно после того, как я принимал флеш-интервью у Валерия Васильевича Лобановского после матчей Лиги чемпионов. Едешь в транспорте и слышишь, как вокруг перешептываются.
- Вы вспоминали, что после ничьей 1:1 с «Арсеналом» в Лондоне Валерий Васильевич был необычно разговорчив с вами. Видели ли вы его таким еще хотя бы раз в других ситуациях?
- Я потом делал фильм по случаю дня рождения Валерия Васильевича. Это было в 1999 году. А годом ранее исполнилось 30 лет его тренерской деятельности. На базе в Конча-Заспе проходило празднование по этому случаю и Лобановский так охотно общался с прессой, что я потом много фрагментов использовал в документальном фильме. А вот во флеш-интервью с ним было сложно, тем более формат предполагает не более полутора минут разговора. Иногда он говорил: «Не совсем вы ориентируетесь в современном футболе. Сейчас нет линии защиты, полузащиты, нападения. Есть команда». Иногда такие менторские нотки у него проскакивали.
Интересно, действительно ли он чувствовал в том эпизоде после ничьей с «Арсеналом», что «Динамо» с 2-мя очками следующие три матча выиграет. Васильевич настолько был восхищен, что я даже сам удивился. Он подошел и, оттолкнувшись от моего вопроса в флеш-интервью, начал рассказ о том, как «Динамо» таскало мордой по газону «Уэмбли» прославленный «Арсенал».
- В вашей коллекции есть фото с молодым Андреем Шевченко, у которого вы, разумеется, берете интервью. Существует мнение, что он - не лучший оратор. А как показалось вам?
- Действительно, Андрей - не лучший оратор, но я думаю, что для футболиста такого рода, как Андрей Шевченко, это не основной недостаток. Интервью я у него брал частенько - особенно после матча на «Сантьяго Бернабеу», когда «Динамо» играло с «Реалом». На этом фото зафиксировано интервью, когда ему вручали приз лучшего футболиста Украины. Это произошло незадолго до его перехода в «Милан». Он шел на контакт, но для него было лучше, если этот контакт с журналистами был коротким. Мог ответить не сложным, а простым предложением. Но Шевченко был хорошим футболистом - дай Бог ему стать таким же тренером. А оратором быть не обязательно.
Вторую часть интервью читайте завтра.
Олег Бабий, Футбол 24
Фото с Facebook Сергея Савелия
Читайте также:
Сергей Полховский: Платини сравнил Лобановского с Мольером, который тоже умер на сцене
показать скрыть