Как построить по-настоящему народный клуб. Верес перенимал опыт Германии на примере Унион Берлин
Александр Онопко – о поездке делегации Вереса в Германию в гости к клубу Унион Берлин.
На прошедших выходных делегация из 16 представителей ровенского Вереса стала свидетелем волевой победы Унион Берлин со счётом 3:1 над Фортуной из Дюссельдорфа в матче Второй немецкой Бундеслиги, а также феерической поддержки местных саппортеров клуба.
Могу ошибаться, но мне кажется, что это был первый случай, когда украинский футбольный клуб объединился со своими фанатами и организовал поездку в другую страну на футбольный матч, чтобы перенять опыт его организации, а также культуру поддержки любимого клуба.
Кстати, даю бесплатный совет ФФУ, УПЛ и ПФЛ: организуйте чартер для президентов и части топ-менеджеров всех украинских клубов на матч и встречу с менеджментом Униона или других команд, которые можно считать примером по работе с болельщиками, проведению футбольных фестивалей и атмосфере на трибунах. Тогда, может, наши функционеры, которые думают, что занимаются футболом, увидят, что это на самом деле не только спорт и дерибан денег собственника, но также и театр, спектакль, участие в жизни города, социальная ответственность!
Инициатором посещения администрацией и болельщиками Вереса домашнего матча команды Унион Берлин был генеральный директор Общественного Союза "ФК Верес-Ровно" Евгений Донцов. После того как он своими глазами увидел, как организован праздник футбола на Stadion An dеr Altеn Förstеrеi ("Стадион в старом доме лесничего"), только делом времени было появление на домашнем матче Униона полноценной делегации из Ровно.
Выбор пал на немецкий клуб не просто так – его философия развития перекликается с философией Вереса, так как он находится под управлением фанатов. Верес также в 2015 году создавался болельщиками – тогда членов Народного клуба Верес было чуть больше тысячи, сейчас их 4300 человек. Это, конечно, не Унион с его 19-ю тысячами членов клуба, но история ровенского клуба только начинается. Вообще, мы видим своей миссией изменить подход к управлению клубами в Украине на немецкую модель, когда болельщики влияют на решения администрации и могут назначать и увольнять функционеров, если их действия противоречат договоренностям с многотысячной армией фанатов.
Накануне матча для нас организовали экскурсию по стадиону и фанатскому бару, встречи с руководителем фанатского движения, пресс-атташе клуба и представителем ультрас.
Наиболее информативным получилось общение с руководителем инфослужбы Униона Кристианом Арбайтом. Любопытными мне показались следующие цифры:
- бюджет Униона составляет 43 миллиона евро в год
- из них 3 миллиона приносит фан-шоп
- в год продается 5000 игровых футболок (цена 75 евро)
- клуб продает 30 видов роз (шарфов – средняя цена 15 евро)
- основной доход клуб получает от продажи телевизионных прав
- 19300 членов клуба платят взносы от 12 евро в год
- клуб поддерживают около 300 компаний спонсоров и партнеров
- на стадионе проводится около 350 мероприятий в год (матчи, концерты, конференции, корпоративы и т.д.). Этим занимаются 6 ивент-менеджеров и 4 маркетолога
- 10 лет назад, когда клуб только реконструировал стадион, посещаемость была 7 тысяч человек. Сейчас более 20 тысяч фанатов приходят на каждую игру
- за одну игру только на стадионе болельщики выпивают около 2000 литров пива
- 350 человек работает на стадионе в день матча. Из них 200 обеспечивают безопасность
- VIP ложи рассчитаны на более 1000 человек. Стоимость VIP-билета: 180-3900 евро
Руководитель фан-движения Униона Инго Петц рассказал об истории создания и развития клуба, а также о строительстве домашнего стадиона. Унион – это команда рабочего класса, отсюда и прозвище Еisеrn (Железный) Union.
Интересный факт – болельщики не поддерживают повышение в классе, так как считают, что дух и идея клуба пропадут в угоду излишней коммерциализации. Кроме того, регламент Первой Бундеслиги не допускает наличия стоячих трибун, а таковые на стадионе Униона все (!) кроме центральной, на которой находятся VIP-ложи.
Лучшим спортивным результатом команды является победа в кубке ГДР в 1968 году. А вот главным достижением клуба я бы назвал реконструкцию игровой арены в сезоне 2008/2009 годов, когда члены клуба фактически построили собственный стадион. Среди них нашлось несколько десятков строителей, которые смогли эффективно организовать рабочий процесс.
Более 2300 добровольцев работали 140 000 часов и таким образом сохранили своему клубу миллионы евро. Были и случаи, когда с других континентов прилетали члены клуба, которые взяли отпуск, чтобы поработать разнорабочими на этой стройке, что уж говорить о болельщиках из Берлина!
Представитель ультрас Филипп поделился своим опытом поддержки футбольного клуба. Eсть некоторые моменты, на которые следовало бы обратить внимание его украинским коллегам. За сезон они несколько раз зажигают фаеры, при этом принимают на себя финансовую ответственность за наказание клуба. Раз в год ультрасы выпускают календарь, деньги от продажи которого идут не только на текущую деятельность, но и на социальные проекты. Сбор денег происходит и ситуативно – на помощь детским домам и на важные проекты для исторических для Униона районов Берлина. Сейчас ультрас собирают на празднование 60-летия победы в кубке ГДР, которое будут отмечать в нынешнем году.
В день матча нам посоветовали приехать за два часа до его начала. К этому моменту болельщики уже оккупировали все бары в радиусе нескольких километров от стадиона. Непосредственно возле арены и в самой чаше стадиона работало несколько десятков торговых точек. Ассортимент не отличается разнообразностью, но это и не нужно. Выпить пару бокалов пилснера или глинтвейна с качественной сосиской или гамбургером, купить атрибутику любимого клуба, обсудить последние новости и шансы команд с друзьями – что ещё нужно футбольному фанату?
Честно говоря, ожидал грандиозной предматчевой церемонии, но клуб ограничивается звучанием аудиотреков из динамиков стадиона, трансляцией мотивационных имиджевых промо-роликов клуба на табло и выступлением ведущего, который разогревает собравшихся на трибунах за 10 минут до начала матча. А собираются к этому времени почти все зрители. Eсли не успеешь, просто не хватит удобного места, чтобы смотреть матч – аншлаг!
Затем включают гимн клуба, и фанаты начинают петь, не замолкая до самого финального свистка. Когда я пишу "фанаты", я имею в виду весь стадион – от десятилетнего малыша до женщины за 70, чей муж, видимо, из бывших ультрас, кажется, сам сейчас выпрыгнет на поле.
А трибуна ультрасов похожа на живой организм, который скандирует, постоянно прыгает, двигается из стороны из стороны в сторону и машет клубными флагами. При этом видно, что болельщики хорошо разбираются в футболе и действительно поддерживают свою команду. Грамотное давление на судью, когда он принимает решения не в пользу домашней команды, на соперника, когда он тянет время, и аплодисменты своему игроку за то, что на рывке достал мяч возле лицевой линии и выбил его в аут, заставляют футболистов Униона просто летать над полем все 90 минут.
После матча практически все зрители остаются на местах еще минут 10 – команда обязательно подойдет к каждой трибуне поблагодарить за поддержку. И футболисты получат мощный энергетический заряд – фанаты благодарны им за самоотдачу и купают в аплодисментах, скандируя Eisern Union.
P.S. По дороге домой мы (кто как запомнил) напевали гимн Униона и мечтали о том, как когда-нибудь сделаем подобные праздники нормой на новом стадионе в Ровно. Впрочем, не Берлином единым – в апреле мы планируем новую поездку в новый клуб, так что продолжение следует…
показати приховати