УКР РУС

Сапожник без сапог: почему в Риме ненавидят Мончи?

30 мая 2023 Читати українською
Автор: Н. Ч.

Известный спортивниый директор развалил одну из сильнейших команд в истории римского клуба.

Корни этой истории берут своё начало из классической итальянской коррупции. Проект собственного стадиона был для президента Ромы идеей фикс: Джеймс Паллотта планировал построить целый комплекс – с кафе, ресторанами, развлекательными центрами, бассейнами, спортзалами – всё это позволяло бы ему и клубу зарабатывать достаточное количество денег, чтобы удерживать Рому на плаву на самом высоком уровне. К 2017 году он осознал, что всем желающим чиновникам и представителям различных комиссий взятки и откаты заплатить не получится – "стервятники" об этом пронюхают, и их налетит ещё больше. И Паллотта сменил стратегию: он решил зарабатывать деньги с продажи и перепродажи главного актива почти любого футбольного клуба – игроков. Именно с этой целью Мончи – один из лучших на тот момент спортивных директоров мира – прибыл в Рим на замену Вальтеру Сабатини.

Моуринью закрыл тренировки Ромы от клубных сотрудников – тренер готовит сюрприз на финал ЛЕ

Американский владелец Ромы привык мыслить рационально, и отказывался понимать принципы работы Сабатини, который определял класс и потенциал игрока на глаз. Именно в такой способ "курильщик" пригласил в Рому с 2010 по 2016 год ряд звёздных игроков. Он выпивал по 15 чашек кофе и выкуривал по три блока сигарет в день, но заключал контракты с Щенсны, Алиссоном, Рюдигером, Бенатья, Маноласом, Фасио, Строотманом, Пьяничем, Наингголаном, Салахом, Жервиньо, Перотти, Джеко и прочими. За пять лет под его руководством Рома заработала на трансферах более 170 миллионов евро.

Пришедший из мира бейсбола и НБА Паллотта не понимал Сабатини, и это его пугало. Когда президент Ромы решил приставить к нему своего помощника Алекса Дзекку, стало понятно: это начало конца.

Основывавшийся на компьютерных данных и статистических выкладках Мончи получил полный карт-бланш в вопросах трансферов и трансферной политики. Кого продать, за какую сумму, кого приобрести – во всех этих вопросах за Рамоном оставалось последнее слово. Взамен Паллотта требовал двух вещей: прибыли и удержания уровня команды, которая с 2014 по 2017-й опустилась на одну строчку ниже второго места лишь однажды.

24 апреля Мончи официально стал спортивным директором Ромы. 13 июня он произнёс знаменитую фразу "Рома – не супермаркет, мы не будем продавать лидеров" и в тот же день пообещал, что Рюдигер "точно останется в клубе". Менее чем за месяц после этого Антонио был продан в Челси.

Салах был продан в Ливерпуль ещё раньше. Это было неизбежно: Мохамед рвался в АПЛ, а Роме нужны были деньги, чтобы вписаться в правила финансового фэйр-плей. Если бы римский клуб не сделал это до начала июля, рисковал быть дисквалифицированным из Лиги чемпионов. Сейчас в это сложно поверить, но египтянин обошёлся Ливерпулю всего лишь в 42 миллиона евро (+8 млн евро в виде бонусов). В Риме пофыркали, но в конце концов успокоились. "Это ведь Мончи! Он знает, что делает".

Новый спортдир пригласил на пост главного тренера Эусебио Ди Франческо, но предложил ему несбалансированную команду. На место ушедшего Рюдигера был приглашен Карсдорп, Паредеса заменил Гоналон, а Салаха – Ундер. Сезон 2017/18 "джаллоросси" отыграли на старом багаже Сабатини – заняли третье место в Серии А и дошли до полуфинала Лиги чемпионов. Тот сезон приобретённый Патрик Шик просидел на скамейке – в схеме 4-3-3 на острие атаки блистал Джеко, которого периодически подменял Дефрель. На вопрос о том, зачем купил чешского форварда, Мончи однажды ответил: "Некоторых игроков нужно приобретать при любых обстоятельствах, даже если позиция футболистами подобного типа полностью укомплектована".

Главную славу Мончи с негативной точки зрения принесло летнее трансферное окно 2018 года. Спортивный директор "джаллоросси" не только продал Алиссона, Кевина Строотмана и Раджу Наингголана, но и приобрёл Робина Ольсена, Вильяма Бьянда, Давиде Сантона, Ивана Маркано, Анте Чорича, Джастина Клюйверта, Стивена Нзонзи, Николо Дзаньоло и Брайана Кристанте. Из всего этого списка в Роме заиграли только двое последних.

Главные претензии к Мончи тем летом можно было свести к трём пунктам: Пасторе, Раджа, Алиссон. Испанский директор пригласил не игравшего несколько последних сезонов Пасторе вопреки пожеланиям тренера и сделал его вторым самым высокооплачиваемым игроком команды после Эдина Джеко (3,5 млн евро в год). Мало кого в столице Италии удивило, что за последующие три сезона аргентинец сыграл за Рому три (!) полных матча из общих 37.

Алиссон – уже тогда один из лучших вратарей мира – был продан в Ливерпуль всего за 62,5 млн. евро (+10 млн. евро бонусов), а уже спустя несколько недель Челси выкупил у Атлетика Кепу Аррисабалагу более чем за 72 миллиона евро. Мончи не только облажался с суммой трансфера, но и подписал на замену Алиссону Робина Ольсена. Особенно некомпетентным директора в этой ситуации делает тот факт, что в прошлом Рамон сам был вратарём – сапожник без сапог.

В сентябре 2019 года агент Ольсена Хасан Четинкайя рассказал, при каких обстоятельствах его клиент оказался в Роме. Я встретил Мончи в [тренировочной базе Ромы] Тригории и предложил ему подписать Ольсена. Мончи – очень преданный и благодарный человек. Несмотря на то, что вратари со всего мира стояли в очереди за попаданием в Рому, он посмотрел мне в глаза и спросил: "Что со мной будет, если я подпишу вратаря из Копенгагена, а он не заиграет?" Я ответил: "Знаю, но ты не переживай. Ты не ошибёшься". И мы пожали руки".

Ещё одной больной темой для столичных тифози стал уход любимчика Наингголана. Бельгиец не соблюдал режим, посещал вечеринки, употреблял алкоголь, но при этом – как когда-то Джордж Бест – выходил на поле и делал разницу. Не посоветовавшись с главным тренером Мончи решил, что от таких игроков нужно избавляться – и продал одного из лучших опорников в стиле бокс-ту-бокс в Интер. Позже Раджа вспоминал: "Сабатини – один из лучших директоров, которого я когда-либо встречал, он шикарно разбирается в футболе. На его место пришёл другой, который просто разрушил команду. Он продал всех игроков, я даже не хочу произносить его имени. Если бы я только знал, что он вскоре уйдёт, я бы остался..."

Нельзя просто так менять Алиссона на Ольсена, Наингголана на Нзонзи, а Салаха на Клюйверта, и при этом ждать, что игра и результаты команды не ухудшатся. В проигранном римском дерби со счётом 0:3 стоимость восьмерых игроков запаса (Пасторе, Шика, Чорича, Нзонзи, Карсдорпа, Маркано, Клюйверта и Сантона) перевалила за 120 миллионов евро – испанский директор не только ослабил команду, но и не заработал на перепродаже новичков. Это был полный провал: команда, которая при предыдущем спортивном директоре набирала в худшем случае 70 очков за чемпионат, после "вмешательства" испанского d.s. начала сражаться за попадание в Лигу Европы.

Когда у Мончи спросили, по какой причине он решил бросить успешную работу в Севилье ради Ромы, он ответил: "Я упёрся в потолок и не развиваюсь. Хочу покинуть зону комфорта и проверить свои силы на новом месте". На собственном примере Рамон должен был убедиться, что не всегда стоит искать новые вызовы – иногда следует просто не делать глупостей.

"Я очень рад возможности встретиться с Ромой в финале Лиги Европы. Я очень сильно её люблю!", – сказал Мончи после ответного полуфинала Севильи с Ювентусом. Но эта любовь не взаимна. В Будапеште испанцу римских тифози лучше не встречать – они единоличны в своём мнении по поводу того, кто развалил одну из самых сильных команд в истории клуба.

Какая ирония! Исправить все прошлые ошибки Мончи в Риме может победа Ромы в Лиге Европы – благодаря попаданию в Лигу чемпионов и финансовой подушке от УЕФА.

В финальном матче с его Севильей.

Рома выстояла против Байера и пробилась в финал Лиги Европы – Моуринью приблизился ко второму подряд евротрофею