УКР РУС

"Приехал ко мне майор НКВД, арестовал и забрал в "Динамо". Бессмертные цитаты Евгения Лемешко

3 июня 2016 Читати українською
Автор: Олег Бабий

На 86-м году жизни скончался патриарх украинского тренерского цеха, который в разные годы возглавлял "Карпаты" и "Металлист". "Футбол 24" вспоминает, каким был Евгений Филиппович.

Откровенно говоря, мои детские годы прошли не так сладко, как этого хотелось бы.

Мама меня спросила: «Сынок, куда пойдешь: в школу или в ремесленное училище?». Я выбрал второй вариант. Главным преимуществом ремесленного училища было то, что там кормили и давали обмундирование.

После окончания училища я пошел на завод. Работал на судостроительном заводе имени 61 коммунара. Там устроился в главную кузницу кузнецом.

Имел только одну рубашку. Поэтому на танцы надевал пиджак на голое тело и так ходил. Молодым - море по колено.

Тренеры разных команд, приезжая к нам, говорили: «Заберите из ворот того Лемешко, потому что с ним мы у Николаева никогда не выиграем».

Приехал ко мне из Киева майор НКВД, арестовал и забрал в украинскую столицу. Только что прибыл, оформили мне призыв в армию. Поставили перед фактом: «Будешь играть в киевском «Динамо» или отправим туда, «куда Макар телят не гонял». Так я оказался в «Динамо».

Армия держала на месте лучше, чем сейчас контракты.

Это теперь Киев - мегаполис, большой европейский город. Тогда он был периферией. В Ленинград мы приезжали чуть ли не как из деревни. Невский проспект, по нему ходят шикарные дамы, немало ресторанов, в которых тоже прекрасные, одетые и раздетые женщины, отель «Европейский». Мы тогда еще не были готовы, чтобы в таких условиях жить.

Никогда не забуду, как моему партнеру Владимиру Ерохину в матче против «Зенита» пробили в верховой борьбе затылок. Кровь текла рекой. Он тут же встал и всю игру отыграл. Современных игроков немного поцарапал, они полчаса лежат, потом их час с поля выносят. Это партерный футбол. Почему они постоянно валяются? Это же надо уметь так упасть, чтобы десять раз перекрутиться.

В матче с «Динамо» в Москве получил очень сложную травму мениска. Когда вернулись, тренеры рекомендовали делать операцию. «Куда мне уже? Возраст такой, что пора заканчивать»- говорю. Решил с футболом завязывать. Хотя мне всего 28 было.

Когда я в конце 1966-го принимал «Карпаты», эта команда была на уровне каменного века.

Иногда просто увижу, что ребята в селе футбол бегают, и немного за ними наблюдаю. Талантливых детей можно заметить повсюду. В этом и заключается талант тренера, он должен не только следить за поединками команд мастеров, но и не чураться поехать на периферию.

Володю Данилюка я пригласил со Стрыя. Это вам не из Аргентины какой-то там. Свои ребята играли.

Тренера уважают только до тех пор, пока он нужен. Затем кому-то что-то переклинивает - дают с носка под зад и говорят «до свидания».

Что поделаешь, если судьбу футбольной команды решали люди, которые привыкли работать на уровне завода?

Рабочий день у меня всегда начинался с утренней зарядки. После этого шел в обком. Там решал насущные вопросы - с продуктами, кому выбивал жилье или машину. Дефицитными тогда были одежда, мебель, те же продукты. Сейчас просто представить - трудно было раздобыть килограмм гречки!

У меня все порядочные люди - любимцы. Если человек добросовестно тренируется и играет, то почему я не должен отвечать ему хорошим отношением? При этом не скажу, что с кем-то из игроков у меня были особые личные отношения. Ко всем относился одинаково. Пытался никого не обидеть, хотя, конечно, мог погарячиться и что-то острое иногда «выжигал».

На фото: Евгений Лемешко и "Металлист" -1981

Я с «Металлистом» всегда боролся с «динамовцами» до конца. Дважды мы киевлян победили - в 1983-м и «звездном» для «Динамо» 1986-м. Валерий Васильевич (Лобановский, - прим. «Футбол 24»), видимо, был тогда очень недоволен. И вообще моя упрямство в Киеве многих раздражало. Очевидно, именно поэтому после завершения тренерской деятельности никакой работы на должностях функционеров мне и не предложили. Ничего не поделаешь.

Помню, забил Тарасов гол - и перекрестился. Так меня чуть с должности не сняли! «Где ваша воспитательная работа?» - спрашивали в Москве. Я говорю: «Да он крестьянин из села, простой парень». Едва выкрутился тогда. А сейчас смотрю на футболистов: только по мячу попал - и уже крестится.

Знаете, чем футболистов за эту победу (в финале Кубка СССР-1988, - прим. «Футбол 24») наградили? Дали по... велосипеду! И это в Харькове, городе, который никогда не выигрывал Кубок СССР к тому и не побеждал поныне даже в Кубке Украины.

А потом был распад Союза и первый национальный чемпионат Украины. Я - человек старой формации, привык, что приду в обком партии или к директору завода и все вопросы решу непосредственно с ними. Но когда какое-то, простите, чмо болотное, у которого есть деньги, начинает рассказывать, как надо работать и какие мы должны занимать места... Вынужден был от такой работы отказаться.

Второй тренер иногда значит гораздо больше, чем главный. Но народ видит только тех, кому медали вешают.

Таких ребят, которые выпивали, а потом сопли разводили, я ужасно не любил. Сразу от них отказывался. Мужик? Выйди и покажи характер!

На фото: Михаил Иванович и Евгений Филиппович. Корифеи!

Кварцяного, если честно, не помню. Это сейчас он популярен, хотя, как по мне, то лучше бы он писал...

Это трагедия украинского футбола, что наставник абсолютно ничего не решает. Отвечает только за тренировочный процесс, а все другие вопросы для него за кадром. Почему мы тогда удивляемся, что полгода, максимум год - и за кадром остается один тренер. Сколько у нас в клубах сейчас специалистов, которые на одном месте работают хотя бы два года?

Современные футболисты, кроме своих контрактов, вообще ничем не интересуются.

Теперь за футболистами везут душ. Не футболист идет в душ, а душ везут к футболисту. Когда-то не было этого сюсюканья.

Я не слежу за нашим чемпионатом. Не за кем следить! Три коллектива, а остальные - для протокола. На определенном этапе сказалось и засилье легионеров. Какой смысл возиться с молодежью, если вместо этого можно взять готового игрока? Вот и отбили у ребят желание заниматься.

Главным критерием оценки работы клубов всегда будут болельщики. Меня никто не убедит в обратном.

Футбол - это спорт простого народа. Кто начинал в него играть? Матросы, рабочие. У меня в свое время 70 процентов ребят были из неблагополучных семей. Тот без отца рос, тот - без матери. Но футбол научил их жизни.

Футбол ничего не прощает. Команда существует 5-6 лет, а дальше нужно делать реконструкцию.

На фото: С внучкой Дарьей

Что мне в 84 года нужно? Чтобы у детей все было хорошо, чтобы внуки росли, учились. У меня их трое.

Когда тебе 50 или 60, можно и пошутить, а тут думаешь, как дожить до утра. Другой возраст - другие мысли.

Считаю, что праздновать такие юбилеи (85-летие, - прим. «Футбол 24») было бы слишком смело. Это уже такой возраст, который не внушает большого оптимизма. Жизнь уже прошла.

Страница автора в Facebook

"Меня часто называют диктатором". Бессмертные цитаты Валерия Лобановского