УКР РУС

"Если твои парни не прекратят, я тебе врежу": Рома выиграла первый еврокубок в 60-е – не все признают его легитимность

31 мая 2023 Читати українською
Автор: Н. Ч.

В 1961 году Рома вышла в финал Кубка Ярмарок. Для победы в финале ей пришлось пригласить тренера, которого из Реала "уволил" Ференц Пушкаш.

Зарождение антисоветского турнира

Вторая мировая оставила европейский континент в руинах. В 1955 году заместитель президента ФИФА Эрнст Томмен заручился поддержкой генерального секретаря FA Стэнли Роуза и президента FIGC Отторино Барасси и организовал альтернативный Кубку чемпионов турнир – Кубок Ярмарок. Состязание должно было стать частью воплощения "плана Маршалла" – участниками могли стать команды из промышленных городов, которые принимали ярмарки. Идея заключалась в экономическом возрождении крупных городов, которые испытывали трудности послевоенного периода.

"Это отвратительно": игроки Байера раскритиковали Рому и Моуринью за "антифутбол"

Из-за того, что турнир подстраивался под расписание ярмарок, первый розыгрыш растянулся на три года. Чтобы соревнование получилось более интересным, организаторы внедрили ограничение: каждый город мог быть представлен только одной командой. В первом розыгрыше участвует Интер? Отлично, значит, Милан остаётся дома.

Томмен, Роуз и Барасси отправляли приглашения городам, а не конкретным клубам. Астон Вилла отказалась создать с Бирмингемом совместную сборную города, поэтому "синие" были представлены отдельной командой. В Лондоне желание сыграть в новом турнире изъявили 11 клубов – руководителям столицы пришлось устанавливать квоты: каждый из клубов мог отправить в сборную Лондона по несколько игроков. Таким же способом решили вопрос путёвок такие города как Барселона, Копенгаген, Вена, Загреб, Лейпциг, Кёльн, Франкфурт и Базель. А вот крупнейшие города СССР приглашений для участия не получили – план Маршалла ставил перед собой цель усилить влияние американского рынка в Европе и, следовательно, нейтрализовать продвижения советской продукции.

Да, футбол в те годы был оружием в холодной войне.

В конце 50-х/начале 60-х Рома была более конкурентоспособной, чем Лацио – римская мэрия не думала дважды при вручении ей мандата на участие в новом еврокубке. Кубок Ярмарок просуществовал до 1971 года и покорился лишь одной итальянской команде – на третьем году своего существования.

Последствия "сладкой жизни"

Президент Ромы Анаклето Джанни сделал всё возможное, чтобы усилить состав. 22 июня 1959 года в аэропорту Чампино приземлился Педро Вальдемар Манфредини – звезда аргентинского футбола, получивший у себя на родине прозвище "Брил" из-за своих вечно сверкающих волос. Как только он сошел с трапа самолёта, его сфотографировали снизу вверх. Благодаря оптическому обману его ноги казались гигантскими, хотя на самом деле он носил обувь 42 размера. По этой причине Манфредини в столице Италии получил новое прозвище – "Снежный человек".

Командой в те годы руководил Альфредо Фони, чемпион мира в составе сборной Италии 1938 года, который уже дважды приводил Интер к завоеванию золотых медалей в качестве тренера. В Роме он выполняет функции менеджера на британский манер – не только тренирует команду, но и руководит трансферной кампанией. С самого начала Фони утверждает, что сезон 1959/60 для Ромы станет "переходным" – подписание одного Манфредини явно недостаточно для качественного скачка.

В столице Фони сталкивается с проблемой "сладкой жизни" – именно в этом часто обвиняются игроки его команды. Они не хотят сильно напрягаться, их устраивает способ жизни – слава, внимание девушек, походы в рестораны. Фони штрафует игроков, болельщики протестуют во время тренировок, капитанская повязка меняет своего владельца – Гуарначчи больше не достоин её носить. Девятое место в таблице не вызывает улыбки на лицах римских тифози, и скрасить серые будни способны только две победы в дерби.

В следующем сезоне Фони получает желанное усиление состава: в защиту приобретаются Фонтана и Раймонди, в среднюю линию – Лохаконо, в нападение – Меникелли и 35-летний Скьяффино. Отчасти благодаря этому Рому периодически начинают называть "кладбищем слонов" – в составе собралось слишком много заслуженных ветеранов "предпенсионного" возраста.

Манфредини начал сезон с четырёх хет-триков – в ворота Бари, Удинезе, Лацио и Падовы. "Джаллоросси" стремятся играть в атакующий футбол, иногда на поле одновременно выходят Орландо, Лохаконо, Манфредини, Скьяффино и Сельмоссон. По этой причине блестящие победы чередуются с нелепыми поражениями. Стабильность проявляется только в новом еврокубковом турнире – Кубке Ярмарок. По сумме двух матчей Рома прошла Унион Сан-Жилуаз, по сумме трёх – Кёльн и Хиберниан.

Именно Кёльну римляне проиграли свой единственный матч в походе за трофеем. Команде предстояла важная игра в чемпионате с Удинезе, и Фони решил приберечь основной состав. В Германии тренер выпустил Джампаоло Меникелли вместо креативного Скьяффино и 17-летнюю будущую клубную легенду Джанкарло Де Систи вместо лучшего бомбардира Манфредини, а также испытал Орландо на позиции центрального нападающего. Эксперимент провалился, но Де Систи навсегда запомнил свой дебют за первую команду. Он так носился за немцами по полю, что в один момент Скьяффино не выдержал и крикнул из-за пределов поля: "Парень, остановись! Переведи дух и оставайся на месте. Мяч сам к тебе прилетит". Римлянам повезло, что третий матч – переигровка – состоялся снова в Риме (4:1).

Шотландцы выбили из розыгрыша гегемона турнира Барселону, и теперь должны были сыграть с Ромой. В домашнем для себя матче вратарь Хибз Ронни Симпсон дал установку своим защитникам не выстраивать стенку – он не знал, что Лохаконо своим пушечным ударом способен убить человека. В том противостоянии (2:2, 3:3) аргентинец оформил три мяча из пяти.

За несколько дней до третьей дополнительной встречи Фони стоял перед дилеммой: он осознавал, что капитану Лози будет тяжело играть в этой встрече, ведь он только что прибыл из расположения сборной Италии после матча с англичанами. Но тренер всё же осмелился: "Джакомо, если бы я тебя попросил снова сыграть сегодня вечером, что бы ты мне ответил?" Несмотря на дождливую погоду и перспективу снова играть с британской командой, Лози обрадовался такой перспективе. К его счастью в этой встрече Рома на Олимпико (снова!) проблем с Хибернианом не испытала – чемпионат Шотландии на тот момент уже был завершён, а Серия А была в самом разгаре. Героем дополнительного матча стал Манфредини, оформивший покер за 57 минут (6:0). Лохаконо в этот раз покинул поле без голов – он набрал лишний вес, из-за чего даже был отстранён от нескольких тренировок.

Вторая переигровка по ходу одного розыгрыша нарушила запланированный график турнира, оба финала которого должны были состояться в конце мая. Финальные матчи было решено перенести на сентябрь, и это стало ключевым моментом в этой истории – неподготовленная для европейского успеха Рома получила время на подготовку.

Вратарь Ромы восхищал Пеле: потащил уникальный пенальти, получил футболку легенды и отказался от перехода в Сантос

Побег из окна гостиничного номера и другие чудачества Лохаконо

За лето в клубе произошли серьёзные изменения. Анаклето Джанни не простил Фони поражение в последнем римском дерби, и на место уволенного наставника пригласил Луиса Карнилью, который несколькими годами ранее привёл Реал к победе в двух розыгрышах Кубка чемпионов. Аргентинский специалист был уволен легендарным Сантьяго Бернабеу после выигрыша КЕЧ 1959 года – президенту Мадрида не понравилось, что тренер не выпустил в финальном матче с Реймсом Ференца Пушкаша.

Луис Карнилья

Отношения тренера с новой командой, особенно с её лидерами, наладились не сразу. Лохаконо был пойман Карнильей, когда ради боксёрского поединка пытался покинуть свой гостиничный номер через окно. Манфредини же описал свои непростые отношения с наставником в первой главе своей автобиографии под названием "Что я думаю о Карнилье": "Карнилья спросил меня, пойму ли я, когда настанет момент, что я больше не приношу пользу команде. Я ответил утвердительно, и в тот момент смирился с мыслью, что мне придётся паковать чемоданы".

В то межсезонье клуб покинули такие звёздные легионеры как Альсидес Гиджа, Хуан Альберто Скьяффино и Арне Сельмоссон (тот самый швед, который забивал в римском дерби за обе столичные команды), а вместо них состав пополнили Дино Да Коста, Торбьерн Йонссон и Антонио Анджелилло. Последний пришёл из звёздного Интера Эленио Эрреры – "маг" гноил его в запасе, считая, что тот желает развлекаться и жить на широкую ногу вместо того, чтобы строить футбольную карьеру.

За несколько дней до выезда в Бирмингем Рома проводила генеральную репетицию финала в матче шестого тура чемпионата с Катаньей. В то время пресса как раз написала о желании Ювентуса приобрести Лохаконо, и атакующий полузащитник вроде бы как не был против такого развития событий. В середине второго тайма он реализовал пенальти, но вместо восторженных возгласов услышал в свой адрес свист и гул. Последующая реакция Франсиско на события стала легендарной: аргентинец присел на краю поля и несколько минут не принимал участия в игре, которая продолжалась. Чтобы вразумить лидера команды потребовались усилия не только половины его одноклубников и тренера, но и Винченцо Бьянконе – именитого для "джаллоросси" спортивного директора, который часто становился помощником главных тренеров, но никогда не брал бразды правления в свои руки.

После матча, который римляне выиграли 4:0, в раздевалку команды ворвался взъярённый звёздный киноактёр, большой поклонник "джаллоросси" и автор легендарной фразы "Рому не обсуждают – её любят" Ренато Рашель. Что случилось дальше история умалчивает, но несложно догадаться, что ухажёру будущей миссис Челентано Клаудии Мори пришлось несладко.

Угроза дисквалификации из международных соревнований

На выезд в Бирмингем вместе со своей командой Лохаконо не отправился и пропустил не только походы по магазинам перед игрой, но и официальный банкет в честь визита после оной. Рома не включила аргентинца в заявку, поскольку вела переговоры с Миланом о его продаже. На следующих выходных "россонери" предстояло играть в дерби с Интером, и римский клуб хотел уберечь аргентинца от травмы.

Наверняка встреча игроков обеих команд на банкете после матча получилась незабываемой. Игра получилась очень грубой, после очередного нарушения правил в исполнении защитника хозяев Брайана Фармера против Маникелли тренер Ромы выбежал на поле в знак протеста. Как отмечал корреспондент Кен Джонс из Daily Mirror, при более слабом арбитре, нежели шотландец Бобби Дэвидсон, матч при столь высоком напряжении мог легко выйти из-под контроля.

В сезоне 1961/62 Рома ещё ни разу не побеждала в гостях, но не проигрывала дома. На Сент-Эндрюс статистика была подтверждена: после дубля Манфредини Бирмингем сумел отыграться, забив на 78-й и 85-й минутах. Вратарь Ромы Фабио Кудичини вспоминал: "В Бирмингеме я сыграл один из лучших матчей в своей карьере. Мы играли во время сильного ливня, но мне удалось совершить несколько потрясающих спасений. Каждый раз, когда я вставал во вратарской площадке, англичане атаковали меня как сумасшедшие – арбитр меня особо не защищал".

Очевидно, неспроста Футбольная ассоциация Англии по ходу розыгрыша Кубка Ярмарок в том сезоне пригрозила Бирмингему дисквалификацией из международных соревнований. Удаление Джонни Гордона в матче с датским КБ стало для бирмингемцев пятым за последний год в международных матчах, и FA всерьёз переживала по поводу того, что игроки Бирмингема портят престиж и репутацию британских клубов за границей. Должно быть Бирмингем внял этим угрозам, поскольку к полуфинальной игре с Интером был допущен. В финале же англичане снова взялись за старое, что, конечно же, можно объяснить нежеланием упускать международный трофей.

"Олимпийское" побоище

Главный тренер сборной Италии Джованни Феррари позволил трём игрокам Ромы – Франсиско Лохаконо, Антонио Анджелилло и Джакомо Лози – опоздать в расположение национальной команды, которая готовилась к выездной встрече с Израилем в рамках отбора к ЧМ-1962. Омар Сивори – конкурент Анджелилло по позиции – раскритиковал это решение тренера; по его мнению, интересы сборной должны превалировать над клубными.

Атмосфера в день ответного финала была напряжённой. Нападающий Бирмингема Джимми Харрис вспоминал, как игроки Ромы держались позади, когда команды выходили на поле – они знали, что болельщики (которые заполнили Олимпико в будний день в рабочее время, несмотря на забастовку общественного транспорта) устроят гостям "душ из песка" через проволочную сетку, призванную защищать игроков от предметов, которые летят сверху. В бульварной прессе Бирмингем называли "брумминскими* негодяями" – команда славилась "силовым" футболом и соответствующими качествами, и поэтому Кен Джонс удивился самообладанию игроков гостевой команды, поскольку "итальянцы использовали все уловки, чтобы вывести англичан из равновесия".

Уже на десятой минуте Карнилья выбежал на поле и в ответном финале – чтобы оттащить капитана Бирмингема Джимми Блумфилда от одного из своих подопечных. Спустя какое-то время столкновение Брайана Орритта и Джампаоло Меникелли привело к новой потасовке в стиле "стенка на стенку". Официальные лица Ромы уже были готовы к такому развитию событий – Карнилья хоть и выбежал на поле повторно, к драке его не подпустили. Наставник Бирмингема Гил Меррик тоже решил вмешаться, чтобы охладить ситуацию.

Гил Меррик

После возобновления игры игроки Бирмингема продолжили действовать очень грубо: Орландо, Лохаконо и Манфредини не уставали получать по ногам. После очередного грубого приёма Фармера Меникелли остался лежать на газоне, и тогда-то Карнилья уже не выдержал. Он подошёл к Меррику и, глядя глаза в глаза, выпалил: "Если твои парни не прекратят, я тебе врежу".

В перерыве французский рефери Пьер Швинте предупредил обоих капитанов - Блумфилда и Лози – что любое дальнейшее проявление недисциплинированности или вспыльчивости приведет к удалению. Но единственным игроком, получившим устное предупреждение от арбитра в подтрибунном помещении, стал... Лохаконо. После матча тренер Бирмингема Гил Меррик будет утверждать, что аргентинский полузащитник был единственным игроком, с которым Швинте имел диалог в перерыве: "С Блумфилдом он вообще не разговаривал!"

Джонни Скофилд спасает Бирмингем после удара Манфредини

Хорошо, что Франсиско остался в игре – именно его действия привели к автоголу Фармера в начале второго тайма. После предупреждения судьи игроки обеих команд прекратили пытаться ломать друг друга, и грубости на поле поубавилось. Соперники обменялись голевыми моментами, но второй и последний мяч в этой встрече влетел в ворота Джонни Скофилда на 90-й минуте, когда бирмингемцы всеми силами побежали отыгрываться. Голом в девятку с дальнего расстояния отличился Паоло Пестрин.

После матча СМИ обеих стран отмечали, что разницу на поле сделал Лохаконо – "выдающийся исполнитель, который превзошёл своих соперников, но чей вспыльчивый характер постоянно портил превосходное выступление. Он провоцировал своих оппонентов, был зачинщиком драк и грубил в адрес рефери. При этом он сыграл важную роль в первом забитом мяче..." Главный тренер Бирмингема Гил Меррик, который перед ответной игрой надеялся на "быстрый гол или два" в исполнении своей команды, признал, что Рома сыграла лучше и заслуженно победила. "Но она не продемонстрировала никакого спортивного мастерства", – заключил экс-вратарь сборной Англии.

Между двумя финалами в английской прессе ходили слухи о заинтересованности Ромы в двух игроках Бирмингема, правом вингере Майке Хеллауэлле и капитане-инсайде Джимми Блумфилде. Редакцию The Birmingham Mail забросали письмами фанатов "синих", которые возмущались перспективой продажи клубом своих главных звёзд. Тренеру Меррику пришлось на эти слухи отреагировать: "Неужели болельщики думают, что я хочу отпустить Блумфилда? Только сумасшедший может подумать, что мы предпочтём Джимми итальянским деньгам". Сам капитан был не так однозначен: "Если Бирмингем согласен платить мне столько же, сколько мне предлагают зарабатывать в Италии, я бы, конечно, предпочёл остаться в Англии. В противном случае..."

Хеллауэлл назвал слухи об интересе Ромы просто слухами: "Я хорошо сыграл в первом финале, и очевидно, Рома мной заинтересовалась. Но я думаю, это были пустые разговоры. В те времена никто не покидал чемпионат Англии ради карьеры за границей".

***

Так Рома выиграла свой первый в истории европейский трофей. Но в Риме до сих пор ведутся споры по поводу его легитимности. Организаторы турнира допускали участие любительских, полулюбительских и смешанных команд и не имели никакого отношения к УЕФА. Помимо этого формат турнира предусматривал доступ команд по приглашению, а не за спортивные заслуги. И хоть раньше УЕФА утверждал, что Кубок УЕФА был создан на смену Кубку Ярмарок, в 2005 году организация окончательно расставила все точки над "і", официально заявив, что Кубок Ярмарок не является преемником Кубка УЕФА.

Поэтому официально Рома выиграла первый в своей истории еврокубок – Лигу конференций – лишь в прошлом сезоне. Только не говорите об этом её болельщикам.

*Брумми – неформальное прозвище жителей Бирмингема.

У Роми два гімни: чи зіграє на Олімпіко другий, залежатиме від Зорі