УКР РУС

"В мыслях была только война". Как не предать Родину, если играешь за команду врага

15 июля 2016 Читати українською
Автор: Олег Бабий

"Футбол 24" рассказывает удивительную историю двух аргентинцев, которые оказались в чемпионате Англии в разгаре Фолклендской войны.

Короткая, но важная справка...

Фолклендские острова – это архипелаг в южной части Атлантического океана, в 483 километрах к востоку от берегов Аргентины.

Начиная с XIX века, Аргентина считала Фолкленды своей территорией.

В 1833 году Фолклендские острова захватила Британия, что вызвало естественное возмущение аргентинцев.

В начале 1982 года генерал-лейтенант аргентинской армии Леопольдо Галтиери принял решение силой отобрать Фолкленды у англичан. Расчет был на то, что триумфальная победа силой оружия улучшит плачевный политический рейтинг Галтиери.

2 апреля 1982 аргентинский десант высадился на островах и заставил капитулировать британский гарнизон.

Англичане отреагировали, отправив свои военно-морские силы, в частности – подводные лодки.

Основные боевые действия начались 1 мая 1982-го, когда аргентинская авиация атаковала британский флот.

На следующий день британская атомная подводная лодка потопила аргентинский крейсер "Генерал Бельграно" (на фото) – погибли 323 человека. Это стало самой большой потерей Аргентины за все время войны.

Официальная дата окончания необъявленной войны – 20 июня, когда британцы заняли Южные Сандвичевы острова.

Потери сторон достигли практически одной тысячи человек. Свои жизни положили 649 аргентинцев и 258 британцев.

*******

Кровопролитие происходило в момент мирового доминирования сборной Аргентины. В 1978-м "альбиселестес" благодаря "дублю" Марио Кемпеса и голу Даниэля Бертони одолели Нидерланды в финале Кубка мира. А вскоре два ярких представителя этой команды – хавбеки Освальдо Ардилес и Рикардо Вилья переехали на Туманный Альбион, что стало настоящей трансферной бомбой для тех времен. Это была эпоха, когда легионеры в чемпионате Англии еще считались экзотикой.

Инициатором подписания аргентинцев стал главный тренер "Тоттенхэма" Кит Беркиншоу. За двух чемпионов мира "шпоры" заплатили чуть больше 700 тысяч фунтов.

На фото: Вилья, Беркиншоу, Ардилес

Сначала новички общались только "на языке футбола". Клуб нанял для них репетитора, но изучение английского продвигалось очень сложно. Даже ходили легенды, мол, Ардилес и Вилья научили своего преподавателя разговаривать на испанском быстрее, чем сами усвоили "инглиш".

Как бы там ни было, а Осси, как с любовью прозвали Ардилеса фаны, очень скоро стал лидером "Тоттенхэма". Его признали лучшим игроком Англии по итогам 1979 года, а через два года ему покорился престижный командный трофей – национальный Кубок. Рикардо (или просто – Рики) Вилья выступал на островах не столь убедительно, как его соотечественник, однако вошел в историю "Тоттенхэма" как автор исторического гола в ворота "Ман Сити" в переигровке финала Кубка Англии-1981. Эффектный голасо Вильи признан голом столетия, забитым на поле легендарного "Уэмбли".

Все складывалось как нельзя лучше, и вдруг – война!

Через день после того, как начался вооруженный конфликт, Ардилес вышел на поле в матче Кубка Англии и помог "Тоттенхэму" обыграть "Лестер". Однако через два дня отчалил на родину. Среди англичан распространялась версия "кумир нас предал". В Аргентине же Ардилеса вознесли до сана настоящего патриота. Истина была где-то посередине: Осси прибыл в расположение национальной сборной, которая начинала подготовку к испанскому Кубку мира.

Несмотря на действующий контракт с "Тоттенхэмом", путь в обратном направлении для футболиста был перекрыт. Во-первых, Великобритания еще в течение полугода после окончания войны запрещала Ардилесу въезд на свою территорию. Во-вторых, раны у аргентинской нации еще кровоточили и возвращение Осси в "Тоттенхэм" расценили бы как предательство.

Однако "шпоры" нашли выход из затруднительной ситуации. Они отдали своего виртуоза в аренду – в ПСЖ. Ардилес провел в Париже один год, играл довольно плохо, а тот период подытожил так:

"Во Франции я играл просто провально. В мыслях была только война".

Относительно Рикардо Вильи, то он пересидел бурное время в Лондоне. Его фигура была менее масштабной, поэтому и претензий к нему гораздо меньше. Свою патриотическую позицию Рики выразил лишь однажды, бойкотировав финал Кубка Англии-1982.

Когда все утихло, Вилья и Ардилес еще хорошо послужили "шпорам". Особенно – Осси, который помог "Тоттенхэму" завоевать Кубок УЕФА-1984.

Прошли годы. Время залечило раны. В конце 2000-х Освальдо был внесен в Зал славы английского футбола, а Вилья попал в почетный Зал клуба "Тоттенхэм".

*******

История знает еще несколько случаев, когда отдельные футболисты прибегали к политическому бойкоту. Совсем недавно защитник Сердар Таски покинул московский "Спартак" из-за того, что фанаты клуба сожгли турецкие флаги во время матча с "Крыльями Советов". Таски – выходец из Турции. Стерпеть такое надругательство он не сумел.

А в 2003-м разгорелся скандал вокруг Хаима Ревиво. Израильский полузащитник перешел из "Фенербахче" в "Галатасарай", чем спровоцировал взрыв антисемитских атак в свой адрес. В итоге, Ревиво преждевременно вернулся на родину – в клуб "Ашдод".

В условиях необъявленной войны между Украиной и Россией украинцам, конечно, хотелось бы, чтобы наши футболисты продемонстрировали принципиальность, как те, о ком шла речь в этом тексте. Единичные случаи всё же были. Например, Василий Прийма отказался от предложения "Кубани" в 2014-м, а Ротань так и не перешел в "Рубин". Однако сейчас на восток потянулись новые караваны работников – Будковский, Шиндер, Дедечко. Под вопросом – все тот же Ротань. Когда встает вопрос выбора между деньгами и принципами, наши футболисты в основном останавливаются на первом варианте.

Страница автора в Facebook

"Даже Рэмбо не выбрался бы живым из той машины". Невероятные приключения аргентинца, едва не пристрелившего Кадырова