УКР РУС

"Услышав Кучеревского, хотел покончить с футболом". Александр Амисулашвили – о жизни после киевского "Динамо" и большой политике

22 сентября 2016 Читати українською
Автор: Олег Бабий

Откровенное интервью "Футбол 24" с капитаном "Динамо" (Тбилиси).

Александру Амисулашвили – 34 года. На днях он не без скандала попрощался со сборной Грузии. Мы же его помним по киевскому "Динамо", "Днепру" и "Таврии". Правда, в первых двух клубах карьера центрбэка Амисулашвили не сложилась.

"Футбол 24" дозвонился до Александра в Тбилиси, чтобы расспросить о жизни, а заодно поинтересоваться: почему украинские гранды в свое время оказались негостеприимными к нему.

"Я не такой, как Лужный"

– В последнем матче чемпионата Грузии "Динамо" расписало нулевую ничью с тбилисским "Локомотивом". Насколько масштабное это дерби по меркам вашей страны?

– Трудно сказать, насколько это дерби масштабное, потому что на трибунах оно не ощущается. Народ у нас не очень активно ходит на футбол. Сама же игра показала, что мы заслуживали 3 очка. Моментов у ворот соперника хватало, однако не удалось их реализовать.

– С каким клубом у "Динамо" – главная принципиальная заруба?

– "Торпедо" (Кутаиси), конечно же. Против них как раз сыграем в следующем туре на своем поле. Думаю, получится очень приличный матч.

– Растет ли уровень грузинского чемпионата?

– Трудно сказать, пока я футболист и не вижу всего со стороны. Но с приходом нового руководителя федерации создали 5-летний государственный план развития футбола в Грузии. Выделяются под это соответствующие деньги. Со следующего года у нас будет совсем другой формат чемпионата. Будет проходить по системе "весна – осень". Если сейчас 16 клубов разбиты на две подгруппы, то с 2017-го играть будут 10 клубов. Плюс – будет развиваться инфраструктура, будут строиться новые стадионы. Надеюсь, уровень нашего футбола возрастет, потому что пока очень трудно конкурировать с европейскими клубами.

– Действительно, "Динамо" в очередной раз не сумел пробиться в групповой этап Лиги чемпионов. Увидим ли там сильную команду Грузии хотя бы когда-то?

– Мы все надеемся на это – и команда, и руководство, и наши болельщики. Сейчас коллектив очень разочарован из-за того, что не удалось пробиться... Иногда слабые команды обыгрывают сильных – это не редкость. Может какой-то нефарт, но пока нам не удается создать сенсацию. Вот играли с загребским "Динамо". Судьбу противостояния решили отдельные эпизоды.

– Вы – капитан тбилисского "Динамо". Ранее носили повязку в "Краснодаре". Значит, являетесь лидером по жизни?

– Не знаю, со стороны – виднее (Улыбается). Я еще в Самаре был капитаном. Для меня это всегда – большая честь.

– О жесткости Олега Лужного, который был капитаном киевского "Динамо" и сборной Украины, рассказывают легенды. Каким капитаном является вы – строгим или дипломатичным?

– Можно сказать, что все вопросы я решаю дипломатично. К каждому игроку нужно найти индивидуальный подход. Кому-то стоит сказать жестче, а кого-то наоборот – похвалить. В России в этом плане было полегче. А у нас, в Грузии, у мальчиков – горячая кровь, поэтому со всеми нужно находить общий язык, учитывать все нюансы. Существует граница, которую переходить нельзя, независимо от того, капитан ты или нет.

– Ваш кумир – Джон Терри. Насколько вам удалось приблизиться к своему идеалу?

– Если честно, то ни в одной из команд не ставил себе целью стать капитаном. Просто так случалось, что иногда тренер мне доверял эту миссию, иногда – футболисты. Значит, были на то какие-то причины. Очевидно, видели во мне задатки капитана.

"У нас було 4 войны – это повлияло на футбол"

– Вы провели 50 матчей и забили 4 гола за сборную Грузии. Но на прошлой неделе со скандалом завершили международную карьеру. В чем суть этой неприятной истории?

– Нужно учитывать мой возраст, а мне уже 34 года. Плюс – было несколько других причин. А еще у меня 10-летний сын, который ходит в школу и занимается футболом. Может он и не читает это в прессе, но ему друзья рассказывают и показывают. Я не хочу, чтобы ребенок получил психологическую травму. Все это в совокупности подтолкнуло меня к окончанию карьеры в сборной Грузии. Думаю, так для всех будет лучше.

У меня были прекрасные отношения с главным тренером (Владимиром Вайссом – "Футбол 24"). Он – прекрасный специалист и замечательный человек. Мы с ним обсудили эту ситуацию, я ему всё объяснил и он понял. Словом, я хорошо попрощался и с ним, и с партнерами по сборной.

– Обидно, что ваша эпоха в сборной Грузии закончилась именно так?

– Знаете, если посмотреть, как из сборной Грузии уходили другие футболисты... Все заканчивали по-разному. Но большинство – из-за тренера, болельщиков, еще кого-то. Как-то обидно все получается.

– Ваша лучшая игра за сборную Грузии?

– К сожалению, матчей, в которых мы побеждали, не так уж и много. Если вспоминать, то прежде всего следует сказать о поединке, в котором дома обыграли хорватов. Если не ошибаюсь, то сборная Хорватии на тот момент занимала 7 место в рейтинге ФИФА. После этой победы мы еще сохраняли шансы занять итоговое второе место в своей группе. Кроме того, шотландцев обыгрывали. С французами сыграли вничью. Жаль, что положительных результатов оказалось не так уж и много.

– Действительно, все эти годы за сборную Грузии выступали известные футболисты из европейских клубов, игроки с именем, но команда всегда занимала места в нижней части турнирной таблицы. Почему такой диссонанс?

– Если сравнивать старое поколение и настоящее, то тогда футболисты были более искусными – здесь никто не станет спорить. Они играли в чемпионатах Англии, Германии. Качество игры было выше, чем сейчас, но результат тоже не впечатлял. Меняются поколения и тренеры, а результата все равно нет.

На фото: Амисулашвили против Жиру

Грузия – независимое государство в течение 26 лет. За это время у нас было 4 войны. Экономическое положение – не совсем хорошее. В совокупности это влияет и на футбол. Плюс - иногда команде не хватает характера, когда нужно сыграть через "не могу". Болельщики требуют от нас побед, но, к сожалению, пока не удается. Сейчас в сборной Грузии – все впереди. Мы проиграли первый матч отбора на ЧМ-2018, однако еще есть время исправить ситуацию. Надеюсь на лучшее.

"В Киеве не сложилось – виню только себя"

– Как вы попали в киевское "Динамо" в начале 2000-х?

– Сначала я стал игроком тбилисского "Динамо". Буквально через полгода меня вызвали в сборную Грузии. На один из матчей прибыли наблюдатели из Киева. А через год вышли прямо на меня и сказали: "Хотим видеть тебя в "Динамо". Приезжай". В течение полугода тбилисское "Динамо" не хотело отпускать меня в Киев, потому что у клуба были свои планы на Кубок УЕФА. Но потом я все же уехал.

– Первые впечатления от знакомства с украинским грандом?

– У "Динамо" была просто невероятная база, множество полей, безумная инфраструктура. Словом, было всё, чтобы почувствовать себя настоящим футболистом. (После паузы) Не сложилось у меня в Киеве. В этом виню только себя. Когда у меня что-то не удается в жизни или в футболе, я прежде всего ищу причину в себе. Я и только я виноват.

– Какие у вас были отношения с Алексеем Михайличенко, тогдашним наставником "Динамо"?

– Михайличенко не объяснял, почему я не попадаю в основной состав. Возможно, он мог бы и больше общаться со мной, но не обязан это делать – у него хватало хороших футболистов. А я – другая страна, приехал молодой, никого не знаю. Помню, первая игра у нас была на Кубок – против "Днепра" в Днепропетровске. Мы уступили. Как и вся команда, я также играл неубедительно. После этого у меня уже не было шансов пробиться в основу. Сам виноват. Вместо того, чтобы еще настойчивее тренироваться, заниматься собой, я опустил руки.

– Кто из партнеров, а там хватало людей, которые играли при Лобановском, вас больше всего поразил?

В "Динамо" был сплав опыта и молодости. Белькевич, Саша Головко, Дмитрулин, Шовковский, который до сих пор классно играет и является настоящей легендой. Все пытались меня поддерживать, подбадривать. Но получилось так, как получилось.

– Еще перед переходом в киевское "Динамо" вас приглашали шотландский "Данди" и московское "Динамо". Жалели потом, что не согласились?

– Мы с киевлянами обсудили финансовые условия. Затем они озвучили совсем другие цифры. Но мне, честно говоря, было наплевать. Я хотел играть в "Динамо" (Киев) – точка! На другие предложения даже не обращал внимания. Агент мне говорил: "Есть московские "Спартак" и "Динамо". Ты – молодой, перспективный. Там заработаешь больше". Я ему ответил, что не зациклен на деньгах.

– Что вы думаете о современном "Динамо" Сергея Реброва? Смотрели матч киевлян против "Наполи"?

– Я просмотрел обзор лучших моментов этого матча. Ну что могу сказать... Забили классный гол, но соперник оказался слишком сильным. Трудно играть против "Наполи". Плюс – к концу матча "Динамо" осталось в меньшинстве. Слишком сложно действовать на таком уровне вдесятером. Мы не так давно играли с Киевом на сборах. У Реброва – хорошая команда, много молодых ребят. У них – хорошие перспективы.

– После "Динамо" вы попали в "Днепр". Почему опять не сложилось?

– Я пообщался с президентом "Динамо". Объяснил, что хочу играть. Через некоторое время мне говорят: "Завтра улетаешь в Днепропетровск. Они хотят тебя видеть". Я прибыл в "Днепр", показал себя. Тогдашний тренер команды Кучеревский сказал: "Тебе нужно набрать физические кондиции и затем начнешь играть". Я тренировался в течение двух недель, а затем уехал играть за сборную. Сыграл один матч и вернулся в "Днепр". Это был конец марта. И здесь Кучеревский мне говорит: "Ты не будешь играть, потому что на твое место есть игроки сборной Украины". Я ответил: "Если не буду играть, то зачем вообще сюда приехал? Если бы не хотел выходить на поле, то остался бы в Киеве". Какая-то непонятная, неприятная ситуация... Я в тот момент хотел покончить с футболом. Хотя мне было всего 22 года. Разочаровался в себе и в людях.

– В "Таврии" вам вернули веру в собственные силы?

– Да. Спасибо тогдашним президенту клуба, генеральному директору и главному тренеру за доверие.

– После присоединения Крыма к России "Таврия" прекратила свое существование. Ваши эмоции?

– Это уже политический вопрос. У вас, в принципе, такая же ситуация, как и у нас. Только у нас она продолжается в течение 25-26 лет. Обидно и больно от того, что происходит. Такой беспредел, хотя на улице вроде XXI век.

"У нас такой сосед – Россия"

– Вы немало поиграли в России. Что-то изменилось в вашем отношении к ним?

– Да нет, причем здесь это? У меня до сих пор сохранились дружеские отношения со всеми ребятами, с которыми играл. Все решается на таком высоком уровне, что простые люди не имеют к этому никакого отношения. Сверху сидят политики и всё "решают", а простой народ страдает от этого. Обидно от того, что происходит вокруг, но ничего не поделаешь – у нас такой сосед. Россия – повсюду. И это не дом, не квартира, чтобы продать и переехать в другое место. В нашей стране – также проблемы, мы не развиваемся так, как этого бы хотелось. Ну и у вас в последнее время – тоже несладко.

– В "Краснодаре" вы долгое время играли в защитной маске. Насколько это трудно? Опишите ощущения...

– Очень трудно. Особенно, если играешь в "Краснодаре", а еще летом! Жара неимоверная. Я играл в маске в течение 2 месяцев. Получил очень тяжелую травму. На поле можно было вернуться через 2-2,5 месяца. Но вышел уже через три недели после операции. Врачи, которые меня оперировали в Мюнхене, были просто в шоке. Это не рука, а не нога, а голова.

– Чьим было решение выпустить вас на поле преждевременно?

– Возникла такая ситуация, что "Краснодар" проиграл несколько матчей подряд. Я сам хотел как можно скорее вернуться, чтобы помочь команде. Никто меня не торопил: "Давай, выходи" – я персонально отвечал за свои поступки. Было трудно – ведь это голова. Не обошлось без дискомфорта.

"На виборы ходил лишь однажды"

– Почему вы не любите обмениваться футболками после матча?

– Я никогда не подходил к сопернику с таким предложением. Неважно, против кого играешь. В этом не видел необходимости, ибо никогда не коллекционировал футболки. Исключение – когда играю против хорошего друга или знакомого. Тогда можно обменяться, почему бы и нет?

– А если Месси напротив вас? Или Терри? Подошли бы?

– Да не имеет значения. Я играл против Испании, Франции. Там столько звезд! Но не обращал на это внимания. Ни к кому не подходил.

– Дружите с Шотой Арвеладзе?

– Да, у нас хорошие отношения. Он старше меня, мы выступали вместе. Затем я играл под его руководством в Турции, в "Кайсериспоре".

– Слышали о эпическом матче его "Маккаби" с "Зенитом" в Лиге Европы?

– О, да! Я смотрел потом обзор этого матча. Обидно, когда ведешь 3:0, а затем уступаешь. Но это футбол! "Зенит" просто более классная команда, которая сначала недооценила своего соперника.

– В Турции вы играли с оригинальным голкипером...

– Было такое (улыбается). Назывался Сулейман. Ему было под 40, но играл очень здорово. Сулейман – шутник и душа команды. Общался абсолютно со всеми, хорошо владел турецким и английским. Если у кого-то День рождения – пел имениннику Happy Birthday на обоих языках, а затем еще на своем, родном.

– Когда-то вы мечтали выступать за МЮ...

– Ни за кого особо не болею, но вот английский чемпионат всегда мне был интересен. Слышал, "Манчестер" будет играть против "Зари" в Одессе. С удовольствием приехал бы на этот матч, но я пока – действующий футболист, поэтому, к сожалению, не смогу. У меня другой график.

– В Одессе можно встретить Михеила Саакашвили. Георгий Деметрадзе негативно отзывается об экс-президенте вашей страны. А что скажете вы?

– Саакашвили – очень известный, как личность. В 2004-м за него проголосовали все, в том числе и я. Это был единственный раз, когда я пошел на выборы. То, что потом происходило, не хочется вспоминать. Они начали очень хорошо, но со временем все испортили. Нужно было говорить на белое – "белое", а на черное – "черное". Грузия – маленькая страна, все друг друга знают. Надеюсь, такое беззаконие, как при Саакашвили, больше не повторится.

На фото: Александр и его жена Нини

– Вино или чача? Что выберете?

– Могу позволить себе под ужин бокал красного вина. Предпочитаю "Киндзмараули".

– Что умеете приготовить с грузинской кухни?

– Ничего вообще. Я только ем (Улыбается). Зато отлично готовит жена. У нас очень вкусная кухня. Однако для здоровья (особенно для здоровья спортсмена) она вредна – слишком жирная.

– Вы до сих пор не расстаетесь с книгой?

– Как когда. Вот честно – сейчас свободного времени совсем нет. Тренировки, матчи, сборы, семья, трое детей. Люблю почитать книги на историческую тематику, в частности – об истории Грузии. Всегда интересны мне персоны известных политиков мира. Будет время – снова возьмусь за книгу.

Страница автора в Facebook

"Жора развернулся и дал Клеберу в "табло". Юрий Дмитрулин – о победах, трагедиях, драках и штрафах в "Динамо", которые уже стали историей