УКР РУС

"У нас было 2 ключевых первых матча – с Исландией и Турцией". Андрей Шевченко подвел итоги 2016 года

15 ноября 2016 Читати українською
Автор: Александр Гапоненко

Матчем с Финляндией сборная Украины завершила первый отрезок отбора ЧМ-2018. В 2016 году "сине-желтые" под руководством Андрея Шевченко не потерпели ни одного поражения. "Футбол 24" отправился в Харьков, чтобы записать с наставником сборной итоговое интервью, о том, как Украина выступила в 2016-м.

Сборная Украины остановилась в Харькове в отеле Superior Golf & Spa Resort, хорошо знакомом главному тренеру "сине-желтых". Андрей Николаевич ранее неоднократно бывал в отеле, Шевченко является членом Superior Golf Club с 2007 года, он здесь всегда желанный гость.

Андрей Николаевич почетный член харьковского гольф-клуба, в гостевом доме у него есть собственный именной шкафчик. Доступ в гостевой дом имеют только члены клуба, однако для "Футбол 24" гостеприимные харьковчане сделали исключение.

На этот раз Андрей Шевченко прибыл в Superior в несколько другой ипостаси, в качестве главного тренера. Здесь "Футбол 24" и записал итоговое интервью 2016 года.

"Цифры показывают, что то направление, в котором мы двигаемся, правильное"

– Начнем с самого важного вопроса. Позади первые 4 матча в вашей тренерской карьере, 4 матча отбора ЧМ-2018. Итог: 2 победы и 2 ничьи. Вы уже неоднократно комментировали итоги работы в 2016 году. Но все же, если можно – еще раз, тезисно, о главных итогах вашей работы. Что получилось и что не получилось?

– Главное, что мы сделали – мы изменили структуру игры, мы изменили саму игру сборной Украины. Мы начали играть первым номером. Во всех 4-х играх у нас было больше, чем у соперника, владение мячом. Есть статистика, которая это подтверждает: мы ударили больше всех по воротам, мы больше контролировали мяч, сделали больше точных передач, у нас меньше процент брака.

Статистика сборной Украины в 2016 году: ТТД, процент брака, владение мячом, удары по воротам, передачи

Во всех этих показателях ведения игры мы занимаем хорошие позиции. В принципе, эти цифры показывают, что то направление, в котором мы двигаемся, правильное. У сборной Украины определился стиль игры, мы его придерживаемся.

Второе: мы омолодили команду. Мы пригласили 4 молодых игрока (Зинченко, Коваленко, Бутко, Соболь – "Футбол 24"), которые уже выступают в основном составе. Средний возраст команды омолодился от 28 до 25 лет, если сравнивать с чемпионатом Европы-2016.

Мы дали определенный результат. Мы сегодня занимаем неплохое место в группе – 2-е место после Хорватии. И я считаю, что команда завершила этот год на хорошей ноте. Мы забили 4 мяча в двух последних играх (Косово и Финляндии), не пропустили ни одного. Это уже хорошая тенденция.

Минусы? Команда не всегда играет стабильно. Есть 2 главные составляющие, почему это происходит.

В первую очередь, то количество молодых игроков, которых мы задействовали, второе – изменения в структуре игры. Команде надо определенное становление. Должен пройти процесс становления для того, чтобы появился опыт.

Разные игровые ситуации мы должны правильно читать. Если говорить о том, что когда мы в каких-то моментах отдаем инициативу (потому что играть первым номером на протяжении 90 минут очень тяжело, разные фазы в игре бывают), но я требую постоянно это делать. Если в определенной фазе мы где-то отдали немного инициативу в связи с различными моментами и отошли назад, у нас появляются моменты, чтобы мы могли сыграть в контратаке, значит, мы должны лучше воспользоваться этими моментами. Когда команда ведет в счете (если взять последнюю игру с финнами), при счете 1:0, если у нас есть предпосылки для хорошего развития контратаки, и мы не можем ее развить, то это, конечно, для нас минус.

Где-то нам не хватило воспользоваться этими моментами, забить второй мяч, закрыть полностью игру и уже дальше спокойно контролировать матч и вести до того завершения, до которого мы хотим. Вот, в принципе, моя оценка.

– О чем вы не сказали – о стандартах. Видите ли вы проблему со стандартами в игре сборной Украины? Если да, то как собираетесь ее решать? Мы практически не забиваем со стандартов и пропускаем со стандартов.

– Мы пропустили один мяч со стандартного положения – в игре с турками. И пенальти, который нам поставили в той же игре с Турцией. С Исландией мы пропустили один мяч с игры, там была ошибка, плюс конечно, невезение, когда мяч попал Кучеру в лицо, и отлетел…

– Как насчет атаки?

– Нам надо работать над этим. Мы знаем. Поэтому мы и пытаемся это исправить. Как вы видите, сборная сегодня разнообразно выполняет стандартные положения.

Пенальти мы один забили, один – нет. Тоже надо работать (улыбается).

"Даже в игре против Хорватии не собираюсь отходить от наших идей"

– Вы делаете акцент на контроле мяча. При вас сборная Украины делает намного больше передач, чем при Михаиле Фоменко в отборе Евро-2016. Но будете ли вы играть в том же стиле с Хорватией, с ее Модричем и Ракитичем в центре поля? Там может и не получиться. Или вы считаете, что сборная Украины может сыграть в таком ключе и против хорватов?

– Мы не собираемся отходить от наших идей. Еще 4 месяца до игры. Мы должны, в первую очередь, правильно оценить состояние наших футболистов. Игра, в которую мы играем, она заставляет наших футболистов тратить очень много сил: потому что мы пытаемся делать высокий прессинг, у нас команда в защитной линии пытается играть выше.

Поэтому я не хочу отходить от наших идей. Но очень важно правильно оценить, в каких кондициях находятся наши футболисты. Все-таки март непростой месяц – я переживаю за наши клубы, чтобы "Заря" и "Динамо" (Киев) хорошо сыграли в еврокубках; подготовительный период начнется раньше у тех, кто выступает в еврокубках. Чтобы футболисты побыстрее вошли в форму. Тогда нам будет легче через официальные игры смотреть за кандидатами и иметь более обширную информацию о том, в каком состоянии они находятся. Вот это больше всего меня сейчас волнует.

– На одной из прошлых пресс-конференций вы сказали, что хотели бы или собираетесь провести сбор зимой. Это мысли вслух или конкретное желание, которое может вылиться в сбор?

– Нет, это большое желание. Я думаю, этот момент мы будем обсуждать, когда закончится (футбольный) год, в декабре, когда "Динамо" и "Шахтер" проведут дерби Украины. После этого мы конкретно будем знать, кто из украинских клубов будет выступать в еврокубках.

Есть определенный календарь. Еврокубки очень важны. Как команды будут планировать сборы. Тогда мы сядем, поговорим с главными тренерами, представителями клубов, о том, как они собираются планировать свой цикл подготовки. И попробуем обязательно собрать команду, может, провести товарищескую игру или ряд товарищеских игр, если это получится.

– Какие возможные варианты по датам? В каком месяце вы планируете провести данный сбор?

– Какие варианты? У нас есть 2 или 3 месяца подготовки в зависимости от еврокубков. Конкретика по датам будет в декабре, когда мы будем знать все расклады.

"В расширенном списке у нас около 50 футболистов"

– Вы как-то говорили о расширенном списке, который есть у сборной Украины. Сколько в нем людей?

– На первый сбор мы вызывали 32 человека. Сейчас добавляются еще и другие кандидаты. В расширенном списке у нас около 50 футболистов, может, даже больше.

– Есть ли среди них те, кто выступают в чемпионате России?

– Мы смотрим за всеми.

– 11 января 2017 года исполняется 5 лет, как Марлос перешел в чемпионат Украины. У него будет возможность получить украинский паспорт. Прекрасно помню ваши слова: сначала паспорт, потом все остальное. Относительно Марлоса ситуация изменится? Будете ли вы просить Евгения Красникова способствовать натурализации бразильца?

– Нет. Я никого просить не буду. В этом плане ситуация не меняется. Марлос должен принять для себя решение, что он хочет. Если он хочет стать гражданином Украины, он должен принять для себя решение.

– Вы стараетесь быть дипломатичным, но при этом всем не угодишь. Например, одни болельщики хотят, чтобы такие игроки, как Девич, выступали за сборную Украины, другие – категорически против. Аналогичная ситуация с натурализацией иностранцев: одни хотят усиления сборной Украины, другие – категорически против иностранцев в сборной. Как вы будете выходить из таких ситуаций? Будете ли прислушиваться к мнению какой-то из частей болельщиков?

– У меня есть свое мнение, своя позиция. Как вы сказали, я не собираюсь угождать никому. Я выбрал такую позицию для себя.

– Активная часть болельщиков, с которой вы встречались, они убеждены, что вы не будете натурализовать бразильцев или других иностранцев.

– А я этим и не занимаюсь. И заниматься этим не буду. Что касается иностранцев, это их решение, хотят они стать гражданами Украины, или нет.

"Рауль подсказывает игрокам после того, как обсудит это со мной"

– Тренерский штаб после игры с Сербией, можно сказать, уходит в отпуск. Как будет дальше построена работа штаба?

– Мы будем просматривать игры, будем ездить на матчи. В декабре обязательно все приедем на дерби Украины "Динамо" – "Шахтер". Кто-то поедет на игры "Динамо" в Лиге чемпионов, матчи "Шахтера" в Лиге Европы, кто-то – на игры чемпионата. Ничего не меняется.

Обязательно поедем на другие клубы Украины в чемпионате, есть пару интересных молодых игроков. Посмотрим, смогут ли они удержать свой уровень, который они показывают. Мы будем только рады, потому что в следующем году для кого-то может быть новый вызов в сборную.

– Имена назовете?

– Нет (смеется).

– Как вы проведете это время? Куда поедете отдохнуть?

– У меня сейчас пока довольно напряженный период. Съезжу посмотрю какие-то игры. Заеду в клубы. Конец года хочу провести плодотворно. Да и не только конец года. Хочу поехать посмотреть тренировочный процесс хорошей команды, пообщаться с кем-то из тренеров, кого я знаю. Мне будет интересно узнать опыт работы.

– Среди болельщиков бытует мнение, что Рауль Рианчо, когда был в "Динамо", был незаменим, а теперь – в сборной Украины. Что именно он строит игру и в сборной Украины. Как вы можете это прокомментировать? Какова его роль в вашем штабе?

– Рауль является моим ассистентом. У нас есть определенная договоренность. Каждый имеет право высказать свое мнение, но все решения принимаю я. Все теоретические занятия веду я, весь тренировочный процесс веду я. Все полностью замыкается на мне.

Поэтому если Рауль подсказывает игрокам, говорит с ними, или участвует в тренировочном процессе, то только после того, как обсудит это со мной. Если по ходу игры он считает, что кому-то что-то надо подсказать, то мы до этого обсуждаем эти все моменты. Я только за, чтобы он это делал. Потому что у нас есть общее видение, общая цель. Мы работаем как единая команда.

– Вы провели первые 4 матча отбора ЧМ-2018 без поражений, сейчас уже можно расслабиться. Но в начале тренерской карьеры было эмоциональное напряжение?

– Оно всегда будет. Тренер переживает за результат, даже если это товарищеская игра… Все равно тренер должен переживать за результат, переживать за качество игры. Но вначале была определенная нервозность, все-таки это первые шаги в качестве тренера. Хотелось, чтобы все получилось.

– Какой матч был, по вашему мнению, самым тяжелым из четырех?

– У нас было 2 ключевых первых матча. Исландия – первый матч дома при пустых трибунах. Мы стартовали, мы очень сильно изменили структуру игры. Второй матч – с Турцией, практически не было времени, только 2 дня – приехали, собрались и всё.

Первый сбор – я считаю, что принял правильное решение, что убрал товарищескую игру. Мы сделали тренировочный процесс, сосредоточились на структуре, на принципах, по которым мы собираемся вести игру. Вот это я считаю, был главный момент в начале нашего пути, чтобы мы завершили этот год положительно… Мы занимаем хорошее место в турнирной таблице, мы закончили год официальных игр положительно.

– Над кем из соперников больше всего ломали голову вы и ваши помощники, как его обыграть?

– Ко всем соперникам подходили тщательно, изучали, пытались донести ребятам, как в каком эпизоде правильно действовать. Чтобы было четкое понимание и видение, чтобы у них было 2-3 решения при разных ситуациях.

Не могу выделить конкретный матч. Например, Исландия. У них 3-4 плана на игру – действий, которые они делают. Стандартные положения с ними были очень важны. Это команда, которая забивает больше всего мячей со стандартных положений, по-моему, и мы не пропустили от них. Это важный момент.

Турция – хорошая команда. Играть в Турции всегда тяжело. К каждому сопернику мы подходим индивидуально, и говорить, кто был слабее, кто нет, я не могу сказать.

Все зависит от количества тренировок, которые мы можем дать. От того, гостевой матч или домашний. Перед Турцией практически времени не было. Когда у тебя есть тренировочный день, ты можешь смоделировать определенные моменты. Но если у тебя этого времени нет…

Объяснить это одно, попробовать на футбольном поле это другое. Если у тебя в тренировочном процессе есть немного времени показать ребятам, чтобы расставить их правильно, создать момент в игре, приближенный к матчу, смоделировать момент, это очень тяжело. Когда этого времени нет, это сложности для нас. Поэтому отрезок, когда были Турция и Косово, это был самый тяжелый период. Тяжелый – с точки зрения подготовки, ведь мало времени. Когда есть больше времени, 3-4 дня, можно спокойно подготовиться.

"Я максималист"

– Какую бы вы себе поставили оценку за дебютный период карьеры?

– Это не моя задача. Я максималист. Мне хочется, чтобы у команды было максимальное количество очков. Вот этого мне бы хотелось. Тот процесс, который мы сделали, мы на правильном пути. Оценивать надо по конечному результату. Я вижу положительное направление в том, что мы делаем.

– Вы используете практически один и тот же состав. Не все футболисты выступают идеально в своих клубах и в сборной. Вы и дальше будете делать ставку на тот же вариант состава? Или это вопрос здоровой конкуренции?

– Мы должны понимать, понимают ли игроки структуру нашей игры, понимают, что мы от них хотим. Это важный вопрос.

Здоровая конкуренция всегда есть. Если мы видим, что два игрока на этой позиции уже работают с командой, знают, что надо делать, мы смотрим, на то, кто физически лучше готов, кто может лучше выйти на замену.

Я подхожу к каждому игроку в составе, к каждой замене индивидуально – в плане того, что я должен доверить ему место в составе и знать, что он сделает то, что мы просим от него на футбольном поле, и это никак не испортит общую картину, план на игру.

– В связи с этим уточняющие вопросы. Коноплянка не очень уверенно играл в 3-х первых матчах, но был в основе. В 4-м матче он, к счастью, все-таки выстрелил!

– У каждого разные оценки. Оценивать игру Коноплянки, играть ему в составе или нет, буду я. Я буду оценивать игру с точки зрения заданий, которые я ему даю. Если я давал Коваленко в первой игре (с Исландией) определенное задание, я должен оценивать – я отвечаю за результат. Я дальше буду смотреть, выполнил ли он установку на игру – что он сделал положительное, что нет. Для меня это главная оценка.

– По Коваленко. Витя неубедительно смотрелся с Финляндией, при этом вы заменили Зинченко. С чем это было связано? Согласны ли вы с тем, что Коваленко неудачно вошел в игру? Или же у вас другая оценка?

– У меня другая оценка. Витя выполнял много черновой работы, много двигался. Тот прессинг, который мы делали… По первому тайму вы же не можете сказать, что Коваленко провалил игру, первый тайм получился отличный. Мы сделали разбор, посмотрели . Те задания, которые были, ряд футболистов выполнили хорошо или на отлично. Самое главное, мы знаем, что сделали хорошо, а что плохо.

Почему у сборной Шевченко есть будущее