УКР РУС

"Стоят топ-модели с микрофонами, а мужики меряют нас дозиметрами". Как атомная команда "Динамо" разгромила "Атлетико" и привезла Кубок кубков

3 мая 2017 Читати українською
Автор: Олег Бабий

"Футбол 24" – о спортивном подвиге команды Лобановского, которая, несмотря на взрыв на Чернобыльской АЭС, сыграла один из самых выдающихся матчей в своей истории.

300 Хиросим

В ночь 26 апреля 1986-го года, в 1:23:50 сонную тишину Полесья прервал взрыв. Четвертый энергоблок Чернобыльской АЭС охватил пожар. Радиоактивный выброс урана, плутония, стронция, цезия и других элементов был эквивалентен трем сотням ядерных бомб, сброшенных на Хиросиму. История планеты подверглась мощному сотрясению, которое проявилось не только в экологическом загрязнении Украины, Беларуси, России и подавляющего большинства территории Европы. Чернобыльская катастрофа ускорила развал СССР, ведь первая реакция партийной верхушки на грандиозное бедствие была крайне непрофессиональной – скрыть, замолчать. Даже перед своими.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что никто даже не подавал признаков, когда на следующий день, 27 апреля, киевское "Динамо" принимало на Республиканском стадионе московский "Спартак". Всесоюзное дерби пришлось на матч 7 тура чемпионата, народ массово направлялся на стотысячную арену. Между тем на расстоянии 110 километров бурлил настоящий ад.

В протоколе матча указано, что на трибунах находилось 82 тысячи зрителей. Они стали свидетелями легкой победы "Динамо". Еще в первом тайме Павел Яковенко и Игорь Беланов (с пенальти) оформили хозяевам комфортный гандикап в 2 мяча. Лишь под занавес матча "спартаковец" Сергей Родионов забил гол престижа. Репетицию перед финалом Кубка кубков, назначенным на 2 мая, можно считать удачной. Но в тот же вечер среди "динамовцев" посеяно первую тревогу.

"Домой нас не отпустили, а сразу на автобусе повезли на базу, – вспоминает полузащитник Вадим Евтушенко. – Только на пути к базе краем уха услышали, как Васильевич рассказывает кому-то из тренеров, мол, что-то случилось в Чернобыле".

На следующий день "Динамо" доставили на аэродром. Команда взяла курс на Москву. Здесь, на базе московских одноклубников, прошел финальный этап подготовки ко встрече с мадридским "Атлетико". "Нас вывезли из Киева и отгородили от информации", – констатировал Евтушенко.

Путь в Лион

Еврокубковую кампанию 1985/86 "Динамо" начало с выездного поражения от голландского "Утрехта" – 1:2 (Демьяненко, 82 – Круйс, 40, ван Лоэн, 63). Зато в Киеве взято убедительный реванш – 4:1 (Блохин, 10, Яремчук, 20, Заваров, 55, Евтушенко, 60 – де Круийк, 8).

В 1/8 финала – дуэль с румынским клубом "Университатя Крайова". На выезде – ничья 2:2 (Заваров, 16, 24 – Бичу, 13, 81). Дома – легкая победа-блицкриг. Все три "сухих" гола "динамовцы" забили в стартовые 13 минут матча: Рац, 7, Беланов, 11, Демьяненко, 13.

Мартовский четвертьфинал против венского "Рапида" продемонстрировал всю мощь "Динамо-машины". Судьбу путевки в полуфинал подопечные Лобановского решили еще в первом матче, который прошел в столице Австрии – 4:1 (Беланов, 55, 61, Рац, 68, Яковенко, 74 – Вильфорт, 84). В Киеве – погром еще больше – 5:1 (Яремчук, 7, 32, Беланов, 12, с пенальти, Блохин, 43, Евтушенко, 79 – Халилович, 27).

В конце концов, в полуфинале – такая же легкая победа над пражской "Дуклой". Дубль Блохина и гол Заварова превратили визит в столицу Чехословакии в формальность, экскурсию. Там – ничья 1:1 (Беланов, 63, с пенальти – Криз, 71).

Мадридский "Атлетико" направлялся на решающий матч на лионском "Жерлане" не так уверенно, как "Динамо". В 1/16 финала едва одолен "Селтик" (1:1, 2:1). С валлийским "Бангор Сити" было проще – 2:0, 1:0. Дальше пошло как по маслу: "Црвена Звезда" (2:0, 1:1), "Байер Юрдинген" (1:0, 3:2).

В финал пробились две атакующие команды. Ожидания от этого матча были очень высокими.

Паника

В парижском аэропорту Шарль де Голль самолет с киевским "Динамо" уже ждали десятки журналистов. Спустившись по трапу, команда попала в окружение "акул". Ажиотаж был нездоров. Стало понятно – он спровоцирован отнюдь не будущим финалом Кубка кубков.

"В аэропорту мы увидели на мониторах, что показывают Украину – взрывы и руины. Не видео, а фотографии, – рассказывает Евтушенко. – Журналисты начали засыпать нас вопросами, а у нас ответов не было. Расспросить ничего не могли, ведь мобильных телефонов тогда еще не было".

"Там по всем каналам крутили репортажи о Чернобыле. А от нас шарахались, как от прокаженных: "Да вы облученные!" – делится воспоминаниями защитник Владимир Бессонов. "На Западе кричали в полный голос: "Европа в опасности!". И мы только там, посмотрев сюжеты по ТВ, поняли масштабы случившегося", – вздыхает капитан той команды Анатолий Демьяненко.

"Лобановский пытался оградить всех от этого, – убежден Валентин Щербачев, который комментировал матч "Динамо" – "Атлетико" на Советский Союз. – Я, когда по прилету пересмотрел газеты, говорю: "Васильевич, смотрите, что происходит! Серьезная штука". Лобановский отмахнулся: "А что там такое? Ну пожар, и пожар... Что я могу сказать этим (игрокам – "Футбол 24")? "Я извинился, и мы поехали на стадион".

По плану у "Динамо" – тренировка в Париже. После – переезд в другой столичный аэропорт Орли, откуда вылет на Лион. Местные журналисты не успокаивались и сели гостям "на хвост".

"Мне Лобановский поручил разминать Блохина, ему нельзя было тренироваться со всеми, еще задняя поверхность немного надорвана была, – говорит Щербачев. – И мы с Олегом, следовательно, наматываем по стадиону круг, а остальные управляются с мячом. И – девочки на каблуках (специалисты медиа понимали, что футболисты, молодые ребята – девушкам не откажут) с диктофончиками: "Олег, Олег!" Может, какие-то прерывистые фразы и записали".

В целом же киевляне молчали, как партизаны. Что они могли сказать? Для них все, что происходило, было шоком. Как в кошмарном сне. Тем более, прилет в Лион лишь усилил панику. "Нам выставили команду топ-моделей с микрофонами, – вспоминал Щербачев. – Они спрашивали, а мужики мерили нас дозиметрами". Команда растерялась окончательно. "У всех в Киеве остались семьи, дети. Представьте наше состояние", – восклицает Демьяненко.

В гостинице "динамовцы" не находили себе места. Каждый переживал личную драму. Немного проще было тем, кто курил. Послав к черту все предостережения спортивного режима, вынимали сигарету за сигаретой.

"Некоторые ребята постоянно собирались покурить у меня в номере, – улыбается Валентин Щербачев. – Я не курю, но если Блохин курит, Чанов курит, то где им это делать? У меня – у себя то нельзя! И в разговорах было заметно их волнение и за семью, и за результат".

День матча. Когда "Динамо" заехало на "Жерлан" и до выхода на поле оставались считанные минуты, в раздевалке воцарилась тишина. Ее прервал голос Валерия Лобановского:

"Ребята, у нас такая трагедия, поэтому мы просто обязаны выиграть, чтобы в такое время дать нашим людям повод для радости".

Победа

В 80-х вместимость стадиона "Жерлан" составляла почти 52 тысячи. На финал прибыли 15 тысяч болельщиков из Мадрида, которые устроили в Лионе фирменный кавардак. Лобановский и Щербачев, рискнув выйти на прогулку по городу, очень быстро об этом пожалели.

"Идем, а нам навстречу – толпа с флагами испанскими! К ним метров 100... Мы: куда бежать?! В кинотеатр, рядом. Там сеанс идет, мы билеты купили, сели, мол, ну посмотрим какой-то фильм. А там – почти порно. И слышно, на улице шум, они гудят... Час просидели", – смеется Валентин Васильевич.

Предматчевая разминка. Чанов отбивает удары одноклубников, а за его воротами – мадридский улей. "Забрасывают "кадра" – очевидно, акробата-то, – продолжает Щербачев. – Через решетку и ров! Но французский спецназ, не обращая внимания на то, что летят дымовые шашки, берет этого парня и... забрасывает его обратно на трибуну! Представьте атмосферу!"

Щербачев: правда о Чернобыле, "клубничка" c Лобановcким и сигареты Блохина

Дерзость инчас "матрасников" украинцы погасили уже в дебюте поединка. Рац взял игру на себя, продвинулся поближе к воротам и прострелил в центр штрафной площадки. Беланов пробивал с лёта – в противоход Филола. Голкипер успел парировать мяч рукой, однако миниатюрный Заваров, который вынырнул из чащи, головой добил в сетку.

Испанцы играли грубо. В одном из эпизодов Беланова, который набирал скорость, грубо срубили на фланге, однако обидчик украинского форварда не увидел перед собой даже желтой карточки. Игорь вернулся на поле, заметно прихрамывая. До свистка на перерыв "Атлетико" так и не смог устроить серьезную опасность у ворот Чанова.

Зато Филол вынужден был поработать во втором тайме – спасал и после выхода один на один, и после коварного "парашюта" под самую перекладину. Наконец, на 84-й минуте противостояние достигло кульминационного момента. "Динамовцам" удалось разыграть комбинацию, которую принято называть "веером". Рац с левого фланга перевел на правый – на Беланова, тот продолжил путь мяча на Евтушенко. Вадим одним касанием вывел Блохина на свидание с голкипером, а ветеран элегантно перебросил мяч в пустые ворота. Высший пилотаж – 2:0!

По словам Щербачева, в течение матча киевляне чувствовали поддержку нейтральных зрителей, в основном – французов. После блестящего гола Блохина уже весь "Жерлан" скандировал: "Динамо"! "Динамо"! Между тем Евтушенко мчался из центрального круга забивать третий гол. Он пробросил мяч мимо Филола, который выбежал за пределы штрафной площадки, и поставил красивую точку.

Кубок кубков 1985/86. Финал

"Динамо" – "Атлетико" – 3:0

Голы: Заваров, 6, Блохин, 84, Евтушенко, 87

"Динамо": Чанов, Бессонов, Балтача (Баль, 39), Кузнецов, Демьяненко, Рац, Яковенко, Яремчук, Заваров (Евтушенко, 70), Беланов, Блохин

"Атлетико": Филол, Томас, Клементе, Артече, Руис, Хулио Прието, Кабрера, Кике Рамос, Да Силва, Ландабуру (Кике Сетьен, 60), Марина

"Что меня поразило после матча: пока я сделал свою работу, а ребята мылись, автобус окружили испанские болельщики. И кто – автограф, кто – потрогать рукой – мол, это же великие футболисты! Именно испанские болельщики, а не французы. Люди, которые любят и понимают футбол, которые объективны в оценках, увидели сильную команду. И признали это, оценили", – торжествовал Щербачев.

*******

Ощущение радости было непродолжительным. Заняв свои места в самолете, "динамовцы" возвращались из сказки в суровую реальность – домой, в зону страшной техногенной катастрофы. Они еще не знали, что их семьи – кто как мог – эвакуировались из Киева.

Большинство основного состава "Динамо" во главе с Валерием Лобановским остановилось в Москве, где сборная СССР начинала подготовку к мексиканскому чемпионату мира. Вадим Евтушенко был среди тех, кто прилетел в Киев: "Встречало много людей. Они несли нас от поезда до автобуса на руках. Но общая картина напугала: в городе остались одни мужчины".

Страница автора в Facebook

"Французы от нас шарахались, как от прокаженных: "Вы облученные!". Киевское "Динамо" на радиационном фоне 300 Хиросим