УКР РУС

"Россия – это тоталитарная страна-дегенерат, а Уткин – обычный шовинюга". Украинские журналисты – о бойкоте ЧМ-2018

14 февраля 2018 Читати українською
Автор: Олег Бабий

"Футбол 24" предоставил трибуну для ведущих украинских спортивных журналистов.

Федерация футбола Украины приняла решение отказаться от аккредитации украинских журналистов на чемпионат мира-2018, который пройдет в России, поскольку не может гарантировать им безопасность на территории страны-агрессора. В свою очередь НСТУ отказалась транслировать матчи Мундиаля.

Это придало градуса и без того горячей дискуссии по поводу бойкота российского Мундиаля. В частности, российский ресурс Sports.ru провел опрос нескольких украинских журналистов относительно сложной темы. В дополнение к этому материалу "Футбол 24" решил предоставить возможность высказаться еще нескольким ведущим отечественным журналистам. Тем более, эпатажный российский комментатор Василий Уткин отличился провокационным заявлением в адрес украинских коллег, суть которого сводилась к одному слову: "зассали".

Денис Босянок, комментатор "Спорт-1" и "Спорт-2"

– Не думаю, что поездка туда имеет смысл. Они воюют с нами. А мы после этого должны ехать в страну, которая уже убила столько наших солдат, и делать вид, что все по-старому? Они – не дружественная страна для нас. Я не представляю, как можно туда ехать – и это при том, что я там родился! Мне трудно представить там нормальную работу. А самое сложное – примириться с тем, что придется закрывать глаза на все, что они натворили. Это абсолютно неприемлемая штука – и с человеческой точки зрения, и с профессиональной. К тому же – никаких гарантий безопасности. Там тебя загребут только за то, что ты на украинском разговариваешь.

Уткин? Его еще в 2000 году приглашали, как светоча какого-то из Москвы, на чемпионат Европы, который транслировался в Украине. Потом и дальше приглашали всем известные ахметовские каналы. А что может сказать человек, которого местные прихлебатели привели сюда, чтобы он работал вместо украинских комментаторов, и при этом смотрели на него, как на полубожество? Вот он себя и ведет как обычный шовинюга – типичный кацапский шовинист. Что тут удивительного?

Андрей Столярчук, комментатор телеканалов "Футбол" и "UA: Первый"

– Для меня однозначно, что Россия – это враг. Если страна – враг, значит, в сознательных людей, которые являются украинцами, нет ни гражданского, ни морального права ступать на ее территорию. Проблема в том, что у нас далеко не все люди – украинцы в сердце. Поэтому существуют разные точки зрения. Повторюсь, ехать в Россию – это ниже гражданской позиции, гражданской культуры.

Там недавно Губерниев выразился в мой адрес. Теперь я прочитал в Facebook заявление Уткина. Это не наш уровень отвечать теми же словами, которыми оперирует Уткин. Нужно свысока смотреть на этих людей, осознавая наше преимущество. Как говорит один мой друг: "За что я себя люблю? За красоту, скромность и умственное превосходство" (Улыбается). Так же и здесь. Нам нужно держать свою планку и своим поведением демонстрировать, что мы – не моральный поребрик, а люди с нормальным мировоззрением и хорошим уровнем достоинства.

Сергей Савелий, заслуженный журналист Украины

– Ехать в Россию нет никакого смысла. Война – это раз. Сборная Украины не квалифицировалась в финальную часть – это два. К тому же, неизвестно, сможет ли украинский журналист, который поедет туда, спокойно вернуться домой, ведь мы знаем много примеров, когда под любым предлогом тебе что-то подкинут, или что-то с тобой сделают.

Я работаю на "UA: Первый", но точно не знаю, устаканен ли официально отказ от трансляций Мундиаля. Честно говоря, не вникал в эту ситуацию. Но не думаю, что это – большая проблема и беда. В наше время болельщики имеют множество возможностей посмотреть те матчи чемпионата мира, которые их будут интересовать. Стоит также заметить, что российский Мундиаль пройдет без нескольких ярких команд – Италии, Голландии...

Михаил Спиваковский, обозреватель "Спорт-Экспресс в Украине"

– Во-первых, государственным структурам пора научиться называть вещи своими именами. Какой смысл прикрываться техническими проблемами, если в итоге федерация аннулирует аккредитацию по далеко не техническим причинам? Это из той же оперы, когда наших легионеров с чемпионата России не вызывали на матчи сборной Украины, придумывая при этом какие-то объяснения футбольного, а не политического характера, хотя все прекрасно понимали, почему их не вызывают. То есть, нужно определиться, в каком состоянии мы находимся по отношению к конкретной стране, есть ли у нас какие-то пересечения в спорте, культуре и тому подобное. Мы позиционируем Россию как страну-агрессора, но до сих пор сохраняем с ней некоторые отношения – например, в сфере бизнеса.

Во-вторых, спорт, который всегда и изначально позиционировался, как нечто вне политики, сейчас напрямую ассоциируется именно с ней. На мой взгляд, лучший способ утвердить свое достоинство на территории страны-агрессора, это приехать туда на соревнования и победить, чтобы там звучал твой гимн и поднимали твой флаг. Уже в те годы, которые мы называем состоянием войны, это неоднократно делали наши представители многих видов спорта, в частности Ольга Харлан, Юрий Чебан. Лучшего способа утвердить свой патриотизм, считаю, нет. Если ты спортсмен, то должен ехать и доказывать все в спортивном поле.

В-третьих, нельзя отказываться от освещения чемпионата мира только потому, что он проходит в России. Чемпионат мира в любом виде – это праздник для миллионов болельщиков и, в частности, для нас, журналистов. Ведь для специалистов – это пища для размышлений, огромный полигон для новых знаний, которые мы сможем использовать в нашем футболе. Кого мы грабим вот таким бойкотом? В первую очередь – самих себя.

Роберто Моралес, комментатор телеканалов "Футбол"

– Я не рассматриваю выбор – ехать или нет – с позиции нравственности. Здесь стоит говорить о жизненной гигиене и безопасности. Есть страны-дегенераты. Это страны с тоталитарным способом правления. Любой человек, который на свой страх едет в эту страну (не только в Россию, но и Беларусь, Казахстан и т.д.) – рискует. Тем более, здесь есть прямой конфликт двух стран.

"Говорят: "Пусть Путин умрет". И что? Придет Шойгу, шаман без образования". Роберто Моралес – о дембеле, армии и атаках беспилотников

Поэтому человек, который едет туда, образно говоря, берет гранату, выдергивает чеку и ожидает – взорвется или нет. В этом случае решение ФФУ – единственный за последние несколько лет шаг, который я считаю абсолютно правильным. То есть, ребята, вы хотите играть в такие опасные игры? Играйте сами. Такие люди будут ехать в страну-агрессор, в страну, которая является абсолютно тоталитарной. И если их отправят в тюрьму – их проблемы. Вопрос не в журналистике. Просто некоторые взрослые люди не умеют составлять 1+1.

По Уткину. Все очень просто. Он сам когда-то заявил, что является человеком-говном. Говно существует в нашей жизни. Все мы имеем к нему определенную причастность. Но это не основание для того, чтобы его нюхать или шевелить.

Ефрем Лукацкий, фотокор Associated Press

– А я еду на чемпионат мира! Имею аккредитацию от неукраинского издания. Это Associated Press. Не страшно ли мне? Волнение, конечно, есть. Ведь, например, мой украинский коллега из France-Presse год назад летел по делам в Москву. В аэропорту Минска ему запретили въезд в Россию. Но это прекрасно хотя бы потому, что его не арестовали – только отправили обратно. Предполагаю, что может случиться и другая ситуация, как это произошло с Сущенко, журналистом "Укринформа", который отправился в Москву, а теперь, сами знаете, где.

Поэтому стопроцентной уверенности у меня нет. Друзья мне говорят: "Ты что, с ума сошел? Зачем ты туда едешь?" Но я – аккредитованный, это моя работа. Руководство Associated Press сразу предупредил, что могут возникнуть проблемы. Могут не пропустить, а могут... Кто знает, что им в голову придет. Если все будет хорошо, буду работать в Питере и Саранске. Саранск – в самом центре России. Очень интересно посмотреть, что же это такое.

"Когда я спросил о "Шахтере", у Януковича загорелись глаза". Как снимать футбол, жать руку Никсону и охотиться на Саддама Хусейна

Выбор – ехать или нет – с моральной точки зрения? Считаю, что однозначно нужно ехать. Когда работаешь на войне – а я, как вы знаете, был, в частности, в Афганистане – ты общаешься и с талибами, и со всеми остальными. Задача журналиста – подать объективную информацию. Люди есть по обе стороны баррикад.

Нужно также разделять понятия "журналистика" и "идеологический работник". К сожалению, очень много идеологических работников проходят под маркой журналистов. Если ты журналист, то должен давать объективную, честную информацию. Поэтому ехать – стоит.

Константин Андриюк, ведущий футбольного шоу "ТаТоТаке"

– Я бы рекомендовал не ехать туда. Если бы собирался на Мундиаль-2018 еще до начала войны, то теперь однозначно изменил бы планы. Даже если бы сборная Украины туда пробилась – все равно не поехал бы. Это моя личная позиция.

Почему так считаю? Журналисты – это публичные лица. Они должны формировать сознание граждан своим собственным примером. Бесспорно, можно сказать, что это – непрофессионально, что журналист не должен бояться. Мы, кстати, спорили на эту тему с Сергеем Болотниковым – дискуссию смотрите в следующем выпуске "ТаТоТаке". Он сказал, что наши журналисты не боятся ездить в Донецкий аэропорт, на линию фронта, где стреляют и большая опасность. На что я ему оппонировал: там мы – на своей территории и знаем, где враг.

Короче говоря, мое главное видение: журналисты своим примером должны формировать общественное мнение – это пойдет на пользу стране. Ведь концерты Ани Лорак, различных звезд, которые не стесняются выступать в России, не стесняются брать там награды, собирают в Украине полные залы. Что это значит? Это значит, что у нас до сих пор слабое сознание граждан.

Страница автора в Facebook

Уткин: Когда мы с друзьями собираемся, я обязательно пою "Червону руту"