УКР РУС

"Однажды Кантона войдет в эту дверь". Как провести "золотой сезон" за "Карпаты" и открыть паб в честь Короля Эрика

24 мая 2016 Читати українською
Автор: Олег Бабий

Интервью "Футбол 24" с одним из самых известных фанатов львовских "Карпат" - о футболе, махачах, пабах и пиве. Большом количестве пива!

В центре Львова прижалась улочка, названная именем лидера чеченского освободительного движения 90-х Джохара Дудаева. Теперь здесь более шумно, чем прежде: проходит год, как открылся Cantona Pub - место, уже ставшее храмом для поклонников «Карпат», британского футбола и качественного пива.

Мы также зашли сюда, чтобы промочить горло несколькими бокалами, а заодно пообщаться с основателем паба - Андреем Марковцем, или же просто Энди. В сезоне 2011/12 Энди посетил все 38 матчей «Карпат», оформив титул «золотого фаната». Каждая поездка - отдельная незабываемая история, часто приправленная адреналином и окропленная кровью.

Сейчас Марковец не так активно «топит» с фан-сектора. На это есть ряд причин, главная из которых - напару с единомышленниками он открыл собственный бизнес и восторженно погрузился в его развитие. На почетном месте паба - взятый в рамочку лист бумаги, на котором несколько слов, собственноручно написанных самим Эриком Кантоной персонально для Энди. Сегодня Королю Эрику «стукнуло» 50 и здесь до рассвета будут пить за его счастье-здоровье.

«Вышел на обед, а вернулся через 11 дней»

- Энди, несколько лет назад у тебя был «золотой сезон». Ставил себе такую цель или же так сложились обстоятельства?

- Всё начиналось с шутки. Мы с друзьями очень хотели поехать на первый матч сезона в Мариуполь. Это тяжелый выезд, потому что матч начинался, если не ошибаюсь, в субботу в два часа дня, поэтому нужно было выезжать ещё в четверг - а это два потерянных рабочих дня. Всеми правдами и неправдами мы выехали в пятницу - нашли товарища, который довез до Мариуполя на автомобиле. В итоге успели только на 40 минут самого матча. Шутили между собой, что начали катать «золотой сезон». Четверо других остановились уже на втором матче, я же прошел эту дистанцию до конца.

- Откуда берется твоя любовь к «Карпатам»? Какие в твоей семье болельщицкие традиции?

- Первый матч «Карпат», который я посмотрел, - это финал Кубка Украины-1993. Был тогда ещё совсем маленьким, но помню, что команда уступила «Динамо». А потом отец взял меня на стадион, и с тех пор, уже более 20 лет, я постоянно с «Карпатами».

- В том «золотом сезоне» ты объездил не только Украину, но и побывал за границей - «Карпаты» играли в Лиге Европы. Расскажи о самых памятных выездах.

- Выезд №1 не только в том сезоне, но и в моей жизни - это был двойник Салоники - Симферополь. То есть, в четверг «Карпаты» играли на поле ПАОКа, а в воскресенье - с «Таврией». Мне, чтобы сделать этот сезон, обязательно следовало побывать на всех матчах, а успеть на эти матчи любым другим способом, кроме самолета, - физически невозможно. В тот день я был на работе, имел с собой только загранпаспорт, плавки и 50 евро. Всё, что я мог сделать, - это сказать коллегам, что иду на обед, заказать такси и поехать в аэропорт, чтобы попроситься в самолет к команде. Зная о «золотом сезоне», меня заверили: «Даже если места не найдется, поставим между рядами стул, но ты с нами полетишь». После Салоник я отправился с ними в Симферополь, ночевал на пляже - на баннерах, а после матча искал билеты и добирался с пересадками во Львов. Так я вышел «на обед», а вернулся спустя 11 дней (Улыбается).

- На работе получил взбучку?

- Мне очень повезло, потому что имел прекрасных напарников, работавших за себя и за меня. Так продолжалось в течение всего сезона. Как правило, раз в две недели я куда-то отлучался. Тогда Украина ещё была единой и «Карпаты» трижды играли в Донецке, по одному разу в Луганске, Мариуполе. Это всё требовало большого количества времени.

- Какие ещё выезды вспоминаются?

- Был очень приятный выезд в Дублин, на матч против «Сент-Патрикс». Тогда ко мне присоединились друзья из Ливерпуля, которые приехали специально, чтобы поболеть за «Карпаты». Именно в Дублине, а также когда ездил со сборной Украины на "Уэмбли", непосредственно познакомился с британской культурой пабов. Там их бесчисленное множество. В каждом квартале, на каждом углу есть свой ресторан. Приятно поразило, что это очень социальное заведение для всех слоев населения - от лорда до шахтера. В пятницу человек работает до шести вечера. В 18:05 он уже в своем пабе. Эта атмосфера меня и вдохновила на создание заведения такого типа здесь, во Львове.

- Ты вспоминал о паспорте, плавках и 50 евро, с которыми полетел в Грецию. Каким должен быть джентльменский набор фаната, который собирается в дорогу?

- Для начала - это роза. Ну и такие вещи, которые бы особо много не весили. Одежда - по погоде. Джинсы или шорты, клубная футболка.

- Пытался подсчитать, во сколько тебе обошелся «золотой сезон»?

- Тысяч 12-15 гривен. В то время это были достаточно большие деньги.

«На «Слава Украине» Одесса отвечала «Мазепу на**й»

- По традиции «карпатовским» фанам не всюду были рады. Например, в Одессе. Где случались самые ожесточенные схватки?

- Тот же Симферополь можно вспомнить. Нас на улице остановили фанаты, по-моему, «Арсенала». У нас, к сожалению, не было времени спросить, кто они такие (Улыбается). Нападавшие появились неожиданно, у них было преимущество и они оперативно нас «оттоварили».

Странно слышать мифы, что мы - дикая страна и нападаем на людей, мирных европейцев, как это было с «Мальме», например. В каждом европейском городе, где мы были на выезде, у нас возникали столкновения с местными - они, конечно, не ожидали нас с распростертыми объятиями. В Стамбуле даже было швыряние ножей, бутылок и камней. В Севилье под стадионом наших болельщиков также атаковали. Ну и в Дортмунде, конечно. Там 25 немцев выследили 8-10 наших, но ребята хорошо держали оборону и отбились. В Париже была другая ситуация. Там существует разделение трибун на белых (фирма Boulogne Boys) и всех остальных. Собственно, Boulogne Boys - одна из правых французский фирм, воюющих против своих же.

- Несколько советов для «чайников», как уцелеть в уличном бою...

- Во-первых, нужно быть с такими людьми, которым ты доверяешь, и которые будут стоять за тебя, и за которых будешь стоять ты. Если вас 4-5, то даже против большего количества людей у вас всегда есть шанс. Стоит не паниковать, а держаться вместе. Желательно быть осторожным. Если выезд в неприятельский город - не "рассыпаться" по 2-3, а ходить вместе - по 10-15 человек.

- С кем у «зелено-белых» было более яростное противостояние: с «Арсеналом», или же всё-таки с «Черноморцем»?

- С Одессой. Там, по крайней мере, были местные ребята, которые нас не любили, а мы не любили их. То мы одесситов гоняли, то они нас «прибивали» - встречи происходили неоднократно. А киевский «Арсенал» - это единственная антифашистская контора в Украине, у них не было достаточного количества людей, поэтому на помощь постоянно приезжали из Минска, Москвы. Трудно их вообще назвать какими-то болельщиками «Арсенала» - там были люди, сражавшиеся с нами за свою антифашистскую идеологию.

- Когда началась война, фанаты украинских клубов заключили перемирие. И как сейчас? Неужели львовяне и одесситы нормально общаются?

- Очень, очень нормально. В нашем пабе их было больше всего, если не учитывать фанатов «Динамо». Сидели здесь десятками, приглашали нас на море, на дачу, на шашлыки. Произошел ли переворот в их сознании? Вряд ли. Если ты с детства за Россию, за Российскую империю, за Екатерину, невозможно вдруг стать патриотом. Просто пророссийская часть фан-движения откололась и отошла. Их сектор уменьшился в 5-10 раз, осталась патриотическая его часть. Помню, как в старые времена заряд «Слава Украине» в их секторе был строго запрещен. Даже когда друзья из Полтавы зарядили «Слава Украине», Одесса отвечала «Мазепу на**й» или что-то такое.

- В каком городе у тебя больше всего друзей? Где чувствуешь себя, как дома?

- В Днепропетровске. Хотя такие знакомства есть практически в каждом городе. Например, очень хорошими друзьями для меня являются фанаты «Шахтера». Никто из нас не любит их команду, ни один из ультрас «Карпат», но у меня с ребятами из Донецка едва ли не самая крепкая дружба. Они сейчас разбросаны по миру. Также из Луганска есть отличные ребята. Серьезная дружба завязывается как раз в дальних выездах, когда нужно переночевать в чужом городе.

«Отказавшись возглавить «Карпаты», Лужный сделал правильно»

- Возвращаясь к твоему «золотому сезону». Когда ты летел с «Карпатами» в самолете, это был первый опыт столь близкого общения с футболистами?

- Во времена Кононова у нас были очень теплые отношения с игроками. Они всегда нас благодарили, мы общались после матчей. Если нужно было - давали фанатам деньги на билет, никогда в этом не отказывали. Знаю по собственному опыту. Помню, нужно было оперативно вернуться из Донецка. Я сел в троллейбус, заехал в аэропорт, которого уже нет, подошел к администратору Славику Гринишину и попросился в самолет с футболистами «Карпат». «Надо Георгиевича спросить». Кононов разрешил. Когда приземлились во Львове, я подошел к нему: «Спасибо, что приняли меня». «Спасибо, что ты ездишь за нас», - ответил мне Кононов. То есть, в те времена существовали практически идеальные отношения.

Бывали, конечно, не только приятные случаи. Например, после матча в Ужгороде, где «Карпаты» проиграли «Говерле», мы несколькими машинами обогнали клубный автобус, остановили его и вызвали всю команду на разговор. У нас были конкретные претензии: «Если не обыгрывать «Говерлу», то кого вообще побеждать?» На мой взгляд, после таких штук в голове футболистов что-то немного меняется.

- Кто из игроков «Карпат» пользовался наибольшим уважением среди фанатов?

- Нашим любимцем всегда был Миша Кополовец. Мы очень любили эту команду, и она была действительно Командой. Никто из игроков не держался в одиночку - они всегда вместе подходили к сектору: Федецкий, Тубич, Авелар, тот же Лукас, что бы там о нем не рассказывали.

- Чья заслуга в том, что между игроками и болельщиками царила такая идиллия? Кононова?

- Заслуга Кононова в том, что он создал эту команду. Он ее складывал по кирпичикам, пройдя полосу поражений и неудачных сезонов. Болельщики всегда находились рядом. Тогда было золотое время нашего клуба, и фанатов собиралось в 10 раз больше, чем сейчас.

- Сейчас ты также стараешься не пропускать матчи любимого клуба?

- Теперь всё по-другому. Честно говоря, посещаю больше выездных матчей, чем домашних. Потому что выезд - это нечто такое, без чего не могу жить. Люблю поехать в Одессу, Киев, а Ужгород и Луцк - даже не обсуждаются! Чем меня не устраивает «Арена Львов»? Здесь стадион решает. Решают люди, которые ходят, а в этом случае - не ходят на футбол. Бывало, что на матче «Карпат» собиралось по 800 человек. На топ-матч против «Динамо» - едва 8 тысяч. Кто виноват - трудно сказать. Наверное, стране не до футбола.

- Фан-сектор «Карпат» действительно заметно изменился - ультрас стало меньше, к тому же, в основном, это молодые лица. А где старая гвардия?

- Старая гвардия есть. Просто она стоит сверху, в тени, и наблюдает за всем. (После паузы) Трудно сказать, почему так произошло. Почему всё отдали в руки молодых, а старшие ушли в тень. Это их внутренние вопросы.

- Продолжается конфронтация между фанатами и Дячуком-Ставицким. По твоему мнению, что сейчас мешает «Карпатам» нормально играть, развиваться и достигать успеха?

- Что мешает? Всё зависит от того, какие цели ставит руководство, финансирование. Если с Йовичевичем не сошлись во взглядах только из-за вопроса зарплаты, то о чем можно дальше говорить? Смешно ставить задачу выхода в Лигу Европы, не вкладывая средства в команду. Чтобы сыграть один матч и вылететь? Клуб сейчас не развивается, его просто поддерживают на плаву. И неизвестно, сколько это будет продолжаться, учитывая те долги, которые у клуба перед футболистами. Но с другой стороны: «Карпаты» могла постигнуть судьба «Металлиста» или «Волыни». Поэтому хорошо, что «Карпаты» - есть.

- Тебе бы хотелось, чтобы Лужный возглавил «Карпаты»?

- Я считаю, что он поступил очень правильно, когда отказался. Потому что давать человеку работу, но не давать возможности ее осуществлять - это неправильно. У Лужного были свои условия: комплектация команды, невмешательство в его работу, никаких протекций того же Окечукву или ещё каких-то новичков. Если ему этого не дают - нет смысла связываться. Щелочной - мотиватор. Ему было бы легче работать с готовыми игроками. А у нас футболисты в основном только закончили школу, коллектив очень молодой. Им нужен учитель - такой, как Йовичевич, чтобы занимался, хвалил, ругал, словом, нянчился, как с детьми. Для такой молодежи тренер должен быть, прежде всего, авторитетом. Йовичевич, конечно, авторитет - он играл в «Реале», живет в Испании, знает европейскую футбольную кухню.

Вместо этого сейчас имеем замкнутый круг: руководство - фанаты - команда. Команда не играет - фанаты не ходят. Почему команда не играет? Потому что руководство принимает неверные решения. Руководство гонит на фанатов, фанаты - на руководство. Команда между двух огней. Но повторюсь: хорошо хотя бы то, что команда существует. Вот, донецкий «Металлург». Команда играла 8 лет в еврокубках, потом исчезла, а никто и не заметил.

Автограф от Эрика

- Наконец к теме паба «Кантона». С чего всё началось?

- Наверное, не так много футбольных болельщиков, которые мечтали создать спортивный паб, в котором можно было бы смотреть матчи любимой команды. Я - один из счастливчиков, который сумел воплотить те идеи. Сказать, что мечтал об этом - не сказать ничего. А реализовать оказалось значительно проще, чем казалось. Сидели, пили пиво, и кто-то это сказал вслух - с тех пор мы начали работать над проектом. Очень быстро, очень легко всё в голове сработало, оставалось только найти помещение.

- А ещё ты варишь пиво...

- Да. Возможно, единственное, в чем я разбираюсь в этой жизни - это пиво и футбол. Мы очень внимательно относимся к матчам, которые транслируем, и к пиву, которое наливаем. Здесь пиво из маленьких пивоварен Западной Украины - живое, или, как модно сейчас говорить, крафтовое. В этом не может быть никаких компромиссов. Мы получали очень много предложений от наших пивных гигантов, которые обещали нам «золотые горы», если продавать их продукцию. Мы ответили: «Нет. Этот вопрос - принципиальный». Пиво должно быть только лучшее, и настолько разнообразное, насколько это возможно. Светлое, темное, красное, пшеничное - полная линейка.

- Почему такое название - «Кантона», а не «Джордж Бест», например?

- Здесь других вариантов не было. Мы хотели создать во Львове центр английского футбола. Мы все согласны, что это самая сильная лига мира, к тому же родина игры. А кто лучше воплощает само понятие британского футбола, как Эрик Кантона? Это человек, который действительно играл искренне, играл сердцем. Он отдавал себя футболу, как и мы отдаемся этому делу.

- У вас на почетном месте висит листок с автографом Короля Эрика. Как удалось заполучить столь бесценную вещь?

- У одного из моих ближайших друзей - Юрия Лаврина - было романтическое путешествие с женой в Париж. Они поселились недалеко от театра, где Эрик Кантона играл в спектакле, и специально ждали его, общаясь с театральными работниками. Дождались! Подошли к Кантоне, он подписал им эту открытку: «Для Энди с наилучшими пожеланиями». Юра рассказал Эрику о Львове, о пабе с его именем. Возможно, однажды он зайдет в эту дверь.

- Есть ли среди завсегдатаев паба игроки «Карпат»? По крайней мере, в свое время сюда заходил Марьян Швед, а Самсон Годвин давал интервью...

- Завсегдатаев нет. Возможно потому, что они - спортсмены, пиво им противопоказано. А, возможно, зная наших футболистов, они привыкли отдыхать в учреждениях другого типа. Заходил к нам Владимир Езерский, здесь в зале висит его футболка. Он подарил нам вымпел с автографами всех игроков «Днепра». Сидели с Езерским несколько часов, общались о его временах в «Карпатах», «Днепре», о ситуации в футболе, Коломойском, Дячуке-Ставицком, Дыминском.

На фото: Энди и Ко собираются на Евро, а это удовольствие не из дешевых

- Знаю, что вы на алкогольной почве разыгрываете один очень интересный титул...

- (Смеется) Есть такой легендарный английский футболист Пол Гаскойн. Он, в частности, известен тем, что после матча залетел в ближайший к стадиону паб - прямо в бутсах, гетрах и форме сборной Англии. Мы присуждаем Кубок Гаскойна тому, кто в нашем заведении напьется до беспамятства и перейдет в царство Морфея прямо здесь, за столом. Самого кубка пока ещё нет. Это лишь устное творчество.

- Планируете ли под рейтинговые футбольные матчи приглашать комментаторов, которые вели бы игру для клиентов паба? В России сейчас Уткин таким занимается...

- У нас была такая идея на счет Формулы-1. Мы не ограничиваемся только футболом. Нас интересуют все виды спорта. Например, мы здесь показывали чемпионат мира по шахматам в прямой трансляции, финал чемпионата мира по регби, биатлон.

...Главная моя цель - чтобы это продолжалось. Место важно тогда, когда оно имеет свою историю и традиции. В Англии есть пабы, которые на том же месте и в том же здании существуют уже 600 лет. Хотелось бы, чтобы Cantona Pub просуществовал хотя бы десятки лет. Чтобы здесь собирались дети основателей. Чтобы традиции передавались следующим поколениям.

P.S. Паб - это ещё и территория правдивых историй и футбольных басен. После энной пинты пива тянет на воспоминания, даже замкнутые натуры становятся разговорчивее. Эту историю Энди услышал от Юрия Мокрицкого, защитника «Карпат» 90-х. Когда львовяне вылетели от «Хельсингборга» в Кубке УЕФА, «Мокрый», принадлежавший уже другому клубу, поспешил поддержать друзей-карпатовцев.

- Я рассказываю со слов Мокрицкого, - говорит Энди. - Итак... «Всё, матч проиграли. Приезжаем в Брюховичи, в охотничий домик. Шкуры, тигры, медведи. Садимся. Приезжает Чижевский с женой, Мизя приезжает, Шарик, Вильчинский приезжает... приезжает Гецко с батей... И мы давай его п****ть» (Хохочет.) Троеточие. Какова причина, что так произошло - история умалчивает.

Фото Игоря Хомича

Страница автора в Facebook

"Смотрю на чемпионат Украины и хочется плакать". Тарас Романчук - о громком скандале в "Ягеллонии", жестоких киприотах и лозунге "Львов - польский город"