УКР РУС

О монстре-ПСЖ, возрождении Фалькао и перспективах – большое интервью вице-президента Монако о настоящем и будущем

1 июня 2018 Читати українською

Вице-президент французского Монако Вадим Васильев рассказал о конкуренции с Пари Сен-Жермен, минувшем сезоне в Лиге 1 и невероятно амбициозном проекте княжеского клуба в беседе с порталом Goal.com.

Каким словом Вы описали бы прошлый сезон для Монако?

Невероятный. Да, невероятный. Восемьдесят очков, 85 голов, 24 победы. Завершили на подиуме в пятый раз подряд, чего не случалось в течение 25 лет.

Вы ожидали такого хорошего сезона после ухода большого количества игроков прошлым летом?

Это было нашей целью. У нас конкурентоспособная команда, но мы знали, что будет непросто. После отличного сезона и всех потерь было трудно заставить команду вернуться в форму. В конце концов мы достигли своей цели, и это очень радует.

Команда в третий раз после возвращения в Лигу 1 набрала 80 очков и более. Кроме ПСЖ, Монако – единственный клуб, который достигал этой отметки за этот период. Что это означает для Вас?

Мы – первый клуб после этого "монстра", я бы сказал (смеется), потому что нельзя сравнивать наши клубы. У ПСЖ бюджет 600 млн евро и почти бесконечные ресурсы. Далее, если смотреть на наших ближайших конкурентов, то есть Лион и Марсель, то нет сомнения, что у нас сезон прошел лучше.

Как Монако удалось возродить Фалькао после его возвращения из Англии?

Знаю, что происходит. Во-первых, надо вспомнить о том, что у Фалькао была очень тяжелая травма, и дальше игрок был в аренде: сначала в Манчестер Юнайтед, затем - в Челси. Но после такой тяжелой травмы очень трудно сразу заиграть на высоком уровне. А что происходит с арендованным игроком? Две-три игры не на уровне, тренер тебя в сторонку, потому что никто не будет заниматься твоим развитием, никто не думает о том, как "перезапустить" игрока. Ты в аренде, ты – арендованный игрок для тренера. Поэтому, я помню, Моуринью просил меня: "Вадим, отдайте нам Фалькао, мы "запустим" его". Но Челси плохо начал сезон, и обещания остались обещаниями. Поэтому мы понимали, что качества футболиста никуда не исчезли; Фалькао – профессионал топ-уровня, но нужно время и нужно внимание к игроку, чтобы "запустить" его и вернуть на прежний уровень. И мы это сделали. Внимание к деталям, внимание к его физическому состоянию, мы избегали моментов, которые могли бы привести к травмам, понимали, когда он не в форме, собственно создали для него специальную программу. И результат не замедлил, я очень счастлив.

Несмотря на изменения во всех линиях команды, Монако достиг цели, поставленной в начале сезона. Значит ли это, что новая экономическая и спортивная модель, которую Вы начали внедрять через год после прихода в клуб, уже работает на полную мощность?

Всегда есть место для развития. Мы – амбициозные люди и всегда хотим развиваться. Но, на мой взгляд, результаты, которых мы достигли за эти пять лет, в том числе два рекордных трансфера, показывают, что наша модель хорошо работает.

Монако сможет удержать лучших игроков и, со временем, стать конкурентом для ПСЖ?

У нас есть амбиции, но мы остаемся реалистами. Это значит, что мы не надеемся конкурировать с ПСЖ в долгосрочной перспективе. Может повториться опыт прошлого сезона, но в обозримом будущем я бы сказал, что это невозможно. Президент клуба Дмитрий Рыболовлев поступил мудро, когда скорректировал проект и сфокусировался на развитии молодых игроков, будущих талантах, и на том, чтобы сделать клуб образцом в сфере развития будущих звезд.

Ваше влияние в УЕФА растет. Вы хотите, чтобы с Монако считались в европейском футболе?

Мне кажется, что Монако уважают за наш проект, наши результаты и нашу работу на всех уровнях. По-моему, очень важно работать с УЕФА потому, что именно там определяется будущее футбола.

Что еще нужно улучшить, и какие планы на будущее у Монако для выхода на новый уровень?

Мы работаем в нескольких различных направлениях. Мы приобрели Серкль Брюгге в Бельгии, который будет играть в Первой лиге. Это позволит нашим лучшим молодым игрокам развиваться в сильном чемпионате и в хорошо структурированном клубе. Мы надеемся, что потом они вернутся и присоединятся к первой команде Монако. Этот проект действительно важен для нас. Еще вскоре мы начнем работу над новым тренировочным центром, который станет одним из самых современных в Европе. Эти проекты очень важны для развития клуба.

Леонарду Жардим – одна из ключевых фигур в успехе клуба. Вы недавно говорили, что хотите сделать его своим Фергюсоном. Почему, по вашему мнению, он так идеально подходит клубу?

Это было сложное решение – выбрать тренера. Я встречался с несколькими кандидатами. В пользу Жардима говорили его результаты, но только при встрече я почувствовал, что это за человек и какой он интеллигентный. Я себе сказал: "хорошо, это он, он – наш кандидат". Я очень рад, что жизнь доказала мою правоту, ведь это я привел его в Монако. Леонарду – идеальный тренер для нас, он подходит проекту.

Монако действительно стало его проектом – нашим проектом: нашего президента, Жардима и моим. Должность главного тренера Монако подходит не каждому, ведь тяжело смотреть, как игроки приходят и уходят. Тренер с умом, мужеством и мотивацией работать с изменчивой командой, оставаясь при этом амбициозным и поддерживая решение клуба – большая редкость.

Значит он останется в Монако и в следующем сезоне?

Да.

Символично, что после ухода Килиана Мбаппе, второе место Монако принесли два гола Муссы Силла в ворота Кана. Зависит ли успех проекта от высокого уровня работы Вашей академии?

Тренировочный центр – это ДНК нашего клуба. Можно просто вспомнить, что, когда Франция выиграла чемпионат мира-1998, то в ней было четверо игроков из Монако – Анри, Трезеге, Тюрам и Пети. У нас есть традиции и это делает нашу академию одной из лучших в Европе. Было очень приятно видеть, как Силла, Серрано и Н'Дорам развивались в нашей академии, а будут еще и другие такие игроки.

Сейчас все смотрят на Монако, чтобы узнать, кто станет "вторым Мбаппе"...

Вы будете удивлены – у нас есть маленькие секреты, джокеры, и они будут использованы, когда придет время.

А можно имена?

Нет (смеется).

Часть проекта сосредоточена на развитии игроков после академии и на покупку молодых игроков с высоким потенциалом. Чем Монако так привлекает их?

Молодые люди смотрят на то, что мы делаем. Они видят не только спортивные успехи, но и таких игроков, как Хамес Родригес, Марсьяль, Мбаппе, Феррейра-Карраско, Бакайоко, Бернарду Силва... Они видят, что все из Монако переходят в крупнейшие клубы мира. Они считают, что, если придут сюда и добьются успеха, то и сами смогут перейти в большие клубы. В этом и есть наша привлекательность. Многие ошибаются, говорят, что это все ради бизнеса, но нет, это действительно из-за привлекательности нашего проекта. Отпускаем одного игрока, чтобы другие заняли его место.

Но вы отказываетесь от ярлыка "клуб-трамплин"?

Конечно, это не "клуб-трамплин". Но мы в курсе, что есть большие клубы, о которых мечтают игроки, и мы это принимаем.

Во Франции уже давно привыкли к тому, что молодые таланты переезжают за границу. Но в последнее время у Монако получилось, наоборот, привлечь молодых игроков из-за рубежа, например, Пеллегри и Мбула. Стал ли клуб одним из самых привлекательных в Европе для молодых игроков?

Конечно. Вы привели хорошие примеры, так как эти игроки могли бы выбрать для себя любой клуб. Не нужно иметь хороших скаутов, чтобы понять, что они очень талантливые игроки. Клуб должен быть привлекательным, иметь хороший проект, чтобы быть приоритетным вариантом для молодежи.

Можно сказать, что Монако – самый привлекательный клуб в Европе для молодых игроков?

Да, я думаю, это так.

Майкл Эменало дал проекту новое направление. Вас захватывают успехи Челси после внедрения стратегии соблюдения требований финансового фэйр-плей?

Нет. Мы уважаем то, что делали в Челси, но не вдохновляемся этим. С другой стороны, приход Майкла Эменало очень радует, потому что это показывает, что Монако стал привлекать топовых европейских лидеров. Я впервые с ним общался несколько лет назад, я выразил такую идею, и он отказался! Но сейчас это стало реальностью, и я очень горжусь. Эменало продемонстрировал все свои качества на самом высоком уровне в Челси, и также – в академии. Поэтому я хотел, чтобы он пришел в Монако.

Майкл Эменало построил модель в Челси с клубами-спутниками и многими арендованными игроками. Ваш проект чем-то похож, не так ли?

И да, и нет. Действительно, у Челси есть клуб-спутник, но, если честно, я не считаю это успехом. Мы хотим извлечь выгоду из аренды игроков, а Челси не привлекает их в первую команду. Опыт Майкла нам очень поможет, и я считаю, что у нас может получиться лучше, чем у Челси. Не в плане спортивных результатов, а с привлечением молодых футболистов.

Какого Вы мнения о перспективах юного итальянского форварда Пьетро Пеллегри?

Пьетро Пеллегри большой талант итальянского, я бы даже сказал – европейского футбола. Мы видим его в составе нашей команды в следующем году. Безусловно, нельзя требовать от 17-летнего парня, чтобы он взял на себя ответственность и был игроком стартового состава, но то, что у него будет шанс проявить себя в первой команде Монако в следующем году, абсолютно точно. Мы знаем его качества и, главное, его характер. Нужно немного времени, и он заиграет на очень высоком уровне.

Часто ли мы будем видеть, как Монако покупает за большие деньги наиболее талантливых молодых игроков, как это было в случае с Пеллегри?

Мы следили за Пьетро до прихода Майкла, но он действительно помог мне принять решение, потому что это была очень важная сделка. Мы уже были заинтересованы в нем, и то, что Майкл был того же мнения очень успокоило меня. Рыночные цены действительно взлетели в последние годы. Я все-таки надеюсь, что случаи как с Пьетро останутся исключениями, но мы намерены так же поступать, когда уверены, что игрок подходит. Но в основном, мы будем инвестировать меньше денег в каждого молодого игрока.

О трансферном рынке: с прошлого года клубы стали требовать больше денег за переходы?

К сожалению, это так. Когда Монако выходит с предложением купить того или иного игрока, цены сразу повышаются. Они повышаются. Потому что клуб-продавец сразу начинает думать: "Ого, у нас, похоже, здесь необработанный алмаз". И другие команды, когда слышат, что Монако интересуется тем или иным игроком, вступают в игру. Поэтому да, к сожалению, это следствие нашего успеха – то, что нам труднее и дороже покупать качественных игроков.

Какой план у клуба по строительству нового тренировочного центра?

Работа над центром скоро начнется и запланирована на два с половиной года. Бюджет проекта значительный – около 55 млн евро. Это долгосрочная инвестиция, потому что имеющаяся у нас инфраструктура уже устарела. У нас есть тренеры топового уровня, поэтому пора привести инфраструктуру в соответствие с этим.

Последний вопрос: как должен выглядеть клуб через пять лет?

Я хочу, чтобы клуб продолжал проявлять себя во внутреннем чемпионате и в еврокубках. Хочу, чтобы наши проекты с Серкль Брюгге и тренировочным центром помогали следующему поколению игроков развиваться, и чтобы Монако стал еще более привлекательным для молодых футболистов. Я также надеюсь, что мы будем успешными на международной арене, не только на трансферном рынке. Сегодня у нас отличный бренд. Мы много инвестируем в Китай и, я надеюсь, что через несколько лет это принесет результаты.