УКР РУС

Кравец: "С семьей приняли решение, что нужно выходить из зоны комфорта, потому что в будущем шанса может уже не представиться"

5 октября 2016 Читати українською
Автор: Александр Гапоненко

Артем Кравец, форвард киевского "Динамо" и сборной Украины, выступающий на правах аренды в испанской "Гранаде", дал эксклюзивное интервью "Футбол 24".

С Артемом Кравцом "Футбол 24" хотел записать интервью довольно давно. Перед Евро-2016 был не то что бы прекрасный, но повод поговорить. Однако Артем, оставшись вне заявки на Евро во Франции, не захотел общаться на тему обстановки в расположении национальной команды. Еще и травма... Кравец вернулся в клуб ("Динамо") и тоже не сильно был настроен на общение: мол, о чем говорить, если ты в лазарете?

И вот Артем Кравец уже выступает в одном из сильнейших чемпионатов континента, забил два мяча в Примере и вернулся в сборную Украины. На этот раз Артем был больше настроен на общение и назначил встречу в гостинице сборной Украины под Киевом, в Козине отеле Platium Spa & Resort. Разговор получился и о футболе, и о жизни.

"Слава Богу, что я не поехал на Евро"

– Артем, последний матч за сборную Украины вы провели в марте 2016-го, это была товарищеская игра против Кипра. Потом вы были в расширенном списке на Евро-2016, но не попали в заявку 23-х из-за травмы. Правда, в одном из интервью вы сказали, что травма была не очень значительная, и по здоровью вы были готовы поехать на Евро. Что это была за история?

– Действительно у меня было повреждение, я получил его на тренировке. Травма колена. Первоначально доктора говорили, что травма не должна была мне помешать, мне требовалось несколько дней, и всё. Но после того, как я приехал в клуб после отпуска, я сделал МРТ, и у меня показало довольно серьезное повреждение. Поэтому при любом раскладе на чемпионате Европы я бы не участвовал из-за травмы. Потом со временем вылечил, сейчас все нормально.

– На тот момент, когда вы не попали в список 23-х, чувствовалась ваша обида в словах. Возможно, вы чувствовали, что по форме, по игре готовы быть в окончательном списке и выступить на Евро-2016?

– Обида обидой, это такое. По прошествии времени, с холодной головой, когда сейчас это уже прошло, я могу сказать, слава Богу, что я не поехал на Евро. Если бы я поехал, получил серьезную травму, то это закончилось бы более глобальными последствиями. Сейчас, слава Богу, я нормально себя чувствую. В нашей профессии главное – здоровье.

– Перед Евро-2016 были слухи по поводу конфликта игроков "Динамо" и "Шахтера". Расскажите, что на самом деле происходило тогда в сборной? Был ли конфликт?

– Мне кажется, что конфликта как такового не было. Понятно, что в сборной каждый с каждым не дружит, в любом коллективе так. Если вообще говорить о взаимоотношениях, то все между собой общаются. Друг с другом в нормальных человеческих отношениях. Кто-то с кем-то больше дружит, кто-то меньше. Это нормальные дела коллектива, и не думаю, что проблема была в этом.

"Получаю удовольствие от футбола, получаю удовольствие от жизни"

– В воскресенье, перед началом сбором в сборной Украины, вы посетили матч "Динамо" против "Зирки". Как вам игра команды?

– Я следил за играми "Динамо". Конечно, это моя родная команда, я переживаю за них. Я думаю, что последняя игра (с "Зиркой") была хорошего качества. Выиграли, не забили кучу моментов.

– Испытываете ли ностальгию по "Динамо", из которого пришлось уйти?

– Нет. Это футбольная жизнь. Я переговорил и с близкими людьми, и с людьми и из клуба. Я нормально к этому отношусь, ни на кого и ни на что не обижаюсь. Сейчас я на ближайший год игрок "Гранады", получаю удовольствие от футбола, получаю удовольствие от жизни. А что будет потом, то будет потом.

– Есть желание вернуться в "Динамо", так как это родной клуб, или это пройденный этап и хочется себя попробовать в другом клубе и другом чемпионате?

– Я всегда говорил и буду говорить, что "Динамо" для меня родной клуб. В "Динамо" я играл с 14-ти лет, и душа лежит к этому клубу как ни к какому другому. То, что будет после аренды, сейчас сложно предсказать. Как все сложится, наверное, станет известно в мае. Сейчас я нахожусь в аренде, и все мысли о новом клубе.

– Для футболистов киевское "Динамо" стало своеобразной "золотой клеткой", из которой сложно вырваться. Вам это удалось. Но есть игроки, например, Андрей Ярмоленко, у которых не получилось это сделать. Как вы считаете, почему так происходит?

– Думаю, здесь много факторов. Должно совпасть много факторов: должны предложить хорошие деньги, должно быть желание футболиста перейти в клуб и так далее. В этом самая большая проблема. Андрей очень ценится в "Динамо" (Киев), он лидер команды, поэтому его никто особо не хочет отпускать. На данный момент он не уехал, но если у него есть желание, думаю, со временем все сложится.

– Есть ли в "Динамо" кризис? Или неудачные результаты это просто совпадение? Много говорят о том, что "Динамо" изменилось с уходом Рауля Рианчо.

– Сейчас возникла такая ситуация, что после двух удачных сезонов действительно наступил некий переломный момент и спад. Но мое мнение, что больших проблем в игре "Динамо" нет.

Действительно бывают игры, которые не удаются командам. Но последние матчи показали, что "Динамо" находится в хорошем тонусе. Если и дальше пойдут хорошие результаты, думаю, все забудут о том, что было до этого.

"О новом тренере "Гранады" немного рассказал Рауль Рианчо"

– Перейдем к "Гранаде". После того, как вы забили второй мяч за испанскую команду, вы, наверное, уже знаете, что по показателю средней результативности по проведенному на поле времени вы лидер Примеры и обошли Месси и Гризманна. Вот такая забавная статистика. Что она для вас означает? Вы горды этим или это так, только начало пути?

– Конечно, это только начало. Я провел не так много времени на поле. Надеюсь, в будущем буду проводить больше. Такая статистика это приятно (улыбается). Но это действительно больше забавно.

Сравнение с великими футболистами всегда приятно, но дальше нужно работать еще больше, тем более есть проблемы с результатами команды. Пришел новый главный тренер. Дай Бог, он наладит игру, и наладится результат. Сейчас это самое важное.

– О смене тренера вы узнали от кого-то из "Гранады" или из интернета?

– Об увольнении Пако Хемеса я знал еще находясь в клубе, тогда пришел исполняющий обязанности наставника. А на данный момент назначили постоянного тренера. У нас есть в команде группа в WhatsApp`е, в которой общаются футболисты, и там написали, что у нас новый главный тренер, Лукас Алькарас.

– Что не получилось у прежнего наставника, Пако Хемеса?

– Я думаю, что проблема была в том, что пришло много новых футболистов, и они пришли за несколько дней до закрытия трансферного окна. Думаю, собрать всё в единое целое не хватило немного времени. При тех требованиях тренера, которые были, если выпадает один-два человека, то начинаются большие проблемы. Как к тренеру и как к человеку вопросов к Пако Хемесу никаких нет. Мне было очень приятно с ним работать, и думаю, 100% у него будут в дальнейшем предложения о работе. Он очень хороший специалист.

– Насколько хорошо знаете нового тренера Лукаса Алькараса? Или только предстоит познакомиться?

– Только предстоит. Что-то прочитал о нем в интернете, что-то рассказал Рауль Рианчо. Более детальное знакомство будет на месте.

– Если не секрет, что рассказывал Рауль Рианчо?

– Сказал, что требовательный тренер.

– Некоторое время вы провели в новом для себя городе. Что для вас ближе: мегаполис Киев или маленькая Гранада с 200 тысячами жителей?

– Киев. Это родной город, а Украина – родная страна. Думаю, каждый ответил бы так же. В Гранаде, в городе, я практически и не был. В основном база, тренировки, занимался заботами по бытовым вопросам. После сборной, может, получится больше познакомиться с Гранадой.

"Испанцы все время чуть-чуть в "релаксе"

– Какого рода бытовые вопросы вы решали? Вы снимаете или купили квартиру/дом?

– В каждой стране есть своя специфика. В Германии, например, все были более исполнительными. В Испании я столкнулся с тем, что они все время чуть-чуть в "релаксе" (улыбается). Наверное, такие люди, такой менталитет. Поэтому возникали небольшие проблемы с заселением в дом – сначала в один, потом во второй. Плюс с передвижением по городу тоже было все сложно. Сейчас, в принципе, все разрешилось. Остались буквально какие-то визовые вопросы, и я уже могу спокойно переехать вместе с женой.

– Дом вам снимает клуб?

– Я снимаю дом сам, искал его сам, а клуб выделяет кое-какие финансы.

– С кем из украинцев вы пересекались в Испании?

– Был довольно напряженный график. Каждые 4 дня игра, не было возможности никуда выехать. Только пообщались с Ромой (Зозулей) во время нашего матча – перед игрой и немного после игры.

– Есть вещи, которые вас удивили в Испании?

– Меня удивило то, что они необязательные люди (улыбается). Не говорю, что это плохо, это наверное, такой у них менталитет. Они могут сказать, что все хорошо, все решено, а ты узнаешь на следующий день, что оно даже и не начиналось выполняться! Такие нюансы, к которым надо, наверное, привыкнуть.

– Речь о доме?

– И о доме, и о машине, и даже о визе. Когда приехал, думал, что все готово в бытовом плане, а оказалось, что свои вопросы я решил только дней за 5 до отъезда в сборную.

– В "Гранаде" верят, что смогут остаться в Примере?

– Нужно верить в это. Я в это верю. У нас хорошая команда, просто нужно организовать игру. Много новых футболистов, много молодых игроков. По игре, которую мы демонстрировали, думаю, мы достойны остаться в Примере. Просто нужно организованнее действовать на поле. При прошлом тренере, при его тактике, если выпадали какие-то игроки, то получались большие проблемы.

– Сколько слов испанского языка есть уже в вашем лексиконе? Как продвигается вопрос с изучением языка?

– Пока, честно говоря, занимался изучением только в клубе. Есть преподаватель, несколько уроков в неделю. Честно говоря, голова была забита немного другим. В клубе есть человек, который немного переводит на английский, помогает.

Пока что больше занимался бытовыми вопросами, по возвращению буду детально заниматься испанским языком. Пока словарного запаса хватает. То, что говорит тренер, в принципе, я понимаю, слова в основном одинаковые: влево, вправо, вперед, назад, прессинг.

– Женя Коноплянка не помогает в изучении языка? Или он сам так и не выучил?

– Не помогает. Не знаю, это вы лучше у него спросите (смеется).

– Не очень приятное наблюдение – украинцам тяжело заиграть в чемпионате Испании, чему подтверждение и Коноплянка. Беспокоит ли вас такая деталь? Есть ли тому причина, почему украинцам так сложно в испанском футболе?

– Чемпионат Испании – очень хороший чемпионат, довольно техничный. Может, потому что украинцы не такие техничные (улыбается). Не думаю, что проблема в этом, думаю, это стечение обстоятельств. Наши футболисты предпочитают другие страны.

– Ваша карьера началась, можно сказать, после дубля в ворота "Валенсии" в Кубке УЕФА. В Испании помнят об этих мячах?

– Нет, это очень давно случилось. Ни я этого уже не помню, ни в Испании насчет этого не заморачиваются.

– Это было давно, но те голы – это был поворотный момент в начале карьеры. Насколько этот момент повлиял на старт карьеры молодого футболиста? Положительно это повлияло или отрицательно?

– Конечно, положительно. После таких успехов у молодых футболистов появляется уверенность в себе, вера в свои силы. А то, что возникли проблемы дальше – это в большей мере повлияли травмы.

У нас сейчас на виду много молодых украинских футболистов. Если у них получается, идет игра, это прибавляет им уверенности в своих силах, в том, что они могу достичь большего.

"Не представляю, что бы со мной было, если бы жены не было рядом"

– Насколько серьезно травмы повлияли на карьеру?

– Было довольно много неприятных повреждений. Конечно, они влияют, потому что молодому игроку каждый раз восстанавливаться после травм и входить в сезон тяжелее, чем более опытному. Но каждый человек, оглядываясь назад, может, думает, что могло бы сложиться иначе.

Но в моей ситуации я считаю, что это правильней всего, что так сложилось. Неприятные моменты футбола дали мне осознать, кто для меня близкий человек, с которым я готов идти до конца своих дней. Это один из самых важных вопросов в моей жизни. Благодаря негативу так получилось, что ты определяешься в жизненных принципах, вопросах.

– Кого вы имеете в виду? Друзей? Жену?

– В первую очередь, жену. Она со мной с самой юности, с самого начала. Я не представляю, что бы было, если бы ее не было со мной рядом.

– Довольно давно ходит слух, что ваша супруга дочь вице-президента "Динамо" Леонида Ашкенази. Так ли это?

– (Вздыхает) Уже надоело отвечать на этот вопрос. Надеюсь, никто давно в это не верит, это слухи. Я постоянно спрашиваю о том, почему не задают этот вопрос вице-президенту "Динамо" (смеется). Он бы раз ответил, и всё бы закончилось.

– Часто вы выкладываете в соцсетях фотографии вместе с супругой – о том, что вам хорошо вместе, что вы счастливы. Иногда складывается впечатление, что чуть ли не она сама ведет ваш Instagram.

– Нет, она не ведет мой Instagram, это 100%. Конечно, когда я выставляю фотографии, я с ней советуюсь, если она где-то не так вышла (смеется). Но я сам занимаюсь своими соцсетями.

– Это ваши проявления чувств?

– Наверное, такой я человек. Каждый по-разному проявляет чувства. Это тоже часть проявления. Супруга – это опора мужа. Все знают, что за каждым мужчиной должна стоять женщина.

"Что нужно почерпнуть у Германии? В Украине должно быть более близкое общение болельщика и футболиста"

– Что вы почерпнули из вашего периода в "Штутгарте"? Начали вы неплохо, но так и не остались в Германии. Как ваше пребывание там отразилось на карьере, на футбольном мировоззрении?

– Думаю, каждому нашему футболисту, украинцу, будет тяжело за границей, когда ты попадаешь туда первый раз. Тем более, когда ты взрослый человек, а не в молодом возрасте туда попадаешь. Потому что у тебя есть свои взгляды, свои сложившиеся жизненные приоритеты. Наверное, совокупность всех факторов повлияла на то, что что-то не получилось. Но это для меня все равно опыт.

Мы решали вместе с семьей: что можно остаться в "Динамо", как говорится, чувствовать себя в зоне комфорта. Мы вместе приняли решение, что нужно выходить из этой зоны комфорта, потому что в будущем этого шанса может уже не представиться. Получил вот такой опыт.

По прошествии 6-ти месяцев в Германии сейчас есть понимание, как нужно строить свою жизнь, свою карьеру за границей, на что обращать внимание, какими деталями интересоваться, беспокоиться. Это не объяснить в двух словах, потому что жизнь в Украине и Европе кардинально отличается во многих аспектах. Это опыт, в первую очередь – жизненный и футбольный. Думаю, в будущем он мне пригодится.

Конечно, хотелось выступить в Германии более удачно. Но так сложились обстоятельства, так получилось. Наверное, что-то не так делал. Дальше благодаря этому опыту будем жить и развиваться.

– Вы несколько раз повторили, что Германия дала "опыт". Что можно почерпнуть у Германии для Украины, украинскому футболу, украинским футболистам?

– Для футбола – в Украине должно быть более близкое общение болельщика и футболиста. С обеих сторон это общение должно быть искренним и открытым. В Германии и вообще Европе это чуть иначе происходит – больше акций на сближение с болельщиками.

Для футболистов – в любой ситуации, что бы ни происходило, нужно делать выводы. Проще относиться к тому, что происходит и дальше продолжать работать. Много наших футболистов относятся ко всему серьезно (о себе я говорю в том числе). Сейчас, по прошествии времени, смотришь на какие-то моменты по-другому.

У каждой страны свои нюансы, своя специфика. Не говорю, что у нас все плохо, но в Украине в плане футбола сейчас ситуация тяжелая. Все клубы переходят на какой-то разумный способ существования. Думаю, что это правильное направление. Нужно, чтобы прошло какое-то время.

С одной стороны – появляются новые молодые футболисты, с другой стороны падает уровень чемпионата. Думаю, все наладится, когда наладится ситуация в стране.