УКР РУС

Как украинцы смотрели футбол в 2016 году

20 декабря 2016 Читати українською
Автор: Александр Гапоненко

"Футбол 24" разбирается со статистикой просмотра трансляций футбольных матчей в Украине по общенациональным каналам.

Не секрет, что интерес к футболу в Украине падает. Средний показатель посещаемости матчей чемпионата Украины 2016/17 – минимальный за все годы Независимости Украины.

Средняя посещаемость чемпионатов Украины. 1992 – 2016 (Инфографика)

Почему так происходит – еще предстоит разобраться и проанализировать. Потому что на вопрос "Почему вы перестали ходить на футбол", болельщики отвечают не только по поводу войны и экономического кризиса. Причин – несколько.

"Стали ли вы меньше ходить на футбол (на стадион) после 2014 года?" Опрос

А для начала "Футбол 24" решил проследить, что же происходит в нашей стране с просмотром футбольных трансляций. Упал ли интерес не только к походам на стадион, но и к просмотру игр по телевидению?

"Стали ли вы меньше смотреть матчи чемпионата Украины по ТВ после 2014 года?" Опрос

Как и что считали?

В этой статье использованы данные Nielsen Ukraine: выборка по мужчинам от 20 до 50 лет, которые проживают в городах с населением 50 и больше тысяч жителей.

Мы взяли данные общенациональных каналов ("2+2", "Украина"), без учета каналов "Футбол", которые с уходом в кабельное телевидение перешли на совершенно иную систему подсчета показателей, считая количество подписчиков, а не рейтинги.

Для того, чтобы самим не заблудиться в различных профессиональных показателях, остановимся для наглядности лишь на двух: доля аудитории (share) и охват.

Доля аудиториипроцент аудитории, смотревших эфирное событие, среди всей аудитории, смотрящих ТВ во время анализируемого эфирного события. То есть, сколько людей в Украине в данный момент смотрели данный телеканал (то есть, в нашем случае футбольную трансляцию).

Охват (в абсолютных показателях) – это количество лиц из целевой группы, которые контактировали секунду и больше с каналом или событием.

Для статистики, предоставленной телеканалом "Украина" (также информация Nielsen), используем также такой показатель, как рейтинг. Посчитана следующая аудитория: 18-54 лет, города 50 и больше тысяч населения.

Рейтинг – процент целевой аудитории, видевших эфирное событие.

Самые популярные трансляции. Евро-2016

Болельщики и болельщицы сборной Украины лучшее, что было на Евро-2016. К сожалению, футболисты сборной нас не порадовали

Что не удивительно, футбольный телевизионный "пик" года пришелся на Евро-2016.

По информации телеканала "Украина", за весь период Евро-2016 турнир посмотрели 23 миллиона зрителей.

Самая рейтинговая футбольная трансляция 2016-го – матч 1-го тура Евро-2016 Украина – Германия на телеканале "Украина". Охват аудитории – 6,65 млн телезрителей. Доля составила 49%. Последнее означает, что у "голубых экранов" находился каждый второй мужчина в рамках выборки, упомянутой выше.

Данные "Украины": рейтинг трансляции 13,47%, доля 40,94%. (Примечание: разница в цифрах связана с тем, что посчитана разная аудитория.)

(Здесь и в дальнейшем имеем в виду такой нюанс, что это цифры общенационального канала. Если параллельно трансляция велась на каналах "Футбол", аудитория матчей была выше указанной. Однако посчитать ее не представляется возможным.)

Можно сказать, фантастическая для нашего футбола и телевизионного футбольного рынка цифра! Всё познается в сравнении, и чуть ниже будут приведены не очень оптимистичные цифры чемпионата Украины.

Первый матч сборной Украины на Евро-2016, большие ожидания, сильный соперник дали максимальный результат. Уверен, что для всего футбольного рынка Украины 12 июня, день матча Украина – Германия, красный день календаря. В том числе и для "Футбол 24" – в этот день были рекордные показатели за все время существования сайта.

В дальнейшем рейтинги матчей сборной Украины по ТВ на Евро-2016 шли по нисходящей.

Украина – Северная Ирландия на канале "Украина". Охват аудитории – 4,5 млн зрителей, доля – 49,25%. Игру смотрела также (как и матч с Германией) половина мужской аудитории, зрителей, которые в данный момент смотрели ТВ (обратите внимание, что при равной доле может быть иной показатель охвата).

Данные "Украины": рейтинг трансляции 9,35%, доля 35,92%.

Что любопытно, во время проведения этого матча часть мужской аудитории наблюдала за сериалом "Сваты-2" (доля 9,27%, каждый 10-й мужик) и передачей "Следствие ведут экстрасенсы" (доля 5%, каждый 20-й). В принципе, учитывая то, как играла сборная Украины с североирландцами, этих ребят можно понять.

Украина – Польша на канале "Украина". Охват – 4,1 млн человек, доля – 43,53%. Данные "Украины": рейтинг трансляции – 7,78%, доля – 30,75%.

Любопытно, что финал Евро-2016 Франция – Португалия на канале "Украина" собрал меньше зрителей, чем матч Украина – Германия. Охват – 5,387 млн человек.

Сборная Украины в отборе ЧМ-2018

Сборная Украины вызывает традиционно повышенный интерес – зачастую больше, чем клубный футбол (исключение – удачное выступление наших в еврокубках, например, сезон 2014/15, когда "Днепр" сыграл в финале турнира с "Севильей").

Украина – Исландия (канал "Украина"). Охват – 2,153 млн зрителей.

Турция – Украина (канал "Украина"). Охват – 2,3 млн зрителей.

Украина – Косово (канал "Украина"). Охват – 2,673 млн зрителей.

Украина – Финляндия (канал "Украина"). Охват – 2,48 млн зрителей.

Еврокубки. "Динамо" и "Шахтер"

Выступления украинских клубов в Европе также привлекают повышенное внимание любителей футбола.

Хотя в этом сезоне выступление "Динамо" в Лиге чемпионов не сильно "возбуждало" болельщиков и побуждало к просмотру матчей. И дело не только в результатах киевской команды в группе, ведь даже первый матч в ЛЧ с "Наполи" собрал довольно посредственные рейтинги, которые даже меньше, чем во всеукраинском дерби "Динамо" и "Шахтера" (о чем ниже).

"Динамо" – "Наполи" на канале "Украина". Охват – 1,648 млн зрителей. Для сравнения: 1-й тур ЛЧ 2015/16 "Динамо" – "Порту" на канале "Украина". Охват – 2,1 млн человек.

Минимум – в матче "Бенфика" – "Динамо" на канале "Украина". Охват – 1,055 млн зрителей.

"Шахтер" смотрели в Лиге Европы хуже, чем динамовцев. Максимальный охват – в матче "Гент" – "Шахтер" на канале "Украина". Охват – 1,517 млн человек.

Минимальный – в игре 6-го тура "Брага" – "Шахтер" на канале "Украина". Охват – 707 тысяч зрителей. Очевидно, это связано с тем, что игра не имела турнирного значения.

"Зарю" в Лиге Европы на общенациональных каналах, увы, не показывали.

Украинская Премьер-лига. Дерби "Динамо" – "Шахтер"

Теперь поговорим об интересе к чемпионату Украины. Традиционно самыми рейтинговыми трансляциями УПЛ являются матчи "Динамо" и "Шахтера".

Недавно прошедшее всеукраинское дерби (12 декабря 2016) "Динамо" – "Шахтер" получило на телеканале "2+2" охват аудитории 1,87 млн человек при доле 17%. Not bad, not bad! Это самый рейтинговый матч УПЛ в 2016 году.

"Шахтер" – "Динамо" 9 сентября 2016-го на канале "Украина". Охват – 1,556 млн человек.

"Шахтер" – "Динамо" 1 мая 2016-го на канале "Украина". Охват – 1,08 млн зрителей. В последнем случае, возможно, выбран не самый удачный день проведения игры, который пришелся на Пасху. Очень низкая цифра для дерби – сколько людей пропустили драку Ярмоленко и Степаненко!

Видео по теме: Массовая драка в матче "Шахтер" - "Динамо" и удаление Ярмоленко

К сожалению, у нас нет цифр до 2014 года (до аннексии Крыма Россией и войны на Донбассе), но цифры 2014 года были выше нынешних.

"Динамо" – "Шахтер" 16 апреля 2014 на канале "2+2". Охват – 2,15 млн человек.

"Динамо" – "Шахтер" 5 октября 2014 на канале "2+2". Охват – 2 млн человек.

Украинская Премьер-лига. Остальные

Одной из причин ухудшения рейтингов трансляций матчей УПЛ и уменьшения показателей посещаемости чемпионата можно смело назвать "схождение с дистанции" "Днепра" и "Металлиста". "Днепр" пошел на футбольный "дауншифтинг" (уменьшение количества легионеров и серьезное привлечение молодежи), а "Металлист" и вовсе исчез с футбольной карты Украины.

Очень показательны цифры по такому некогда принципиальному противостоянию, как "Динамо" – "Днепр". Помните, все эти зарубы на поле и словесные перепалки Игоря Суркиса и Игоря Коломойского? Были времена…

Кому принадлежат украинские клубы: олигархи, оффшоры, женщины

"Днепр" – "Динамо" в ноябре 2016-го на канале "2+2". Охват – 791 тысяча зрителей.

"Днепр" – "Динамо" в марте 2014-го на канале "2+2". Охват – 1,46 млн зрителей. Уменьшение аудитории почти в 2 раза!

Или возьмем для понимания "пропасти" между матчами "Динамо" и "Шахтера" и остальными другие поединки УПЛ в сезоне 2016/17 (на общенациональных каналах, а в основном это "2+2", так как "Украина" уделяет внимание самым рейтинговым матчам).

"Днепр" – "Шахтер" 27 ноября 2016 на канале "2+2". Охват – 757,65 тысяч зрителей.

"Карпаты" – "Шахтер" на канале "2+2". Охват – 440 тысяч человек.

"Днепр" – "Ворскла" на канале "2+2". Охват – 317 тысяч человек.

Ну, и в завершении статьи – вишенка на торте показа чемпионата Украины по ТВ. Матч "Волынь" – "Сталь" сезона 2016/17 собрал минимальную аудиторию сезона. Охват составил 61,7 тысяч зрителей.

Всерьез поговаривают, что в сезоне 2017/18 будут транслироваться не все матчи украинской Премьер-лиги. Вы ведь не против, правда?