УКР РУС

Юный техник

22 мая 2015 Читати українською

Луис Энрике был в шаге от провала в "Барселоне", однако искусно избежал попадания карикатуристам на карандаш.

«Есть истории, которые рассказывать легко», - утверждает аргентинский писатель Эдуардо Сачери в одном из своих рассказов. Историю тренера Луиса Энрике легко рассказывать постфактум, когда его команда выиграла чемпионат и сыграет еще в двух финалах других турниров. Начало этой истории было потрясающим. «Барселона» не пропускала в чемпионате до матча против «Реала» в девятом туре. Поражение на «Бернабеу» посеяло первые сомнения. В то же время, это понятно сейчас, в том же матче дебютировал и тот, кто малейшие сомнения был призван развеять.

Совпасть по времени с определенными игроками тоже является удачей для тренера. Луис Энрике возглавил «Барсу», в которую пришел Луис Суарес. Поражение в его дебютном матче, дальнейшие «проблемы» самого уругвайца, который стремился забить как можно скорее, но в основном упускал хорошие возможности, тоже могли настроить на негатив. Ведь «Барса» приучила, что является неким эталоном эстетики, как вдруг более яркую игру начал выдавать главный конкурент. Сама же «Барселона» чередовала убедительные победы («Севилья», «Эспаньол», «Кордоба») с матчами менее качественными («Альмерия», «Валенсия», «Хетафе»).

В первой половине сезона Хави дал интервью испанскому Canal +. «За кулисами» он сказал журналисту, что команда работает над тем, чтобы вернуть прессинг времен Гвардиолы. Учитывая то, что все действующие лица стали на несколько лет старше, задача это казалась не такой уж и простой. Динамизм Суареса, футбольный ум Ракитича и желание «старой гвардии» впрячься в работу - факторы, что в конечном итоге помогли воплотить на поле различные идеи игры без мяча. Символом этого процесса может быть колоссальный прогресс в качестве игры Жерара Пике во второй половине сезона. Человек, уже все видевший и все выигравший, будто посмотрела на себя и команду другими глазами.

Футболисты «Сельты» утверждают, что при Эдуардо Бериццо у них есть немного больше свободы в маневрах в атаке. У Луиса Энрике была жесткая структура, с четкими требованиями на разные случаи. В «Барсе» есть освященная временем и титулами система, которую Луис Энрике трогать конечно же не собирался. Его дидактизм касался скорее тех аспектов, которые традиция записывала в слабые стороны каталонского клуба. Стандарты, игра в обороне в целом.

За стандарты начал отвечать Хуан Карлос Унсуэ. И в этом сезоне «Барса» начала значительно регулярней забивать после угловых и штрафных. Сначала все удивлялись. Мирослав Джукич во время своей страстной пресс-конференции после разгрома на «Камп Ноу» возмутился: «Им «Барса»(!) забивает после углового(!)». А потом привыкли. Даже Месси забил головой после углового впервые в своей карьере.

А еще «Барса» начала забивать после контратак. Это, конечно, случалось и раньше. Сейчас речь шла о том, что команда психологически была готова переходить из одного режима к другому. Это не означало, что «Барса» пренебрежительно начала относиться к длительному контролю мяча. В конце концов с большинством соперников им все равно ничего другого не остается. Нюанс в том, что были конкретные варианты развития этих контрвыпадов, команда имела достаточную базу для импровизаций своего безудержного атакующего трио.

Вся эта работа могла бы выпасть после поражения от «Реала Сосьедада». Быстрый автогол, Месси на скамейке запасных, однообразная игра в атаке даже когда Лионель появился на поле. И даже при таких обстоятельствах можно создать какие-то моменты благодаря классу отдельных исполнителей. Что-то создали, но не реализовали. И клуб сильно тряхнуло. Несправедливое увольнение Андони Субисарреты, «авторитетные» сплетни о конфликте между Месси и Луисом Энрике. Некоторые журналисты уже считали дни до отставки тренера.

Что бы там ни произошло между ними, как бы ситуация не усмирали - есть простой факт. После поражения на «Аноэте» Месси забил восемь мячей в пяти следующих матчах, и потом особо не сбрасывал обороты. И дело не только в точных ударах, но и в общем влиянии на игру. В том, что было «специализацией» Суареса, пока он тоже не поднял свою результативность. И до этого Луис щедро раздавал результативные передачи, был частью коллектива. Голы сделали его более раскованным, но его вклад в игру команды сомнений не вызывал и раньше.

Все, что произошло с «Барсой» после матча в Сан-Себастьяне, можно назвать становлением Луиса Энрике в качестве тренера. В «Роме», а также фрагментами в «Сельте», он производил впечатление любознательного мальчика, любящего разбирать разные штуки, а когда собирает их снова, удивленно смотрит на «лишние» детали.

Некоторые намеки на это проскакивали и в «Барсе». Речь идет прежде всего о кадровых решениях. При определении стартового состава или же во время матча. Луис Энрике сумел пройти через это и смог научиться быть сдержанным. Он понял, что при всей важности ротаций есть оптимальный вариант состава и именно он, если не помешают травмы и дисквалификации, в конце концов будет решать судьбу трофеев в последние недели сезона.

Многое у Луиса Энрике было отработано еще со времен работы в «Барсе» Б. В этом же сезоне впечатление произвела его способность соединить свои теоретические разработки с потребностям каждого дня и матча. Для того, что подстроиться под них, а не заниматься прокрустивщиной также нужно иметь нешуточное умение, особенно в «Барселоне».

Когда-то в испанской юмористической программе Луи ван Гала изображали с кирпичом вместо головы. Луис Энрике находился в нескольких шагах от такой же «чести», но вовремя этого избежал и как можно лучше разобрался в каждой детали вверенной ему махины, а также запустил ее на полную мощность.

Дмитрий Джулай