УКР РУС

"Хачериди возили, как пьяного после бара. Он меня просто убил". Михаил Кополовец – о позорном провале сборной Украины и приключениях в Германии

22 июня 2016 Читати українською
Автор: Олег Бабий

"Футбол 24" представляет взрывное интервью, которое прочитает "каждый".

Во Львове Михаил Кополовец заявил о себе, как о футболисте. Здесь забил самые знаменитые голы и играл с "Карпатами" в еврокубках. Уже скоро два года, как Кополовец исчез с радаров украинских болельщиков, подписав контракт с клубом "Айнхайт", который выступает в немецкой Оберлиге. Но о Львове Михаил не забывает, каждый раз возвращаясь сюда, как только выпадает возможность.

Мы договаривались о встрече в 17:00. Михаил опоздал минут на 12. Подошел к нам с широкой, немного виноватой улыбкой. "Не по-немецки так опаздывать, понимаю". Мы были готовы простить ему все. Через несколько минут пришло время колоритных историй.

"Привозил репетитору закарпатский коньяк – он от меня балдел"

– Михаил, как тебе закончился сезон в "Айнхайте"?

– Команда финишировала на пятом месте. Все довольны результатом. Это самый успешный сезон в истории "Айнхайта". Команда, мягко говоря, звезд с неба не хватает. Но есть амбиции, есть президент клуба, который готов вкладывать деньги. Ранее, как вы помните, "Айнхайт" едва не вылетел, но сейчас они усилились: греки, туда-сюда, я пришел. Я немного наладил атмосферу в команде, и мы поднялись наверх таблицы.

– Что дальше?

– Что касается моей дальнейшей карьеры – я еще не знаю. Мне немного трудновато психологически. Там очень скучно. Потренировался и бьеш баклуши. Немецкий я так и не выучил. Был репетитор, но я плохо относился к урокам. Я называл этого человека "курслейтер". Он рассказывал моему тренеру, что я очень прилежный ученик, регулярно хожу на занятия. Тренер был озадачен. Он видел, что эффекта нет и на поле он них*ра не может мне объяснить. Почему? Рассказываю.

Репетитор меня очень любил. Я ему привозил закарпатский коньяк – и он от меня балдел! (Смеется.) Говорил мне: "Миша, таких футболистов, как ты, здесь еще не было". Он такого наговорил главному тренеру, что он думал – у Миши большие успехи в немецком языке. Полтора года прошло – я ничего не понимаю, а "курслейтер" – наполовину пьян.

Несмотря на это, тренер и команда меня очень любили. Потому что я к своей работе относился очень ответственно. Когда сейчас отчаливал, они с надеждой спрашивали: "Может, ты вернешься?". Вы же видите, я там через полгода уже "зажигал", команда меня приняла очень хорошо. Но опять же – очень тянет домой. У меня здесь большой дом, им нужно заниматься, 24 "сотки" возле Ужгорода. Хочу все облагородить, а на это нужно время. Поэтому буду искать какие-то варианты продолжения карьеры где-то поближе. Если не удастся – возможно, вернусь в "Айнхайт". Мне сказали: "Миша, мы тебя примем и через полгода, и через год".

– Может быть, теперь в Венгрию или Словакию, у которых общая граница с Закарпатьем?

– Пока не могу сказать. Я только приехал, хочу отдохнуть. Поэтому трансферные дела отошли на второй план. Может Венгрия, может Словакия. Есть еще определенные варианты, о которых сейчас не хочу афишировать. Украина? В чемпионате Украины я не то, что не хочу. Он мне просто неинтересен. Футбол неинтересный – это раз, проблемы с деньгами – это два.

В Германии я провел практически два года. Каждый месяц, 15 числа, у меня была зарплата. Каждый! Я мог 14-го запихнуть карту в банкомат – и там не было ничего. А 15-го пришел – всегда, всегда, всегда там были деньги. Немцы настолько дисциплинированы и солидные люди, что не возникало никаких проблем. Я не платил ни за квартиру, ни за коммунальные услуги. Выделили мне автомобиль. Ребята, ну о чем еще говорить?! Может я и не зарабатывал в "Айнхайте" большие деньги, но знал, что все будет стабильно.

Я миллион раз говорил нашим: не делайте таких больших зарплат, как тот Шуфрич. Миллионы платил. По 30 тысяч, 20, но раз в четыре месяца. Да сократи зарплату до 4-6 тысяч, но плати их регулярно. Зарплаты в нашем футболе – это был большой пузырь, потому что уровень футболистов не соответствовал тем деньгам.

– Если ты не знал немецкий, то как наладил контакт с партнерами? Говоришь, что был душой компании...

– Сначала приходилось тяжело. Были как глухонемые. Затем потихоньку пару матчей выиграли, попили вместе пива... Две-три кружки выпьешь – и уже какой-то разговор есть. Основные немецкие слова я все же выучил. Где-то по-английски, которым я также, в принципе, не владею. Через полгода уже могли понимать друг друга.

– Что расскажешь о президенте "Айнхайта"?

– О-о-о! Чтобы вы понимали, как я попал в Германию. У него есть бизнес во Львове – двенадцать 9-этажных домов. Он – владелец немецкой строительной компании, которая строит в Ирландии, Голландии, Исландии. В своей сфере – это очень серьезный, влиятельный человек. Он родом из села. Оно развито, но скучное, много пенсионеров. И вот президент решил поднять там футбол.

Когда я приехал в Германию, он меня пригласил на ужин. Представьте себе! Наши олигархи – это совсем другой уровень, это вообще космонавты. Они крадут деньги, а это человек, который зарабатывает их сам. Я пришел, он мне говорит: "Хочу познакомить тебя со своей женой". Думаю, может это какой-то товарищ президента клуба. Он в сандалиях, рубашке, чистый, аккуратный. У нас как: немного миллионер – и уже ковры расстилает, самовары носит, двести охранников. Там такого нет. Мне настолько приятно было...

Я там научился европейского менталитета. С моим характером трудно, конечно, так как я импульсивный, взрывной, а они все – спокойные. Рабочий день – до 16 часов. Поработал, а дальше с детьми гуляешь, велосипеды. В среду у них сокращенный рабочий день. Понятно, что люди всем довольны, им легко живется.

"Миша, у меня в команде 8 геев"

– Чем еще удивила Германия?

– Немцы платят деньги, но любят, чтобы было соответствующее отношение. Они очень удивились, когда я не налегал на изучение немецкого. Поляки, греки ходили, а я – нет. "Почему ты не ходишь, почему не цепляешься? Почему так халатно относишься? У тебя же шанс переехать из Украины в Германию", – говорили. У меня там прописка была, мне выделили квартиру. "Да потому, что я не вижу себя в Германии", – отвечал. Они думали, что я приеду к ним, упаду на колени: "Берите меня". Поляки, которые туда едут, лижут немцам задницы, чтобы там остаться. Представьте, как странно на этом фоне выглядела моя "халатность".

Пояснил в клубе: "Я не учу немецкий, потому что планировал играть здесь только полгода. Остался дольше, потому что в моей стране были очень большие проблемы. Но дома у меня большой дом, мама, друзья. Не думайте, что Германия – смысл моей жизни. Я играл в значительно более сильных командах". Понимал, что язык – это мой минус. Потому что немецкий – это не рюкзак, который нужно таскать за собой. Ты его выучил – и знаешь. Мне жаль, что я не осилил. Трудно – в школе был "двоечником". Сейчас, скорее всего, я там не останусь.

Хочу быть дома. Честно говоря, хотелось бы взять в карьере паузу на полгода. Беларусь, возвращение в "Карпаты", затем – Германия. Дома вообще не был. У меня так отец умер – я не уследил данный момент. У него случился инфаркт. Был бы я рядом – этого могло бы и не произойти. Всех денег не заработаешь. Я увидел, поездил, поиграл. Я – небедный человек, мне хватает. За те полтора года, что я в Германии, люди даже боялись мне звонить – чтобы не потратиться на разговор.

– Говоришь, что скучал в Рудольштадте. Как развлекался? Отдыхал ли в ночных клубах?

– Я такой человек, что мне нужно движение. Неподалеку расположен город Йена. Я там однажды случайно попал в гей-клуб. Эти клубы отличаются от наших. После гей-клуба оказался еще в другом заведении – "Гавана" или "Габана". Люди танцуют, девушки танцуют и здесь среди них – два пацана. Знаешь, как танцуют? (Михаил встает из-за стола и демонстрирует, как они крутились и терлись коленями - "Футбол 24"). Окрашенные волосы – желтые, зеленые. Никто на них не обращает внимания. А я смотрю – и мне очень противно. Понятно, что эти люди – больные. После этого я с клубами завязал. Ходил потом в бассейн, плавал, посещал различные события.

Приходишь в супермаркет. А тебе – рекламку, где изображены два мужика, которые целуются, и надпись "Счастливая семья". Они своим детям с детства прививают – что это, почему так. Я не могу этого понять. Придерживаюсь точки зрения Лукашенко: если это правильно, то почему нет детей? Им двоим нормально – это понятно. Еще когда целуются – окей. Но когда начинают "трепаться", любиться – то извините.

У меня нет к ним какой-то агрессии. Хотя – да, сначала был зол. Возьми любого нашего парня – ему, как минимум, будет неприятно. В Германии же это начинают впихивать в рекламу, гей ведет телепрограмму. Окей, я от этого геем не стал. Но той информации уже так много, что, как мне кажется, скоро не будет нормальных семей, дети начнут это все впитывать в себя. Ты не подумай, что я так сильно настроен против них. Это тоже люди. Вот недавно в Орландо их постреляли. Я очень сожалею из-за этого, мне трудно. Я понимаю, что среди них много неплохих людей. Но это какая-то слабость организма, что ли.

Вот мой друг Тубич играл в Саудовской Аравии. И он говорит: "Миша, здесь до 25 лет людей разделяют. Пацаны – отдельно от женщин. Для них есть только одна женщина – это мама. Про девушек ты узнаешь только в 25 лет, а до этого времени они закрыты, с ними нет никакого контакта. Миша, у меня в команде 8 геев". Почему так? Да потому, что в 25 лет они уже сформированы. Привыкли, что вокруг них – только мужики.

А ты говоришь... Дети это видят постоянно. В Германии это приветствуется на экране телевизора и откладывается в подсознании. Газетка там одна, вторая – это нормально, это семья, типа. Я своей точки зрения никому не навязываю. Может, скоро сам стану п*диком (смеется).

– Германия внесла Россию в новую стратегию своей безопасности. Россия теперь воспринимается враждебно на официальном уровне. Заметил ли ты изменения в отношении простых немцев к россиянам?

– Там, где я жил, россиян очень любят. Это пожилые люди, которые застали ГДР, и привыкли к "советам" относиться положительно. Путина здесь уважают. Но это речь идет сугубо о восточной Германии. Потому что западная часть – под влиянием Америки. Здесь же многие говорят по-русски, имеют родственников в России. Они понимают, что в Украине есть какая-то проблема, но не фильтруют информацию. Они не знают о том, что наши солдаты погибают, как их хоронят. Говорят, что будто на Донбассе есть русские солдаты, а это еще, мол, не доказанный факт. Нет такого, что Россия – агрессор. "Есть вероятность", "возможно" – так формулируют все. Немцы не чувствуют нашей боли.

Они, например, не знают, что мы так плохо живем. Я говорю: "Моя мама зарабатывает 50 евро в месяц". "В день?" – переспрашивают. У них зарплата – 2500 евро, то есть, 100 евро в день. Плюс – премиальные. Есть у немцев и "13 зарплата".

Моя мама хочет работать. Я ей говорю: "Мама, может, хватит?" Не слушает. Работает в кондитерской сфере, хочет быть среди коллектива. Я рассказывал немцам, что украинцы плохо живут. Они это знали, но не осознавали, что даже настолько.

"Шевченко, как тренера, вообще не воспринимаю"

Как немцы отметили победу Бундестима над Украиной на чемпионате Европы?

– О, меня даже пригласили на местное телевидение. А еще я включался по скайпу в прямой эфир на "News One", кстати. Для немцев была очень важной именно первая игра. Так же, как и для поляков. А вот для нас... Не хочется что-то говорить, потому что представляю, сколько грязи уже вылито на сборную Украины. Ужас! Но они сами к этому довели. У нас люди сходят с поля, не вспотев. Тот же Гармаш, тот же Хачериди с лицом ребенка, испуганный двухметровый дядя. Как котенок. Его возили, как пьяного после бара. Он меня просто убил. Двухметровый чудак проигрывает позицию и из-под него забивают. Это тебе не чемпионат Украины.

Я не хочу никого обижать, но как такое может быть? Вы посмотрите, как люди гимн поют. У Буффона вена вырывается, как, в принципе, у всех итальянцев. У нас что: один поет, другой рячется, третий не знает слов. Стоят с неуверенными лицами. Да глаза должны гореть, а скулы ходить туда-сюда

Мне их жаль. Я понимаю, сколько на них болота, какое огромное психологическое напряжение. Но вы же – профессионалы. "Динамо" играло с "Челси" и "Ман Сити", "Шахтер" много игр провел... Что-то происходит внутри команды. Нет, есть люди, которые отдаются и стараются. Пятов мне нравится, Федецкий, Зозуля – это бойцы. Мне импонирует Коноплянка. Но что он может, если не играет команда?

Что-то там не то. Ярмоленко 2 раза за матч с мячом встретился. Ладно, в матче с немцами еще можем простить. Но вторая игра – то же самое. Вся команда такая, не он один. И Коноплянка тоже не играл, как умеет. Все готовились к чемпионату, а пацаны, похоже, в отпуске. Посмотрите на поляков – и они с задницы не встают. Или североирландцы.

– Может быть, команда развалилась после весеннего конфликта по линии "Динамо" – "Шахтер"? Или еще раньше, когда в тренерский штаб ввели Шевченко вместо Заварова, с которым механизм сборной работал значительно лучше?

– Шевченко, как тренера, я вообще не воспринимаю. Футболистом он был шикарным, у человека есть "Золотой мяч". Но тренерство – это другое. Наставник должен иметь контакт с футболистами. На мой взгляд, Шевченко этими качествами не обладает, в отличие от Фоменко. В провале на Евро есть вина тренера – не спорю. Но существуют нюансы внутри команды. Подрались – не подрались. Они нам говорили, что помирились. Но поверьте мне... Вы видели, как забивал Ярмоленко в спаррингах перед Евро, и как к нему подходил Степаненко? Будто обнимает, но в то же время отворачивает голову в другую сторону. Видели? А я это заметил! Конфликт – он есть, он остался.

Я не думаю, что именно это повлияло на провал. Просто они не бьются друг за друга. Помню, когда меня где-то на поле кто-то ударит (я такой малый огрызок метровый), так Тубич или Милошевич уже летели и прыгали двумя ногами. Меня ударили, а на другой части поля наши защитники уже "закатали" нападающего. А здесь... Друг друга не страхуют, не спасают, не бьются. Не только друг за друга – за страну нужно было биться. Мне жаль пацанов. Они – профессионалы, но их всех немного избаловали. Не они виноваты – виновата система. Североирландцы победили – я из них никого не знаю, впервые видел – благодаря чему? Дисциплина бьет класс. Желание! Глаза! А наши – "полупокеры" – не пропотели даже.

На мой взгляд, 3-4 футболиста вообще не готовы для сборной. Это Коваленко, например. Он по мячу не мог ударить. Я не хочу его критиковать, потому что он молодой и очень талантливый футболист. Возможно, им не нужно было первый матч играть с Коваленко, а выпустить более опытных. Ротаня, например, с таким огромным багажом опыта. Возьми ты Гусева на Евро! Я не эксперт, я – не Леоненко, чтобы кого-то "хламить". Это мои коллеги, и я их всех уважаю. Францию мы когда-то могли обыгрывать? Могли. Что произошло? Гусев бы не помешал сборной. А взяли Зинченко, Сидорчука, Гармаша.

– Кому после Евро нужно "завязать" со сборной?

– Левый защитник кто? Шевчук? Сразу! Тимощук. Через два года Федя (Федецкий – "Футбол 24") также может погаснуть, как и Ротань. Понятно, что группа футболистов должна уже отходить. Хотя, мне кажется, что этот чемпионат Украина еще могла взять старыми кадрами, а уже потом наигрывать молодых. У тех пацанов пока нет мышц, они еще не обросли. Не скажу, что с ветеранами мы бы там летали, но хотя бы не так позорно вылетели.

– Ты много говорил о самоотдаче и патриотизме, приводил пример сборной Италии, которая бесподобно исполняет государственный гимн. Я так понимаю, что есть претензии и к Ракицкому?

– Как бы это сказать, чтобы никого не обидеть... (После паузы) Знаете что, можно ему даже простить то, что он не поет гимн. Но покажи игру! В принципе, из того, что я видел, Ракицкий свои обязанности выполнял. Посмотрите, сколько он пасов отдал. Он неплохо играл. За исключением гимна я не могу его судить. Если он такой плохой, то зачем вы его вызываете в сборную? Селезнева из России притащили за шкирку и поставили. Вчера был в России, а сегодня уже играет. Будьте последовательны!

"Кононов немного зазвезделся"

– Видел по твоим фото в соцсетях, что ты недавно встречался со старыми друзьями – Игорем Ощипко и Игорем Худобяком. Поностальгировали?

– Всегда приятно встречаться с ними, я очень люблю и уважаю этих футболистов. У них все нормально. У Худика – семья, дети. У Ощипко – тоже. Был в Болгарии, сейчас оттуда уехал. Теперь он – свободный художник. Болгария ему не подошла, там жара. Плюс – у него жена беременная. Я на него посмотрел и беру пример. Нужно сделать паузу, чтобы понять, куда двигаться дальше.

В "Карпатах" сейчас не та команда. Худик остается, но Голодюк уехал. Все могло быть совсем не так, но уж как есть. В свое время из того коллектива, который у нас был, можно было еще что-то выжать. Но пошел разлад. Руководство перестало платить деньги, потому что "Карпаты" шли на вылет. Но там команда оказалась не просто так.

– Почему так произошло?

– На мой взгляд, Кононов потерял контакт с футболистами. Он немного зазвезделся. Стал не таким, каким был раньше. У него к тому времени уже существовало предложение от "Краснодара", ему звонили. И Кононов потерял связь с коллективом, прекратил общаться с футболистами. Поприезжали новые люди. Пошло отторжение. Тех начали ставить в состав, тех – нет.

– То есть, когда Кононова отправляли в отставку, команда его уже не отстаивала?

– Нет, ну мы еще хотели что-то... Но понимали, что вряд ли удастся. Потому что сам Кононов себе уже в голове принял решение – там был "Краснодар".

– Что думаешь о нынешних "Карпатах"? За полгода – Йовичевич, Безубяк-Лужный, Яремченко, Чанцев... Что происходит?

– Чанцев – тренер "Карпат". О чем дальше говорить? Люди не понимают, кто тренер. Тренеры сами не понимают, что они тренеры. Разве Безубяк чувствовал себя главным тренером? Никогда. Сидел, поджав хвост. Его вызвали: "Иди сюда! То не так, это не так". По поводу команды трудно что-то сказать, я не слежу за их матчами, скажу честно. Знаю разве результаты, когда кто-то мне скажет. Друзья мои ушли оттуда, поэтому мне неинтересно.

По поводу тренеров. Мне Йовичевич нравился, как тренер. Просто у него иногда были такие моменты, когда он играл на публику. Это человек, который убрал меня из команды: "Миша, ты мне не нужен". Жаль, потому что интересно было бы поработать с ним – нравятся его стиль, подход, контакт с футболистами. Но, опять же. Был у нас Габовда. Ему Йовичевич акцентировал: "Юра, давай-давай. Все прекрасно, мы – команда". Через неделю Юры нет в команде. Он говорил "мы – коллектив, ла-ла-ла" – и еще кого-то нет в команде. Люди поняли, что эти слова – ничего не значат. Что все эти возгласы "кто мы ?!" – Это фигня. Я понимаю, что это– футбол. Но скажи по-человечески: я на тебя не рассчитываю, потому что такое-то дело. Тренер он хороший, но, как к человеку, у меня к нему есть вопросы, и я ему могу сказать об этом в глаза. Мне нравились Кононов и Яремченко – чисто с человеческой точки зрения. Дячук-Ставицкий? Он мне не нравился. Это пенсионер 100-летний. Какой футбол? Надо идти домой сажать огурцы-помидоры.

Продолжение интервью с Михаилом Кополовцем читайте на сайте Zaxid.net.

Страница автора в Facebook

Фото Игоря Хомича

Кополовец: Уже привык к немецким геям – пусть ходят, целуются