УКР РУС

Евгений Кононенко: Езжайте в Швейцарию на любые работы, но играть в футбол - в Германию

13 июля 2015 Читати українською

Украинский футболист Евгений Кононенко, который прошел серьезную школу греческого футбола, а ныне перешел из швейцарского клуба в немецкий, рассказал сайту «Футбол 24» об особенностях чемпионатов этих стран.

Наш сайт уже сообщал о том, что 22-летний уроженец Донецка Евгений Кононенко сменил швейцарский клуб на немецкий. История этого украинского игрока, который вырос в Греции и может считаться воспитанником местного футбола, показалась нам особенно интересной. В свое время он подавал надежды в клубе «Платаниас», а позже играл за «Епископи» с острова Крит, на котором и провел свою греческую часть карьеры. Но когда в Греции начался кризис, решился на радикальные изменения в своей карьере: прошлый сезон Евгений провел в клубе «Кройцлинген» во второй межрегиональной лиге Швейцарии, а с этого лета будет выступать за немецкий клуб «Зинген», который играет в одном из низших немецких дивизионов в крае Зюдбаден.

В разговоре с Евгением мы поговорили о кризисе в Греции, феномене швейцарского футбольного мультикультурализма, который дал новый приток талантов местной сборной, а также - разнице между глубинным футболом Швейцарии и Германии. Откуда берутся будущие Мехмеди, Шакири, Родригесы и Дрмичи? Чей низовой футбол престижнее? Каково это - быть игроком клубов нижних лиг благополучных западноевропейских стран? Обо всем этом Кононенко рассказал в интервью сайту «Футбол 24».

«В Швейцарии впервые столкнулся с тем, что место определялось не голами, а количеством карточек»

- Евгений, ваша швейцарская команда - «Кройцлинген» - в прошлом сезоне до последнего тура боролась за победу в местной второй межрегиональной лиге. Имея столько же очков, как конкуренты и даже лучшую разницу мячей, вы всё же финишировали на втором месте...

- Последнюю игру сезона мы выиграли со счетом 4:2 у одного из конкурентов - «Фрауэнфельде». Но здесь, в Швейцарии, своя собственная особая система - накануне последнего тура у нас было поровну очков с двумя командами из Цюриха, но мы все выиграли, вступил в силу дополнительный пункт. Здесь, как оказалось, при равенстве очков обращают внимание в первую очередь не на разницу голов, а на карточки. Когда начали считать предупреждения, удаления - наш «Кройцлинген» финишировал вторым, а клуб «Косово» (Цюрих) - первым, хотя разница у него была аж на 12 мячей хуже. Статистики подсчитали, что у них было на две желтых карточки меньше, поэтому повысился в классе «Косово», а «Кройцлинген» остался в этой же лиге.

- Когда просматривал заявки клубов вашей лиги, увидел невероятное количество турок, косовских албанцев, хорватов с сербами. На фоне такой яркой компании и вы, возможно, себя легионером не чувствовали?

- Да, здесь, в Швейцарии, очень много иностранцев. Есть такие, которые давно живут, выросли здесь, у которых швейцарский паспорт. Но не могу сказать, что не чувствовал себя легионером. Всё-таки пусть они албанцы или хорваты, но они здесь уже свои. А мне приходилось всё начинать сначала.

- В свое время приходилось от одного нашего игрока (кстати, обладателя Кубка Швейцарии) слышать потрясающую фразу: «Ты можешь приехать в Швейцарию юным, прожить здесь всю жизнь, но для местных всё равно будешь иностранцем. И дети твои - тоже. Разве что внуков признают швейцарцами».

- Пожалуй, соглашусь. Всё именно так. Швейцарцев, так сказать, «коренных» здесь уже не так много - иностранцев, кажется, больше. Местные держатся вместе, а выходцы из других стран больше общаются с земляками. Они, эмигранты, очень мотивированы - видят, что этнические албанцы, хорваты, сербы, турки пробиваются в сборную Швейцарии, переходят в сильные клубы, становятся уважаемыми и богатыми людьми. Можно сказать, что для эмигрантов футбол - профессия №1.

- В Греции вы успели поиграть в нескольких командах и есть с чем сравнивать. По сравнению с тамошним футболом, чем отличается швейцарский?

- Он - более техничный, в то время, как в Греции любят больше побегать, побороться. Здесь, в Швейцарии, мы на тренировках очень много работаем с мячом, а в Греции - больше фитнеса, атлетики, силовой подготовки. И в той лиге, где я играл в Швейцарии, очень много индивидуально сильных, техничных игроков, которые могут обыграть, обогнать, включить дриблинг.

- Помню вас как правого защитника или полузащитника. На каких позициях пришлось поиграть в «Кройцлингене»?

- Кроме правого фланга, ещё и действовал опорным полузащитником - №6, как говорится. Успел поиграть на трех позициях - мне было интересно, и для команды полезно, что я мог закрыть то место, которое было нужно.

- Что такое - швейцарский футбол нижней лиги? Отсюда реально попасть в высшую лигу?

- Как вам сказать... Действительно, бывает, что игроки переходят выше. За этот сезон, что я здесь, такое бывало. Но в целом от города, где я живу, буквально за несколько километров - Германия. Там футбол богаче, туда многие ездят на работу. И у меня возник вариант с местным клубом.

 

«В Германии всё чуть более профессиональнее, чем в Швейцарии»

- Интересно. Расскажите, пожалуйста.

- Мы с моим менеджером нашли один вариант в Германии. Мне это было интересно, потому что я очень хотел попробовать себя в немецком футболе, который намного сильнее швейцарского. Поэтому на следующий сезон я подписал контракт с немецким клубом «Зинген». Мы в начале июля уже начали работу.

- И что это за клуб - «Зинген»?

- Мне сюда переходить удобно - я могу оставаться жить в швейцарском Кройцлингене, но при этом ездить играть и тренироваться туда. Чтобы вы понимали: швейцарский город Кройцлинген находится по одну сторону большого Боденского озера, а неподалеку, километрах в 60 - немецкий город Зинген.

ФК «Зинген» в прошлом году финишировал в своей лиге на третьем месте, отстав от первого всего на пару очков. В следующем сезоне хотят обязательно перейти в высшую лигу - в клубе уже успели построить новый стадион, а теперь подбирают новичков, чтобы стать лучшими в регионе Зюдбаден.

- И каковы различия между немецкой и швейцарской футбольными «низинами» вы заметили?

- В Германии, как мне кажется, всё чуточку профессиональнее. Я провел здесь несколько тренировок и сразу же понял, что все игроки от вратаря до центрфорварда значительно выше классом, чем мои прежние швейцарские одноклубники. Здесь в клубе полный тренерский штаб - и главный тренер, и ассистенты по вратарям, физподготовке, есть массажисты, врачи, фитнес-клуб. Словом, это настоящий футбольный клуб. Ещё здесь явно больше зрительский ажиотаж. Очень приятно, когда футболом интересуются, когда на матчах есть поддержка болельщиков. Поэтому в Швейцарию можно ехать на любые работы, но если ты футболист - лучше, конечно, пробовать силы именно в Германии.

- Давайте ещё несколько слов о Швейцарии. Как вы здесь оказались? Всё-таки не так часто из Греции перебираются именно в местный чемпионат...

- Я играл за греческую команду второй лиги «Епископи», но вы, наверное, уже слышали, какая ситуация сложилась в этой стране. Было, по правде говоря, трудновато в финансовом плане, и я сказал себе, что попробую что-нибудь новое. У меня был знакомый менеджер, который работал в Греции, но имел хороших деловых партнеров в Швейцарии. Через него я и получил такой вариант, как «Кройцлинген».

- Игрок команды из нижней лиги в Швейцарии может позволить себе жить только с футбола? Или вы где-то ещё подрабатывали?

- Нет, я подрабатывал на обычной работе, потому что в этой стране очень дорогая жизнь. Если по правде, то с футбола здесь может жить разве что игрок местной первой (называется «Челлендж-лига») или высшей лиги («Супер-лига»). Наша лига - так называемая «Вторая интеррегиональна лига» - где-то пятая по статусу. Здесь разве что в лучших командах можно заниматься только футболом. А вот в Германии даже в аналогичных лигах контракта у игроков уже хватает, чтобы жить чисто футбольной жизнью.

- Как бы там ни было, но между Кройцлингеном и Зингеном - граница. Это чувствуется? Нет таких историй, как в легендарном фильме «Закон есть закон» с Фернанделем и Тото?

- Нет, границы как таковой нет - просто едешь по улице и видишь табличку «Вы покидаете Швейцарию», а за ней - «Вас приветствует Германия». Конечно, иногда бывает, что приходится пройти определенный контроль, но обычно ты просто едешь себе, как по обыкновенной трассе.

- Стереотип швейцарской жизни - что она несколько провинциальная, размеренная, даже скучноватая...

- Скучноватая - это да. Точно так. Все местные друг друга знают, все между собой общаются. А у меня все родственники и друзья остались в Греции, и я был сам по себе. Зато было много времени, поэтому объездил практически всю Швейцарию. Могу сказать, что это невероятно красивая страна! И хотя я раньше видел красоты Греции, Швейцария меня поразила до глубины души. Именно поэтому, даже подписав контракт с немецким клубом, я хотел бы продолжить жить именно в Кройцлингене.

 

«В немецкой провинции кубкового жребия ждут, словно выигрыша в «джек-пот»

- Ладно, если говорить о немецком низовом футболе. Есть шансы отсюда пробиться, скажем, в Бундеслигу?

- Говорят, что да. Но я пока сосредоточен исключительно на делах «Зингена». Так вот, у них есть Кубок Германии - и для них он намного серьезнее, важнее, чем даже в чемпионат. Если «Зинген» удачно пройдет в своем региональном кубке, то после семи игр здесь на следующий год мы попадаем в общегерманский кубок, где по жребию можем выйти на «Баварию», «Байер», «Боруссию» или любую другую команду.

В немецкой провинции это невероятный стимул. Как говорят мне в клубе, они ждут такого счастья, словно «джек-пота». Ведь когда ты провинциальная команда нижней лиги, попадаешь на «Баварию», то к тебе приезжает телевидение, покупают все билеты и право показа матча, поднимается ажиотаж. Президент несколько лет строил новый стадион и теперь ждет, когда же на него приедет выдающаяся команда.

- Здешний чемпионат - это где-то шестая немецкая лига. Что говорят одноклубники о его уровне?

- Меня уже настраивают, что в каждом матче придется играть только на победу. Будет много конкурентов. Так что это будет тяжелая, но интересная работа. Не скажу - мне очень нравилось играть и за «Кройцлинген»: мы были одними из лидеров, выигрывали практически в каждом туре - надеюсь, уже в следующем году команда перейдет в более высокую лигу. Но всё-таки ажиотаж больше в Германии, и уровень - тоже.

- О лиге можно судить по нескольким факторам - уровень конкуренции, активность болельщиков и справедливость судей. Сравните по этим показателям Швейцарию и Германию?

- Давайте попробуем.

По поводу болельщиков - я, когда сюда ехал, думал, что в Швейцарии больше любят футбол. Здесь, к сожалению, часто приходилось играть при незаполненном стадионе. А если нет хорошей атмосферы - футболисту трудно. В Германии люди активнее ходят на стадион. С того, что я видел и слышал, в «Зингене» гораздо больше фанов. Приятно смотреть на трибуны и видеть, что места заполнены. По 300-500 человек ходят в каждом туре, а на ведущие матчи - и того больше.

По поводу судей - я вам уже говорил, что швейцарский футбол более техничный, поэтому по сравнению с греческим для меня было много необыкновенного. В Швейцарии игрок упал - и судья сразу тянется за карточкой. А в Германии с первых же матчей я понял, что борьба будет даже жестче, чем в Греции. Мне, как футболисту, это нравится.

Конкуренция? Ну, вот в Швейцарии у нас до последнего тура было 2-3 конкурента в борьбе за медали. Сколько не играю в футбол - такого не видел, чтобы четыре команды практически весь сезон и до самого финиша шли с разницей 1-2 очка. Говорят, в Германии всё примерно так же.

- Чего ждете от следующего сезона?

- Сейчас мне невероятно интересно. Не терпится больше узнать немецкий футбол. Хочется с «Зингене» выполнить все задания - повыситься в классе, выиграть местный кубок, пробиться в общегерманский.

Артур Валерко

Фото предоставлено Евгением Кононенко