УКР РУС

"Ехали из Алеппо, а ребята мне говорят: "У вас взорвалась бомба". Валерий Яремченко - о работе со сборной Сирии, военной базе и обалдевших россиянах

4 апреля 2016 Читати українською

"Футбол 24" предлагает вторую часть резонансного разговора с заслуженным тренером Украины, в 1985-87 годах возглавлявшего сборную Сирии и едва не выведшего ее на чемпионат мира в Мексике.

Пять долгих и невыносимо кровавых лет продолжается война в Сирии. Несмотря на бомбардировки и ужасные кадры, ежедневно поступающие из разоренной страны, там продолжают играть в футбол. А национальная сборная Сирии оказалась среди 12 лучших команд Азии, которые продолжат борьбу за 4 прямых путевки на чемпионат мира-2018 в России.

Валерий Яремченко хорошо знает возможности сирийских футболистов, а также их менталитет. В начале своей тренерской карьеры он решил попытать счастья за границей и не прогадал. «В Сирии жилось, как у Бога за пазухой», - вспоминает Валерий Иванович. Сейчас в это трудно поверить.

*******

В Сирию я попал из «Шахтера», где работал тренером. «Горняков» в то время возглавлял Виктор Носов, а я занимался «дублем». Команда у меня была неплохая, даже хорошая. Но я общался с Носовым и понимал, что он не видит перспективы в своей работе в Донецке. Не хочу вдаваться в суть, потому что мужчины уже с нами нет... Поэтому я позвонил Вячеславу Колоскову, занимавшему должность в спорткомитете СССР. Говорю: «Я молодой, могу поработать». Никаких взяток за содействие никому не давал. Прошло около полугода, мне позвонили и попросили привезти документы. Вскоре я уже паковал чемоданы в Сирию.

Это была эпоха Советского Союза, для которого Сирия выступала базой. На Голанских высотах располагалось много военных, целая колония. Думаю, больше 10 тысяч. Они контролировали весь Ближний Восток. Ведь кто закрепился на Голанских высотах, у того под контролем огромная территория. Впоследствии Союз распался, но войска в Сирии остались. Они укоренились там! Находятся уже около 30 лет. Там есть кем сейчас воевать, я вас прошу... Когда в Сирии началась война, я стал прокручивать в памяти воспоминания о тех временах. Там всегда существовал огромный арсенал, стояли ракеты.

Был такой баскетболист ЦСКА Станислав Ерёмин. Невысоко роста, но играл за сборную Союза. После окончания карьеры он переехал работать в Сирию. Так вот, Ерёмин жил непосредственно на территории военной колонии. К слову, в то время в Сирии работали около 50 советских тренеров - из Прибалтики, из Узбекистана. В Латакии проводились Средиземноморские игры.

Сирию нужно рассматривать изнутри, за один день ее не постигнешь. Туда я летел зимой вместе с семьей. Приземляемся в аэропорту, смотрим в иллюминатор, а там одна глина вокруг. Дочь даже расплакалась (смеется).

На фото: Дамаск

Оказалось, что в Сирии не только глина и песок. В Дамаске много домов, над которыми работали итальянские архитекторы. А как там вечером пахнет жасмин! Я даже близко не смогу передать всей красоты, там нужно быть и это видеть. Сейчас всё разрушается. И я знаю причину: российские войска оттуда не вывели! Более 30 лет солдаты и их руководство были из СССР и России. Это как в Украине: российских войск нет? А, тем не менее, они есть.

Там стоило пожить, узнать людей. В Сирии очень хорошие люди, они вежливо ко мне относились. Когда сирийцы видят, что человек полностью отдается своей работе, не делает ничего злого, то оценивают это соответственно. Моей семье там было очень хорошо. После Советского Союза в Сирии жилось, как у Бога за пазухой.

Дом, в котором мы проживали, располагался рядом с американским посольством. Они знали, что я тренер сборной Сирии. Каждый раз вежливо здоровались со мной.

В Сирии я быстро научился арабскому языку. Он достаточно прост, я всё понимал на тренировках. Президент сирийской федерации Фарук Бузо был ещё и президентом азиатской федерации. Сборная Сирии постоянно путешествовала, ведь он организовывал нам поездки на спарринги. Страны брали на себя наши сборы. Ведь Сирия - бедная, а футбол требует соответствующей подготовки. Таким образом мы готовились к чемпионату мира в Мексике. Сирия выиграла свою группу на Мундиаль, оставалось только победить в стыках с Ираком. Дома мы сыграли вничью (0:0), но в ответном матче проиграли (1:3).

В противостоянии с Ираком мои футболисты испугались, «перегорели». А в игре нашего соперника просматривалось больше дисциплины. Ирак тогда воевал, поэтому в команде больше порядка было. А у нас... Арабы - у них с дисциплиной, мягко говоря, не всё в норме.

Уровень сирийских футболистов? У них был плохой чемпионат. А у футболистов - своеобразная арабский психология. Они не совершенствуют свои таланты. Среди них много технических и перспективных игроков, но когда пришло время тренироваться - была беда. Подопечные знали, когда у меня в межигровом цикле есть серьезные нагрузки, на третий день после выходного, и их специально пропускали. Они не любят напряженно и настойчиво работать. Кувейт, Саудовская Аравия - там всё сделали и построили англичане. В арабском мире - не только в Сирии - одна общая психология.

С футболистами я говорил по-арабски, поэтому понимание между нами было прекрасное - они мне всё рассказывали. Ехали мы как-то из Алеппо и ребята мне говорят: «Там у вас взорвалась бомба». А это произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС. Я три дня ходил в посольство, где транслировалось советское телевидение. «Что там взорвалось?» А надо мной смеются: «Уже весь мир знает, что взорвался Чернобыль, и только вы не в курсе».

Болельщики в Сирии такие же, как и у нас. Футбол там любят. Сколько приходило на игры? Ну, стадион в Дамаске вмещал 60 тысяч. На матче с Ираком была полная чаша. Рядовые же игры посещали по 5, 6, 7 тысяч.

Отец Башара Асада - Хафез - имел большое влияние в своей стране. Сирийцы его очень серьезно поддерживали. Своими решениями он умел сохранять на этой территории мир. Не позволял разгореться конфликту между суннитами и шиитами, держал вожжи в своих руках. СССР активно ему помогал, вкладывал миллиарды долларов в эту страну. Поэтому понятно, что Сирия всегда видела в россиянах помощников.

На фото: Хафез Асад и Фидель Кастро

Болит меня сердце за Сирию. Многие друзья там осталось. Я очень давно не был в Сирии. Жена как-то ездила в Пальмиру, а сейчас там разбомбили всё... Город был построен ещё до нашей эры! Его нашли в песках и раскопали.

У сирийцев и украинцев общее горе и общий его источник. Уже весь мир об этом знает. Только в России никто не знает. Мне звонили друзья из России, а я им говорю: «Не звоните больше». Они там полностью уже обалдели. Говорю: «Нам от вас ничего не надо. Мы же не просим у вас денег. Отстаньте от нас! Сколько можно?» Более восьми тысяч человек уже убили. Это много, очень много жертв...

Олег Бабий, Футбол 24

Follow me on Twitter

Часть первая. "Больно смотреть на людей, тупо предавших Украину". Валерий Яремченко - о Селезнёве, разрухе в ДНР и самом большом кошмаре Путина