УКР РУС

Динамо – Шахтер: фактор Фреда и цифры, доказывающие закономерность поражения киевлян в финале Кубка Украины

11 мая 2018 Читати українською

Футбол 24 с помощью статистики Wyscout нашел три ключевые фактора, благодаря которым Паулу Фонсека переиграл Александра Хацкевича в финале Кубка Украины (2:0).

Отсутствие компактности

Ширина усредненных позиций киевлян в харьковском поединке составила 42 метра, в финале кубка – 51. На целых 9 (!) метров шире: от Пиварича до Кендзеры. В победном матче компактность принесла результат. В финале кубка её не стало – не стало и результата.

Динамо – Шахтер – 0:2 – видео голов и обзор матча

Процент владения в Харькове у Динамо – 31%. Сейчас он возрос до 49%. Возможно, в этом и весь секрет. Компактный строй помогает лишать свободных зон соперника и более качественно обороняться. Атакуя, наоборот, стараются играть шире. Тактическая выучка игроков Динамо оставляет желать лучшего. Почему? На это намекают усредненные позиции игроков Шахтёра. 50 метров их ширина в Харькове, 46 – в Кубке. Трудно утверждать, что причина "горизонтальной растянутости" киевлян – результат игры соперника. Шахтёр, как раз таки, перестроился в более узкую формацию. Всё указывает на то, что при потерях мяча не всегда удавалось смыкать строй. Гол Факундо результат чего-то подобного. Функциональная готовность? Тактическая? Это уже задача для тренерского штаба киевлян.

Средняя длина передач Шахтёра в Харькове – 21,1 метр. В финале – 18,0. У Динамо же наоборот прирост размером в 1 метр.

Фактор Фреда

Несколько недель назад главный тренер киевлян пошел на смелый шаг. Динамо старалось использовать прессинг. Это раз. Два – это запредельное внимание Шепелева к Фреду.

Почему в этот раз отказались от сработавшей схемы – известно, одному только Богу и наставнику киевлян.

Шапаренко однозначно не исполнял роль "персональщика". Он старался игрой управлять, а не ломать её сопернику.

На фото: Сравнение Шапаренко (09/05/2018) и Шепелева (Харьков, 14/04/2018)

Конечно, сравнение нельзя считать на 100% корректным. Шапаренко отыграл на 30 минут меньше. Однако по части показателей, сохранись прежняя динамика, Николай едва ли настиг бы Владимира. Не будет лишним упомянуть, что концовку поединка в Харькове Шепелев заканчивал на позиции ЦП. Но некая тенденция в этом сравнении всё же просматривается.

Шепелев был более ориентирован на оборонительные действия. Шапаренко – на атакующие. Имел ли Шапаренко индивидуальное задание идентичное Шепелеву тремя неделями ранее? С большой долей вероятности – нет. Шепелев сходился с Фредом в единоборствах 10 раз – 8 выигранных и 2 проигранных! Шапаренко с Фредом вступил в…1 (!) единоборство.

Добавляем сюда более широкую расстановку Динамо и получаем "другого" Фреда.

В 30 единоборствах участвовал Фред в харьковской игре чемпионата, в 21 – в финале Кубка.
Топ-3 взаимосвязей (передачи от и на) Фреда в Харькове: 24 Исмаили (8/16), 22 Алан Патрик (9/13), 16 Ракицкий (9/7).

Топ-3 Фреда в финале кубка: 22 Марлос (12/10), 16 Тайсон (8/8), 14 Исмаили (8/6).

Если при плотной опеке Фред смещался ближе к левому флангу, не имея большой вариативности для продолжения атак. То в финале кубка Фред имел налаженный контакт и с Марлосом, и с Тайсоном. Как результат возросший индекс xG* у Шахтёра с 1,29xG в Харькове до 2,16xG в Днипре.

*XG (ОЖИДАЕМЫЕ ГОЛЫ)Метрика, показывающая вероятность каждого удара завершиться голом в зависимости от позиции, с которой наносится удар, действий перед ударом, части тела, которой удар наносится, типа атаки и т. д. Расчет основывается на исторических данных. Анализ ожидаемых голов позволяет оценивать в первую очередь создание моментов, а не во многом случайную реализацию.

Эффективность владения мячом

Благодаря Фреду у Шахтера возросла эффективность владения мячом.

В Харькове чистое владение мячом Шахтером – 50 минут 32 секунды. А нанесено 14 ударов по воротам (2 в створ). 9 из пределов штрафной. В финале Кубка – 36:34 минут. А ударов уже 18 (4 в створ).12 из пределов штрафной.

Средняя продолжительность владения сократилась с 30 секунд (в Харькове) до 23. Владения, которые достигли чужой штрафной площади, выросли в количестве с 11 (в Харькове) до 16.

Фото: ФК Шахтер

Главный тренер Динамо должен был понимать, что нельзя позволять сопернику быстрых розыгрышей мяча. В Харькове очень качественно создавали позиционные помехи – 2 удара соперника в створ из пределов штрафной площади, как результат.

Ставка на Шапаренко и отказ от опеки Фреда позволили Динамо повысить среднюю продолжительность владения с 16 секунд (в Харькове) до 24. Чистое время владения выросло с 22:31 минут (в Харькове) до 34:33 минут.

И внимание: владея мячом на 12 минут дольше, чем в Харькове, Динамо нанесло на 2 удара по воротам меньше! Было 11,а стало 9. 39 атак за 22 минуты в Харькове. 27 атак за 34 минуты в финале кубка.

Позиционные атаки – не конёк Динамо, как собственно говоря, и Шахтера, если брать во внимание два последних поединка между собой.

Итог: Fatal Error

Главный тренер Динамо любит повторять выражение смысл которого следующий: на поле в той или иной ситуации решают все сами игроки. Насколько это правильно?

Динамо имело план на игру: больше контролировать мяч. Сам Хацкевич об этом сказал. Уже мы можем догадываться, что обеспечить контроль должен был Шапаренко. И в этом плане был достаточно успешен. Но, выпустив Шапаренко, Хацкевич пожертвовал плотной опекой Фреда.

Фото: ФК Шахтер

Конечно, можно говорить, что оба мяча – "подарки", подобно тем дарам, что преподнесли Рафинья, Толиссо и Ульрайх мадридскому Реалу в обоих полуфиналах. Можно.

Можно и нужно говорить, что уровень опасности атак Шахтера не был запредельным. Оборона Динамо не трещала весь матч по швам, как два или три года назад.

Но смотрите, что выходит:

– Динамо не соблюдает более компактную формацию и располагается более широко с прицелом на атакующие действия;

– тем самым, в отличии от матча в Харькове, дает Фреду больше свободы;

– тем самым, создавая своему сопернику меньше позиционных помех , позволяет Шахтеру на 7 секунд быстрее проводить свои атаки;

– тем самым, лишая себя в регулярных единоборствах возможности возращения владения;

– тем самым, лишая себя быстрых выпадов, после перехватов;

– тем самым, вынуждая себя использовать позиционные размашистые атаки, не соблюдая компактности;
– а это, в свою очередь, приводит к тому, что Факундо с метра забивает в пустые ворота.

Фото: ФК Шахтер

234 единоборства навязало Динамо в Харькове, 182 – в финале кубка! На 52 меньше!
Динамо в конкретно взятом матче изначально выходило не бороться, а играть в футбол. Смело. И не рано ли на уровне финала отказываться от того, что принесло результат? Тренер посчитал, что нет.

Возможно, Хацкевич полагал, что позиционные атаки, которые с боями проходят с Ворсклой, начнут проходить против Шахтера.

10 "высоких" подборов и отборов было в Харькове, а стало – 7.
16 возвратов владения на чужой половине поля было в Харькове, а стало – 14.
44 перехвата было в Харькове, а стало – 27.

Всё это вынудило во время атаки преодолевать большую дистанцию до ворот соперника. В том числе попадать под его прессинг. И помарки Кадара на старте поединка – звенья одной цепи. Немного удивительно слышать от Хацкевича слова "класс" или "уровень", особенно в контексте его подопечных. Если класс в том, что называется "больше контролировать мяч" у бразильцев выше, то зачем с ними в этом соревноваться? Зачем?

В единоборствах же победили три недели назад. А тут и неудачный матч с Мариуполем, где Динамо "больше контролировало мяч". Нервная игра в Полтаве, где Динамо тоже "больше контролировало мяч".

64% на 36% в пользу Динамо в период с 1 по 15 минуту. 60% на 40%, но уже в пользу Шахтера с 76 по 90+ минуту.

Играть с Шахтером в контроль – подвергать себя опасности. Рано еще этим молодым футболистам играть на равных с позиции силы. Да, по некоторым аспектам нельзя игру назвать провальной. Но если индекс xG в атаке (0,61) оказался ниже даже харьковского поединка (xG 0,73), то ошибка вводных данных до игры налицо.