УКР РУС

Цикл Казановы

14 марта 2014 Читати українською

О "Барселоне" Гвардиолы, Вилановы и Мартино.

Это был всего лишь факультатив, разрешалось посещать по желанию, но, как часто случается, личность преподавателя увеличивала желание в несколько раз. Разговаривали в основном о театре, водопад преподавательских историй из собственного и не только опыта очаровывал точностью определений и легкостью метафор. После посещения одного из киевских театров во время обсуждения увиденного вынырнула фраза, которая неизвестно почему запечатлелась в памяти: «Он короля играет, а ботинки нечищеные».

Мелкие детали остаются незамеченными на масштабном малярном холсте. Мелкие детали вкупе и добавляют масштабности замысла.

Несколько лет «Барселона» не сходила с первых полос именно из-за грандиозности своих игровых идей. Их воплощение очаровывало точностью взаимодействия футболистов и легкостью (чисто метафорическим) перехода от одной фазы игры к другой. Колоссальная работа на поле основывается на гигантской по объему работе на тренировках. Вдохновленные тщательностью и требовательностью Пепа Гвардиолы игроки «Барсы» радушно «списывали» целые кипы «черновиков», чтобы потом давать образцы футбольной каллиграфии.

Лучшие из них особенно запомнились, поэтому иногда кажется, что иначе и не было, что едва ли не каждый матч команды Гвардиолы превращался в шедевр.

Достаточно, правда, вспомнить матчи с примитивно-эффективным «Челси» в 2009-м и 2012-м, поражение от «Интера» в 2010-м, чтобы не сгущать краски. Футбол Гвардилы был органичным для естества «Барселоны», продолжал традиции других поколений игроков и тренеров, но как и у любого другого стиля у него были свои уязвимые места.

Фанатичная тяга Пепа к совершенству позволила сформулировать простой принцип: «Не забывать про эти слабые места, делать все, чтобы никто не мог ими воспользоваться». Из-за чего одни утверждали, что Гвардиола слишком часто говорит о «волке», а другие твердили об «отсутствии плана Б», не замечая мелкой детали. У этой команды только план Б и есть. План «Барселона». А его разнообразные мелкие детали лишь добавляют масштабности замыслу.

У художников время между созданием шедевров измеряется годами. Опыт творческий сочетается с жизненным и дает возможность плодотворно работать над новым романом, картиной, симфонией. Футбольный календарь безжалостно требует делать это минимум раз в неделю. Команда за этот или более короткий промежуток времени должна восстановиться не только физически, но и психологически, сохранить свежесть восприятия и желание творить. Достижения Гвардиолы заключалось в том, что на протяжении нескольких сезонов «Барсе» это часто удавалось. Парадокс в том, что невыразительные матчи (в частности выигранные), поражения, являющиеся частями спортивной жизни, подавали на фоне достижений чуть ли не как признаки краха всей системы игры команды. И еще до прощания Пепа с «Барсой» выискивали признаки дальнейшего упадка уже под руководством других тренеров. Еще тогда началось закулисное бормотание о «нечищенных ботинках».

«Барса» Вилановы обветшала настолько, что прошла первый круг с одной ничьей и восемнадцатью победами. Но бормотание усиливалось.

Главный редактор газеты Mundo Deportivo Санти Нолья и по ходу прошлого сезона, и уже в сезоне текущем неоднократно напоминал читателям, что эта «Барса», с Пепом или нет, заслуживает большего уважения, понимания, большей поддержки, когда соперник оказывается сильнее. Заслуживает за все то, что она подарила публике в лучших своих матчах, в матчах-шедеврах.

Херардо Мартино удивительно легко, по крайней мере внешне, приспособился к этой полуотравленной атмосфере, которая сопровождала еще работу Вилановы. Хотя его довольно быстро стали называть едва ли не «разрушителем» стиля команды, аргентинец излучал на пресс-конференциях покой, а на вопросы наиболее язвительные отвечал с улыбкой и со временем начал добавлять иронию. Чего это ему стоило самом деле, знает только он сам, но вел себя Мартино достойно.

В одном из послематчевых интервью этого сезона Чави не менее достойно отреагировал на замечание, что у команды не все получалось: «Los otros tambien juegan» (Другие тоже играют).

Простой факт - «Барсу» изучают, ей пытаются противостоять всеми возможными средствами - интервьюеры иногда оставляют без внимания. На театральной сцене никто не идет в подкат, а зал не устраивает коллективный прессинг. На театральной сцене нечищеные ботинки действительно являются красноречивыми подробностями. Выискивать же нечто подобное в спорте, где соперник предусмотрен самой сутью соревнования, и от его действий зависит многое - не совсем уместно. Особенно если речь идет о команде, которая выигрывает невероятный процент своих поединков. Может, это тоже влияет.

Когда поражение прерывает монотонность побед, кто-то обязательно завопит о кризисе, упадке. Просто потому, что поражение, а иногда даже и ничья, превратились в непривычное, аномальное явление. «Барса» Кройффа выиграла четыре подряд титула, проиграв 24 матча за 4 чемпионата, и еще 30 сыграв вничью. Только в первом сезоне Гвардиолы в «Барсе» были равные показатели (6 ничьих, 5 поражений). Затем, в чемпионских сезонах, - 6/1, 6/2, а в Виланове - 4/2.

И у «Барсы» Гвардиолы, и у «Барсы» Вилановы, и у «Барсы» Мартино были плохие матчи. Поиск причин этих неудач иногда действительно приобретал крайне гротескные формы. И это более-менее понятно, если «анализировать» начинают мадридские газеты. Но и в самой Барселоне не всегда удавалось избежать истерических ноток.

То, как выглядела команда в обоих матчах с «Мансити», чёткий контраст с поражениями в Сан-Себастьяне и Вальядолиде, наталкивает на одно предположение. В последнее время «Барсе» нелегко давались первые матчи одной восьмой ЛЧ: ничьи («Лион», 2009, «Штуттгарт», 2010), поражения («Арсенал», 2011, «Милан», 2013). Только «Байер» удалось обыграть два года назад. Во всех случаях «Барселона» все равно проходила дальше, но сейчас, когда соперником был «Мансити», возможно, именно на подготовку к этим матчам сделал акцент тренерский штаб. Команда ощутимо добавляла накануне выездной игры (второй тайм в Севилье, кубковый поединок в Сан-Себастьяне, матч с «Райо») и уже после нее уступила в двух из трех турах. Никто, разумеется, эти поражения не предусматривал, но этот неприятный опыт может понадобиться Мартино в планировании решающих недель сезона.

В одном из романов цикла A Dance to the Music of Time Энтони Пауэлла герои говорят о Казанове. Один удивляется, чего это Казанову считают лучшим любовником в истории только потому, что у него было много женщин. Большинству мужчин, мол, такое бы надоело бы до смерти.

На это отвечают, что величие Казановы как раз и заключается в том, что ему не надоело.

Вполне может быть, что Гвардиола почувствовал, что некоторым из игроков начинает надоедать и поэтому ушел из «Барселоны». Серьезная конкуренция в чемпионате Германии безусловно не дает его нынешней команде расслабиться.

В прошлом году воочию удалось увидеть, как тогда будущая команда Пепа обыграла в ЛЧ прежнюю. Впечатление летней давности можно повторить сейчас.

В жизни «Барсы» будет еще много «кризисов», «провалов» и «циклов, что закончились». Но на «Камп Ноу» хорошо знают, что любая команда «умирает» после каждого матча. И каждый раз должна возрождаться, чтобы быть собой.