УКР РУС

"Чтобы работать главным арбитром, нужно заплатить 100-150 тысяч евро". Как бывшего игрока Карпат и Ворсклы выгнали из судейства

12 марта 2018 Читати українською
Автор: Андрій Сеньків

Футбол 24 пообщался с Игорем Маковеем – бывшим футболистом Карпат и Ворсклы, которого выкинули из украинского арбитража.

Игорь Маковей провел более двух сотен матчей в чемпионате Украины. Форвард выступал за Карпаты, Ворсклу, Волынь, Кривбасс и Закарпатье, также поиграл в Израиле и Азербайджане. Становился бронзовым призером чемпионата Украины в составе Карпат.

"Карпаты"-1998. Бронзовая команда Маркевича – где они сейчас

После окончания карьеры начал путь арбитра – сначала судил ДЮФЛ, а потом Вторую и Первую лиги. Преимущественно – ассистентом главного арбитра. Отработал в УПЛ только один матч. Перед матчем Ворсклы и Ильичевца его отстранили – из-за того, что играл за полтавскую команду. Позже глава комитета арбитров ФФУ Лучано Лучи сказал, что карьера Маковея закончена.

Понять, почему так случилось, посмотреть оценки за свою роботу и сравнить показатели тестов по физподготовке у Игоря не получилось. Он стал героем программы "Золотой свисток". Не помогло. Сейчас Маковей работает детским тренером и судит матчи чемпионата Винницкой области.

"Лучи странно ведет себя в Федерации – кидается телефонами, обзывает идиотами, дебилами"

– У дела против Лучи и Коллины было продолжение?

– Вызывали на комитет этики и честной игры. Хотели разобраться, кто виноват в конфликте. Лучано ж перед этим меня обматюкал, называл "каццо" и рассказывал, что Коллина мне задницу разорвет. Меня хотели купить – предлагали идти в инспектора, выпить чашечку кофе с Лучи и Коллиной. Мол, не надо выносить ссор из избы.

– А вы?

– А я сказал: "Пока итальянцы здесь, не позволю, чтобы меня дергали за ниточки". Даже когда я буду инспектором. Чтобы говорили, что делать, какие оценки ставить, кого поднять, а кого закопать. Это не по мне.

– Комитет считал вас виновным?

– Кочетов сказал, что я виноват. Они же будут своих поддерживать. Как же он скажет, что Лучи имеет право обматюкать и оскорбить пускай даже плохого судью. Сказали, что я сильно обидел их своей статьей, где писал о Лучи и Коллине.

Но это же не дает права оскорблять человека и скрывать оценки, которые я получал. Я высказывал свою точку зрения. Они склонялись к одному – мол, я разозлил итальянцев.

– Почему Лучи и его комитет скрывают оценки арбитров и по-разному относятся к арбитрам?

Кто-то кому-то помогает. Их же взяли на работу. Одних отмазывают и ничего не говорят за ошибки, а других наказывают. Кто-то больше нравится, кто-то меньше. Там мало профессионализма.

– Там же не в "нравится" дело, а в "дружбе".

Конечно. Даже если почитать по фамилиям, то видно, что это чьи-то родственники, сыночки, знакомые.

– Вы рассказывали, что Лучи странно себя вел в общении с арбитрами. Этот человек не может работать в футболе?

– Во-первых, он простой "заробитчанин". Нашел людей, которые ему деньги платят. Во-вторых, он не уважает ни инспекторов наших, которые всю жизнь работали в судействе, ни арбитров. Говорит одно – делает другое. Странно ведет себя в Федерации – кидается телефонами, обзывает идиотами, дебилами. Сам принимает решение, а потом на кого-то сваливает.

Между пацанами идет такое общения, что ему нельзя высказывать свое мнение. Иначе тебя выкинут, назначения не будут давать. Человек неадекватный. Он за простые вещи может наорать и наказать – мол, ты месяц без назначений. Ты не знаешь, чего от него ожидать.

– Расскажите примеры странностей Лучи.

– Я старался избегать его вообще. Пораньше прийти на тренировку или на ужин. Потому, что если что-то не то положишь в тарелку, он на тебя посмотрит: "Что набираешь столько сладостей? Почему так много апельсинов?" Или спрашивал, почему на него смотришь и говорил: "Все, завтра судить не будешь". Он с пальца мог высосать, что ты никакой судья.

Вот на сборах мы брали мячик, чтобы повозиться. Анекдоты, приколы – хорошее настроение с утра. Он заходит: "Что смеетесь? В чемпионате будете смеяться!" Непонятный человек.

– Позитив в работе с Лучи был?

– Когда на занятиях сидишь и разбираешь все эти эпизоды, то все понятно и доходчиво. Правда, ты сидишь и обсуждаешь, но твое мнение никого не интересует.

Мы три дня обсуждали эпизод с умышленной игрой защитника. Когда человек находится вне игры, защитник играет на опережение и от него мяч идет во "вне игры". Я вижу, что это умышленная игра защитника. Это уже не "вне игры". Короче, три дня были споры-дебаты. Пришел Коллина и сказал: "Вне игры". Все поняли, что обсуждай, не обсуждай, они двое определяют, как выглядит решение по этому эпизоду.

– Не пробовали решать свой вопрос в суде?

– Я пытался, но у нас же договора с ФФУ. Мы наемные работники, подписываем контракты на год. Ты никак в суд не подашь на них.

– Почему?

– Ты на год подписываешь. Даешь ФФУ свои услуги в качестве арбитра. В тот период у меня как раз заканчивался контракт. Они скажут: "Мы его выгнали, он как обиженный".

Хотя я действительно обиженный был, профессионально относился ко своим обязанностям. В глаза говорят, что тебя нужно сокращать, ведь нужно давать дорогу молодым, и команд мало в чемпионате. А потом вижу, что ребята старше меня дальше остались. Когда разговаривали с Лучано, прямо за моей спиной бегали тесты. Смотрю, люди не могут их сдать. Но ничего – их оставляют. На медкомиссию не приходят – тоже оставляют.

У меня были хорошие оценки и по физподготовке все хорошо. Самое обидное, что за неделю до тестов вызвали на комиссию, где стало понятно, что я вдруг не нужен.

– Вас убрали перед матчем с Ворсклой, за которую вы раньше играли.

– Это было мое второе назначение на матч Премьер-лиги. У них в голове сразу сложилось, что Маковей будет помогать Ворскле. Они же не думали, что я могу отработать профессионально. Я должен или помогать, или убивать. Поэтому меня сняли. Это первый гвоздь в "домовине" моего судейства.

«Кто-то позвонил – и на главном арбитре лица нет»

Когда вы шли в судейство, то не было проблем? Вам не говорили договориваться или платить?

Да нет. Тесты по физподготовке я называл "тестами для пенсионеров". Всем легко бежалось. Но арбитром, конечно, проблема стать. Для этого нужно иметь хорошие знакомства, "лапу волосатую". У ассистентов все проще.

А вы не хотели стать главным арбитром?

Когда начинал в ДЮФЛ и Второй лиге, то был главным и хотел продолжать. Потом мне в кабинетах сказали: "Не дергайся". Уже со Второй лиги я пошел ассистентом.

Кто такое говорил?

И пацаны, и инспектора. Все это знают.

Почему не занесли, куда нужно?

Вряд ли бы это получилось. Там нереальные цифры ходили в то время 100-150 тысяч евро.

Футболисты постоянно поливают арбитров и не любят их. Почему вы, бывший игрок, вообще решили стать судьей?

Когда играл в футбол, то познакомился с киевским арбитром Ищенко. Я был в Луцке в аренде, и ехал с ним в машине во Львов. Он рассказал мне о тонкостях этой работы, эпизодах, тестах. Я держал в голове, что после карьеры попробую себя в судействе. Так оно и сбилось.

Вы же футбольный человек, знали о взятках и кумовстве в суддействе. Почему же пошли туда?

Думал, что я красавчик – все знаю в футболе, разбираюсь в эпизодах. Летал в облаках и надел розовые очки. Думал, что если играл в футбол, то все будет хорошо. Но там другое решается.

Футболисты сначала воспринимали вас не как арбитра, а как коллегу?

Пару матчей Второй лиги я судил в поле. Ко мне не было претензий со стороны игроков или тренеров. У меня принцип такой – "давать играть", я свистел только явные нарушения. Понятно, что далекие инспектора спрашивали о том, почему я пропускал фол.

Что нужно для того, чтобы быть реально классным арбитром?

Понимать футбол. Бывший футболист необязательно станет хорошим арбитром. А простой парень может стать. Только он должен пройти мясорубку Второй и Первой лиг. Тогда будет психологически устойчив.

Были ситуации, когда вам говорили, как нужно судить?

Мне ничего не говорили, но по главным арбитрам было видно. Кто-то позвонил и на нем лица нет. Ассистентам об этом не говорят, я и не вникал.

Клубы работают с арбитрами?

Всегда было, что на судей давили. Тем более, в нашей стране. По-разному. В Премьер-лиге все начинается с приема и гостиницы, как к тебе относятся. Вокруг судей кружат, пылинки сдувают. А конкретно разговаривают с главными арбитрами.

Бывает, чтобы вы хорошо отсудили, а вам поставили плохую оценку?

Все от инспектора зависит. Если ему кто-то шепнет из вышестоящих, то можно найти моменты, чтобы закопать или поднять судью.

В каких случаях судью хотят закопать?

Кто-то кому-то невыгодный или кого-то нужно поднять. Количество мест в Премьер-лиге ограничено, поэтому идут закулисные игры.

"Выпил поспал, выпил поспал. Думаешь, что стрес снял"

Игорь Маковей в футболке азербайджанского МКТ-Араз (третий в нижнем ряду)

Назовите трех лучших тренеров в своей карьере.

Первый – Мирон Маркевич. Он из спортинтерната забрал меня в Карпаты. Слепил из меня футболиста и человека. Второй – Андрей Баль. Он выкупил меня из рабства в Ворсклу, когда я в Израиле играл. Третий – Олег Долматов. При нем мне было очень комфортно, он понимал футбол, было очень интересно и понятно.

Почему период карьеры в Израиле называете рабством?

Меня там постоянно отправляли по арендам. Побыстрее хотел уехать оттуда – полгода играл в Кривбассе, но они не потянули меня выкупить – надо было 120-150 тысяч долларов. Ворскла торговалась и выкупила за 100 тысяч.

А то я как шарик для пинг-понга был – меня то в Первую лигу, то во Вторую. А я как собачка – бежал туда, куда скажут. Первый год играл, а потом мне не платили ничего. Мол, сам ищи команду. Сказали бы идти собирать бананы, пошел бы.

Расскажите футбольную историю, которая не может вложиться в голову обычному человеку.

- Я полгода был в Луцке. Подписал контракт, но меня выгнали. Мы проиграли на выезде Оболони, а Кварцяный сделал виноватыми ветеранов – выгнал восемь человек. Не дал зарплаты и сказал, что я свободен.

Вы закончили с футболом в 31. Почему?

Полгода я был без команды. Но агент обещал, что найдет и все будет нормально.

А раньше был такой регламент, что бывшие футболисты могут до 32 лет начать судить матчи. И я запрыгнул в последний вагон. Мог сидеть и ждать предложений, но неизвестно, чтобы там было. За границу бы еще уехал, а в Первую и Вторую лигу не хотелось идти.

Но арбитры не зарабатывают так, как футболисты.

Да, но перспектива другая – мне оставалось не так много времени играть. А если получить статус арбитра ФИФА, то можно прилично получать. Больше, чем в Зирке или Александрии.

Вам хватало денег, которые вы зарабатывали во Второй и Первой лиге?

Нет. Это ступеньки, которые судьи проходят, чтобы зарабатывать в Премьер-лиги. А ниже – смешные деньги. Во Второй лиге – 900 или 1200 гривен за игру, а в Первой – 1600-1800. Туда и дорога входила. Вот едешь на далекий выезд с пересадками и привозишь домой 300-400 гривен.

Не сравнится с тем, что получал, когда был футболистом. Мог себе все позволить. Море, бабы, папиросы – а тут "оп" и думаешь о комуналке. Надо экономить, откладывать, красную икорку не покупать – искать заменитель.

После завершения карьеры не было паники или заранее знали, чем дальше заниматься?

Полгода сложно было. Не скажу, что пьянствовал, но был период, что не знал, куда себя притулить.

Всегда мечтал о судействе, читал книги. Даже ту, что Коллина написал.

Как себя нужно готовить до завершения карьеры?

Кто-то купит ресторан, кто-то откроет бизнес, а кто-то положит деньги на счет и живет на проценты. Это если ты нормально зарабатываешь, но что делать, если ты всю жизнь играл во Второй и Первой лиге и не имеешь ни кола, ни двора? Вот это тяжело.

Процентов 80 идут в тренера. Некоторые – в бизнес. Но бывают и такие, что спиваются и просто пропадают.

Украинских футболистов часто кидают. Как не бухать?

Каждый человек выбирает свою линию жизни. Каждый по-своему расслабляется. Не буду скрывать, после игры бывало такое, что уснуть не мог. Бывало, что и водкой стресс снимали, и на дискотеки ходили.

Согласны, что украинский спорт – постоянный стрес?

Перед каждым матчем нас накачивали надо выиграть, надо попасть в еврокубки. Это серьезный моральный стресс. За день-два до игры заезд на базу. Ты целый день думаешь: "Блин, проиграем будет катастрофа". А когда проиграл – от тебя отворачиваюся спонсоры, руководители. Тяжело морально, ты истощаешься. После профессионального спорта ты высохший. Когда попадаешь в реальную жизнь, то тяжело войти в этот ритм.

Как вы вошли?

Я все равно остался в футболе – у меня нет бизнесов и ресторанов. Сейчас работаю детским тренером в одной из спортивных школ Винницы. Еще сужу матчи чемпионата области.

Занимаясь с детками, получаю от этого удовольствие. Чувствую, что даю им что-то и восстребован. Те знания и опыт, которые получил, приносят пользу и радость другим. Я этим живу. Если бы работал менеджером или водителем, то, может, и бухал бы каждый день. Когда крутишься в футболе, этим и живешь.

Ведь с 15 лет так – в субботу-воскресенье какой-то матч. Ты остаешься в футбольной кухне, получаешь адреналин, азарт перед игрой. Тяжело без этого.

Что самое глупое делали после поражений?

Всегда выжатый как лимон. Последний заходил в душ и раздевалку. Потом день-два не спал – сутками нервы. Выпил поспал, выпил поспал. Думаешь, что стрес снял. А оно только усугубляет.

А глупости… Там подрались в раздевалке, там в душевой побились. "Ты че пас не дал? А ты че не забил?" такое в каждой команде есть.