УКР РУС

Блог Дмитрия Джулая. До семнадцати и... старше?

11 ноября 2013 Читати українською

Разговоры о юниорских и молодежных чемпионатов мира традиционно украшают именами известных футболистов, которые принимали участие в этих соревнованиях.

Это как бы подчеркивает необходимость подобных турниров, добавляет веса их статуса «смотрин талантов». Этот «статус» на самом деле должен был бы отдыхать на полках музея штампов рядом с другими замшелыми, лишенными смысла фразами, которые загромождают футбольный лексикон. Безусловно, из-за юного возраста участников кого-то из них можно увидеть едва ли не впервые в жизни. И поскольку это такой же структурированный турнир, как и «взрослый» чемпионат мира, попасть на него можно только через чемпионаты континентов и немало перспективных игроков не пробились на ЧМ Ю-17 и не пробивались раньше.

Один из важных аспектов заключается в том, что чемпионат дает совсем юным футболистам возможность прожить цикл Мундиаля от квалификационных турниров до сборов непосредственно перед финальной частью и принять участие в матчах с соперниками из разных континентов. Кому-то этот опыт поможет в футбольном становлении, для кого-то он может быть единственным в жизни. Приезд на ЧМ Ю-17 не делает игрока автоматически будущей звездой, поэтому прежде всего на этом турнире интересует качество игры команд, их реакция на различные ситуации в каждом матче и в турнире в целом.

С этой точки зрения чемпионат получился лучше предыдущего. Больше было содержательной и продуманной командной игры. И это касалось не только тех, кто преодолел барьер группового этапа. Некоторые сборные, которые не прошли в одной восьмой, выглядели интереснее отдельных участников плей-офф.

В решающем матче встретились одна из двух лучших команд турнира с командой, которая лучше всех отреагировала на стартовое поражение. То, что это поражения нанес, да еще и с разгромным счетом, именно соперник по финалу добавляло пикантности битве за титул.

Кроме логики конкретного турнира у успеха этих двух сборных было еще и другое основание. Обоих выделяет системность в работе с молодежью. Нигерийская системность, правда, всегда вызывает подозрения у соперников. От самого первого чемпионата мира в этой возрастной категории. Тогда это еще был Мундиаль Ю-16, который в 1985 году состоялся в Китае, и нигерийцы обыграли в финале сборную ФРГ. Сейчас даже сами нигерийские болельщики смеются над той командой, радостно подхватив утверждения других, что под видом школьников на турнир повезли зрелых футболистов.

Почти тридцать лет спустя существуют методы определения возраста футболиста, ФИФА их применяет, но подозрения не исчезают. В октябрьском номере журнала World Soccer сообщалось, что нигерийцы провели предварительное сканирование вызванных на чемпионат мира игроков и отправили со сборов «нескольких ключевых футболистов». После игры, которую выдали нигерийцы, страшно даже подумать, на что же тогда были способны те «ключевые» исполнители.

В конце концов фальсификации возраста не являются чисто африканским изобретением. Каждый, кто вырос в СССР, видимо оказывался в ситуации, когда напротив стояло одиннадцать вдвое, а то и втрое крупнее тебя быков, а их тренер уверял, что они все «после августа». (Если не изменяет память, то в Киеве в городских соревнованиях один сезон играли все одного года рождения, а в следующем уже позволяли заявлять тех, кто родился годом раньше, но после августа месяца, поэтому выражение «после августа» было очень популярно).

И еще один важный нюанс. Упоминаются морщинистые лица игроков «молодежной» сборной Кот д'Ивуара на одном из чемпионатов мира. Защищались они так, что даже восьмилетние сделали бы это лучше.

Сборная Нигерии на этом турнире понравилась содержательной игрой. Быстрая, динамичная, многоходовая, эта игра доставляла немало проблем обороне соперников. Комбинации по центру, сплетенные из коротких и средних молниеносных пасов, менялись фланговыми проходами. Больше всего увлекала работа с мячом. После лет наблюдений за неуклюжими движениями перекачанных ради «европейских стандартов» африканских футболистов истинным наслаждением было следить за легкостью, непринужденностью, элегантностью в контроле мяча в самых сложных игровых ситуациях. Это умение пригождалось и когда приходилось защищаться. Благодаря ему контратаки развивались на удивление естественно. Команда олицетворяла тот африканский ритм, который понемногу исчезал из футбола первых сборных в угоду мышцам. Нигерийцы доказали на этом турнире, что тактические гибкость и грамотность не обязательно должны ассоциироваться в африканском футболе с мрачным издевательством над мячом.

Приятно, что именно в этой команде нашлось место для футболиста, которого, возможно, ждала не только Нигерия, а и весь континент. Келечи Иэначао - игрок амплуа, которое, как утверждают вундеркинды от тактики, «исчезает». Он является типичным десятым номером. Келечи и сам забил несколько эффектных мячей, и больше всего завораживали его передачи. Иэаначо ускорял и замедлял полет мяча так, чтобы тот оказывался именно там, где нужно партнеру. С его передач забивали Промис Айзек и (после травмы Айзека) Тайво Овонийи, но пасы были такими, что могли бы отличиться и значительно менее искусные форварды.

На фото: Келечи Иэначао

В 1985-м в заявке сборной Нигерии в графе «клуб» напротив многих фамилий было скромно написано school. На этот раз игроки представляли многочисленные футбольные академии. Еще четыре года назад 16 участников ЧМ Ю-17 тоже были воспитанниками академий. Их открывают по всей стране, некоторые существуют благодаря инвестициям бывших футболистов. Отношение к ним часто формируется по результатам сборных. После выхода в финал ЧМ Ю-17 2009 года академии восхваляли даже в Гане. Стоило не попасть на Олимпиаду, и Нванкво Кану призвал правительство «установить четкие правила для академий». В некоторых из них, по мнению Кану, не обеспечивали должный уровень тренировок, а сами академии были созданы лишь для того, чтобы зарабатывать деньги.

Вряд ли все так плохо, как казалось Нванкво. Во многих академиях ученикам гарантируют не только получение футбольного образования. Для страны, в которой десять с половиной миллионов детей вообще не ходит в школу, это важно. Да и футбол, продемонстрированный нигерийцами на этом турнире, является лучшим аргументом в пользу этой работы. Возможно, именно благодаря академиям Нигерия сможет отойти от навязанных европейскими скаутами шаблонов и найти место на поле не только крепким разрушителям.

В словах Кану проскакивает типичная для нигерийцев черта. Переход от самоуверенности к самобичеванию в зависимости от одного лишь результата. После победы в этом турнире нигерийским футболистам важно не потерять голову от ливня комплиментов, подарков, предложений.

Мексиканская системность начиналась с махинаций. В 1988-м в составе молодежной сборной обнаружили четырех «переростков». На два года тогда дисквалифицировали все национальные команды.

Мексиканская системность начиналась с триумфа. В 2005-м Мексика выиграла чемпионат мира Ю-17. Именно та победа доказала, что работу с молодыми талантами, которую уже структурировали за три года до этого, следует продолжать и делать ее все более профессиональной. Федерация Футбола создала специальный «комитет по развитию». Первое предложение этого органа - каждый клуб элитного дивизиона был обязан выпускать минимум на 45 минут в каждом матче игрока, которому было меньше 20 лет и 11 месяцев. Для молодежных и юношеских команд были созданы новые общенациональные турниры. Клубам пришлось больше внимания уделять своим академиям, улучшать скаутскую работу. Крупнейшие клубы страны имеют академии не только по всей Мексике, но и в США.

В сборной каждой возрастной категории были свои тренерские штабы, свои скауты. Сами же сборные начали принимать участие в международных турнирах по всему миру. Сейчас мексиканский футболист может приехать на ЧМ Ю-17, сыграв уже не меньше пятидесяти международных поединков.

Подобный опыт пригодился на этом турнире. Мексиканцы приехали защищать титул и получили 1:6 от Нигерии уже в первом туре. Пусть игроки в команде изменились, но действующему чемпиону не к лицу было позорно вылетать уже после группового турнира. Мексиканцы сделали очень правильные выводы из стартового поражения. Неудача будто подчеркнула, что выдающихся игроков, суперталантов в этой сборной нет. И именно как команда Мексика добавляла в следующих встречах. «Выздоровление» шло постепенно, в каждом из двух других матчей группы улучшалось взаимодействие в атаке и обороне, и на Италию в одной восьмой мексиканцы уже вышли в оптимальном психологическом состоянии. Лучше всего свою слаженность команда продемонстрировала в четвертьфинале против Бразилии. Невероятные коллективные усилия, прежде всего в игре без мяча, позволили выдержать давление соперника, который не замечал оппонентов в предыдущих встречах. Немного повезло в серии пенальти, но усилия команды в борьбе с потенциально более сильным оппонентом не были напрасными.

Мексика - Нигерія - 1:6

Даже когда мексиканцы не попадали на ЧМ Ю-17 или Ю-20, никто не ставил под сомнение созданную систему, не призвал все закрыть из-за отсутствия результата. Тем более никто это не будет делать после поражения в финальном матче Мундиаля, выступление в котором скорее добавило мексиканцам уверенности в важности сделанного за последние десять с лишним лет.

Дмитрий Джулай