УКР РУС

Александр Шовковский: После Словении были мысли завершить карьеру

14 марта 2018 Читати українською

Легендарный вратарь киевского Динамо Александр Шовковский присоединился к всеукраинской социальной инициативе спонсора Лиги чемпионов УЕФА компании Mastercard, в рамках которой в апреле-мае планируется восстановить и обновить 14 площадок для игры в футбол в 10 городах Украины.

Выступая в качестве специального гостя в рамках презентации данного проекта, многолетний страж ворот Динамо и сборной Украины поделился воспоминаниями о своем пути в футболе, взлетах и падениях, наиболее памятных моментах и людях, с которыми он работал.

Шовковский: "Волнение миллионов болельщиков во время серии пенальти со Швейцарией на ЧМ-2006 для меня выглядело в виде совершенно зеркального моря"

О начале пути в футболе и важности символических моментов

Мой путь действительно начинался с тех маленьких дворовых площадок, на которых я играл. И там меня заметил мой первый тренер. Он сказал, что организует футбольную секцию, которая базируется в школе на Оболони. Этот район только разрастался, только строился, и меня вместе с моими друзьями пригласили играть в футбол.

Но есть один важный нюанс. Чтобы мы почувствовали значимость, ощутили всю перспективу и возможности, пригласили игроков-профессионалов киевского Динамо, чтобы они осуществили своеобразное посвящение нас мальчишек в футболисты. И вот ты стоишь, а к тебе подходит Леонид Буряк и вешает тебе медаль на шею. Ты смотришь на медаль и на него, и глазам своим не веришь. Ты понимаешь, что это тот человек, на которого ты хочешь быть похожим.

История этой медали с изображенным на ней футболистом очень интересная. Так вышло, что их было всего несколько, и почему-то именно футболист достался мне. И для меня это было знаковым событиям. Я отдал всего себя для того, чтобы это не просто так случилось в моей жизни.

Мне часто задавали вопрос, кем бы я мог стать, если бы не стал футболистом. Но у меня никогда не стоял этот вопрос. Я учился в школе, после нее у меня были тренировки. Как только я заканчивал тренировку, я делал домашнее задание и бежал дальше играть во дворе в футбол. Я все свое время и все свои мысли направлял на то, что другого не будет в моей жизни. Я буду обязательно играть в футбол.

У нас был очень строгий классный руководитель, который всегда говорил: "Вы думаете, что будете ездить на машинах, проедете мимо меня и не заметите? И все такие на "Волгах" красивые? Да в лучшем случае два-три человека из вас будут играть". И знаете, я видел себя одним из этих двух-трех и ни на секунду не сомневался, что именно этого смогу добиться.

И вот так, с маленькой детской площадки, может начаться большой путь в футбол, который стал в конечном итоге целью всей моей жизни. Хотя я бы сказал, что ни дня не ходил на "работу", я занимался любимым делом, тем, что я люблю и во что верю.

Отборочный цикл ЧМ-2006 с Блохиным и риск пропустить мундиаль из-за травмы

Когда сборную Украины возглавил Олег Блохин и заявил, что мы выйдем на ЧМ-2006 с первого места, то многие восприняли его слова, мягко говоря, с недоверием. И в процессе подготовки мы не выиграли из 7 матчей, если я не ошибаюсь, ни одного. Но мы создавали команду, работали вместе, притирались друг к другу, учились слышать и понимать друг друга, научились доверять друг другу. Мы создали коллектив единомышленников, которые способен ставить перед собой задачи и решать их.

Тот отборочный цикл мы прошли фактически на одном дыхании. Это было удивительное состояние. Мы настолько чувствовали себя одной большой семьей, настолько были уверены друг в друге! Хотя каждый из нас индивидуальность и личность. Каждый из нас был готов быть лидером: и Андрей Шевченко, и Андрей Воронин, и Анатолий Тимощук, и Андрей Гусин. Многие ребята были способны взять лидерство на себя. Пройдя весь этот путь, мы были горды, счастливы, уверены в себе и понимали, что нас ждет прекрасный чемпионат мира.

И вот в 2006 году в товарищеском матче Динамо с ФК Москва за три минуты до конца нападающий Роман Адамов прыгает вперед ногой, наверное, перепутав футбол и карате, и наносит мне достаточно серьезное повреждение, которое поставило под сомнение мою дальнейшую карьеру и, в частности, выступление на чемпионате мира. А я стремился на него, наверное, лет шесть: и через ошибки 1999 года (в матче плей-офф ЧМ-2000 со Словенией), и через три года восстановления и психологических переживаний, после чего смог перебороть себя.

Сказать, что я был подавлен, это не сказать ничего. Но когда в больнице я увидел снимок, то появился луч надежды. Потому что перелом перелому рознь. Самый сложный перелом с осколками, потому что их нужно собрать, восстанавливать и этот процесс длится очень долго. Я увидел, что сломана ключица, но это всего лишь разрыв на две части. И в этом я увидел знак, что есть шансы восстановиться. Эту возможность я полностью использовал.

Благодаря Андрею Шевченко, который тогда играл в Милане, мне привезли систему реабилитации и подготовки. Я каждый день с самого утра занимался на базе в Конча-Заспе. Огромное спасибо нашим врачам, которые уделяли мне невероятно много времени и внимания. После этого я прибегнул к, скажем так, нетрадиционной китайской медицине: иглоукалывание, возможностям для использования каких-то внутренних ресурсов организма. А завершал этот цикл я работой с психологом.

Дело в том, что в процессе восстановления нужно работать над такими моментами, как чувство обиды, злости, страха. Потому что, выходя на футбольное поле, ты должен действовать так, как обязан. Но чувство страха присутствует всегда. Чувство обиды не позволяет тебе полностью раскрыться, а чувство злости тебя просто-напросто ограничивает в возможности и видении того, что ты должен делать. На все это у меня было мало времени. Нужно было не только восстановиться, но и набрать форму.

Швейцария – Украина: 11 лет назад украинцы вышли в 1/4 ЧМ-2006, достигнув исторической вершины с рекордом Шовковского

Незабываемая серия пенальти со Швейцарией

Когда ты находишься на футбольном поле, то понимаешь, что на трибунах присутствует 60 тыс. болельщиков и они поддерживают свои команды. И существует большое энергетическое поле, от которого избавиться невозможно, оно на тебя давит. Плюс ты понимаешь, что есть еще миллионы болельщиков, которые в Украине смотрят эту игру, переживают за результат. Хочешь – не хочешь, но ты улавливаешь все это и прокручиваешь в своей голове. Пульс поднимается, ты начинаешь волноваться, и эта энергетическая волна тебя может просто накрыть с головой, как в море.

Но в этот самый момент мне удалось полностью абстрагироваться от всего того, что происходит на футбольное поле. Мне удалось создать в себе как будто зеркальное озеро, где прекрасно видно отражение. И я мог физически ощущать все то, что испытывает игрок, который идет бить 11-метровый удар. А дальше я использовал мою технику, умение, то, что я готовил и отрабатывал вместе со своим тренером Михаилом Михайловым.

Я использовал свою силу. Я не пытался помешать бьющему игроку. Я пытался создать ему такие комфортные условия, чтобы он пробил туда, куда он хочет пробить. Но я-то знал, куда он хочет пробить, и я уже находился в том месте.

После забитого Гусевым пенальти меня накрыла такая волна эмоций, что я, честно говоря, не успел после нее восстановиться к матчу со сборной Италии. Этот момент тоже интересный. Потому что нам как раз не хватило опыта выступления на таких больших форумах, когда нужно уметь быстро перестраиваться, быстро отходить от побед и поражений. Но это была великая команда, это была команда единомышленников.

Лобановский

Если мы говорим о команде единомышленников, то стоит, конечно же, сказать о команде Валерия Васильевича Лобановского. Он всегда говорил нам о том, что в футбол играют индивидуальности, люди. Они решают локальные задачи, и мелочей в футболе не бывает. Но также он говорил о том, что не хочет создавать команду из звезд, и ему не нужна команда из звезд, а ему нужна команда-звезда. Команда, которая способна, дополняя друг друга, создавать такой монолитное объединение, которое помогает решать самые тяжелые задачи.

Его система подготовки была действительно тяжелая. Мы не всегда понимали, зачем мы делаем то или иное. Но затем, со временем, мы понимали, что для победы над кем-то, я процитирую Валерия Васильевича, "нужно научиться побеждать самого себя". Когда трудно, когда уже ноги не бегут. Для чего? Чтобы поднять уровень наших возможностей немного выше. Чтобы когда команда оказывается в каких-то тяжелых ситуациях, мы смогли переломить ход событий, потому что наша готовность была выше.

Лобановский говорил о том, что в команде-звезде обязательно будут рождаться звезды, а команда-звезда обязательно будет добиваться больших результатов.

Но эволюция футбола пошла дальше. Посмотрите, кто сегодня добивается успеха? Сегодня успеха добивается команда-звезда, состоящая из звезд, где личные амбиции и интересы каждого игрока подчинены интересам команды, где успех может принести каждый игрок, но его действия подчинены интересам команды.

Каждый игрок – это успешная личность, индивидуальность, фактически можно сказать, что каждый игрок – это бренд. И их заработок – это не только контракты в клубе, это и рекламные контракты, и другие источники. Но наибольших успехов они добиваются как игроки команды, и ценность такого игрока в том, когда он способен гармонично взаимодействовать и дополнять другие звенья в рамках команды. Успех зависит от каждого из нас, но работа в команде стоит выше.

Серия пенальти со Спартой в квалификации ЛЧ 1998-1999 годов

Действительно, эта игра со Спартой была удивительной и тоже навсегда осталась в памяти. Тогда в Киеве при достаточно интересной игре мы не смогли забить, пропустили гол и проиграли 0:1. Игра на выезде была относительно равной, были возможности у обеих команд, но в конечном итоге, видимо, желания у нас было больше. А я всегда говорил о том, что иногда даже желание нужно заслужить.

И на 88-й минуте Андрей Шевченко ударил во вратаря, мяч отскочил в ногу защитника и влетел в ворота. Мы перевели матч в овертайм, а потом уже в серии послематчевых пенальти выиграли и пробились в группу того розыгрыша Лиги чемпионов, который стал для Динамо Киев самым успешным (команда дошла до полуфинала, где уступила Баварии).

Я помню тогда слова Лобановского, который подошел, обнял меня и сказал: "Есть матчи, которые выигрывает вратарь. И как хочешь – так и понимай. И попробуй только ослушаться".

О трагичном плей-офф отбора Евро-2000 со Словенией

После истории 1999 года в матче со Словенией из моей спортивной карьеры практически выпало три года. Мне нужно было найти возможность пересмотреть свои взгляды на то, что случилось, почему так произошло, как с этим жить дальше.

То, с чем я столкнулся, было нелегко, потому что отвернулись многие. Даже личная жизнь полетела под откос. Тогда хотелось бросить все и закончить карьеру, но ход моих мыслей был такой, что если я закончу карьеру, то кем я останусь? Неудачником. И с этим мне придется жить всю оставшуюся жизнь. Я был не согласен, я не хотел себе этого. Жить с такими мыслями, боясь своего отражения в зеркале – нет!

Я принял все то, что есть. Это часть моей истории. Изменить я это не мог. Но вернувшись обратно, еще раз посмотрев, почему и как это произошло, я нашел в себе силы идти дальше.

В жизнь любого человека важно не то, что он прошел ее без падений, а то, что он сумел встать после какого-то провала, падения или еще чего-то.

О решающем голе вратарю Шахтера Лаштувке в серии пенальти Суперкубка Украины 2004 года

Это был единственный гол в моей карьере (улыбнулся). Я всегда был сторонником того, что каждый должен делать хорошо то, что он умеет.

Я говорил и повторюсь, что одной из главных составляющих моего успеха было умение анализировать и делать выводы из тех ошибок, которые были в моей жизни.

Я начал отслеживать действия Лаштувки, как он действует при пробитии 11-метрового удара. И я понял, что единственным правильным решением будет пробить именно так, как я это сделал. С легкой паузой, когда он уже улетел в левый от себя угол, а я просто катнул мяч в другой. Я не хотел кого-то оскорбить или унизить, я просто принял для себя решение, как должен действовать в тот момент, чтобы реализовать его.