УКР РУС

Афроазиатские контрасты

9 февраля 2015 Читати українською

Дмитрий Джулай сравнивает Кубок Азии и Кубок Африканских Наций, дойдя к, вероятно, неожиданному выводу в пользу первого турнира.

Самый пустой, самый серый финальный матч может спасти серия пенальти. Желательно, чтобы в ней было как можно больше одиннадцатиметровых, а если все решают удары голкиперов, то это просто джек-пот. Говорить будут  потом только о драме этих последних минут турнира, забыв о сто двадцати предыдущих. Сто двадцать бессодержательных, сто двадцать упущенных минут.

Финальные матчи часто бывают такими, слышим мы. Да, конечно, бывают. Но на этом Кубке Африки было слишком много разочарований, чтобы спокойно воспринять такой финал. Испанский журналист Борха Пардо отметил после полуфиналов: «Худшая за 10 лет Гана сыграет против худшего за 10 лет Кот д'Ивуара. Никогда еще финал не был таким дешевым ». Оставим сейчас установленные им временные ограничения. Они достаточно произвольные и не слишком существенные в данном случае. Остановимся на дешевизне. Потому что именно с этим утверждением нельзя не согласиться.

Впервые за одиннадцать лет Кубки Азии и Африки прошли в один год. Сравнения впечатлений избежать невозможно. И, пожалуй, впервые азиатский турнир оставляет более глубокое впечатление. Прежде всего потому, что в африканском турнире было значительно больше матчей слабых по чисто футбольным содержаниям. Сборную Буркина-Фасо к турниру, бывало, причисляли едва ли не к фаворитам. На самом деле игра она оказалась невероятно мелкоголевой. Где-то в первом тайме поединка второго тура уже было понятно, что бесполезно ждать лучших коллективых действий, шаблонные малоличные атаки это все, с чем приехал на этот турнир финалист предыдущего Кубка Африки.

Что-то свое добавляли к этим гнетущим впечатлениям много другие команды. Даже те, что в конечном итоге оказались в финале. В сборной Ганы невероятный кадровый потенциал есть уже не первый год. И за те же упомянутые Борхой Пардо десять лет с командой работало восемь тренеров. Местные чередовались с иностранцами, у кого получалось лучше, у кого хуже. И вдруг в Федерации решили начать «долгосрочный проект». Никого лучше, чем Авраам Грант, для этого почему-то не нашлось. Получилось как в Камеруна в 2008-м. Под «руководством» Отто Пфистера команда тоже дошла до финала континентального первенства. Но тогда хоть соперником была блестящая команда Хассана Шехата. И то Камерун остался плохим воспоминанием, а настоящий его потенциал никакой Пфистер, конечно, раскрыть и не мог.

Грант в отличие от Пфистера хоть немного реагировал на возможности своих подопечных. После поражения от Сенегала перешел на игру в четыре защитника, чуть больше свободы пытался дать форвардам. Но основой «успеха» стал гол Джана на последних секундах матча с Алжиром. Без него «долгосрочный» проект мог бы закончиться еще после группового турнира.

Алжирская команда стала еще одним разочарованием. После замечательной работы Вахида Халилходжича казалось, что Кристиан Гуркюфф способен еще больше разнообразить игру команды. Ожидания были напрасными. За исключением отдельных интересных вспышек игра алжирцев мало чем отличалась от попыток большинства команд просто выжать максимум из индивидуального мастерства и класса своих исполнителей.

На этом фоне работа Ангелоса Постекоглу в сборной Австралии казалась еще ярче. В лучшей команде Кубка Азии умение каждого игрока грамотно использовалось в слаженной коллективной работе. Футбол сборной Австралии был значительно продуманней, чем игра большинства участников Кубка Африки, и соперники австралийцев создавали фаворитам гораздо больше проблем. Труднее всего было в финале, но и тогда Socceroos выдержали напряжения решающего поединка, не поколебал их и пропущенный в компенсированное время мяч.

Сборная Республики Корея сыграла именно так, как и должна была играть команда, возглавляемая 60-летним немцем. Модные тактики принадлежат к другому поколению. В Ули Штилике все было по древним канонам. Организация, подвижность, неуступчивость в борьбе, умение дожимать соперника (в финале это почти сработало). Сначала смотреть матчи корейцев было неприятнее, чем есть прокислый sauerkraut. Но уже в плей-офф значительно ярче выглядели лидеры сборной и новых красок получила игра всей команды, которая к тому же как бы не замечала череды травм, полученных непосредственно во время турнира.

В обоих тренеров команд-финалистов были неожиданные кадровые решения. Постекоглу доверил место в стартовом составе Массимо Луонго, у которого к турниру было всего 5 матчей за сборную. Массимо итоге признали лучшим игроком турнира. Штилике вообще поставил в центр нападения Ли Чжон Хьопа, который до этого не играл за сборную вообще. 23-летний форвард принес победу над Австралией в матче группового турнира и забил первый мяч в полуфинале.

А еще на Кубке Азии был Омар Абдулрахман. Каждый его пас, каждое прикосновение напоминали о величии, неисчерпаемоси и красоте этой невероятной игры.

Кубок Африки, и континент вообще, до сих пор ждет своего нового футбольного мага. Того, кто отодвинет на второй план мускулистых, отобранных по классическим колониальными требованиями, «лучших» игроков континента. Мохаммед Абутрика завершил карьеру и трон остается вакантным.

Во время Кубка Африки журналисты, работавшие с места событий, отмечали, что, несмотря на малый срок на подготовку страна довольно прилично справилась с заданием. А потом был полуфинал, который едва не закончился трагедией. Свинский пенальти в ворота Туниса, отвратительное поведение игроков (в том числе и запасных) и тренеров во время матча с Ганой, похоже, «убедили» поклонников сборной Экваториальной Гвинеи, что их команда «должна» выиграть. Когда очевидное преимущество ганцев было очевидным, «виновными» в этом оказались болельщики соперника.

Традиционно мерзкий Зепп Блаттер обвинил потом журналистов, что те, мол, «много» уделяют внимания именно этому скандальному событию, а не «хорошему». «Вы только ждете трагедии, чтобы сказать, что это «обычная Африка», - заявил Блаттер. На самом деле своими пещерными представлениями о «типичной Африке» руководствуется сам президент ФИФА, которого этот континент интересует только как поставщик голосов на выборах. Неудивительно, что во многих африканских федерациях управляют такие же проходимцы-коррупционеры.

Среди проблем африканского футбола часто называют слабый интерес к местным чемпионатам даже в ведущих странах. В Азии сейчас же больше чемпионатов лучше организованных, с мощной инфраструктурой. Не у каждой, правда, азиатской стране, публика спешит на стадионы даже несмотря на хорошую организацию. В ОАЭ, например, национальный чемпионат мало кого интересует, но это не помешало создать хорошую первую сборную. Благодаря тому, что в свое время деньги начали вкладывать не только в зарплаты иностранных звезд, но и в систему детско-юношеского футбола.

В Африке много влияния имеют различные агенты, которые сотнями тянут молодых футболистов в Европу и не заботятся о том, что произойдет с каждым, кто не подойдет. Местные чемпионаты, футбольные академии и национальная сборная иногда настолько далеки друг от друга, что трудно говорить о единой структуре. Страдает от этого каждая составляющая, и в конечном итоге это сказывается на качестве игры сборных в главном турнире континента. Кризис и хаос можно, конечно, прикрыть эмоциональной серией пенальти. Но к решению ключевых проблем расстояние значительно больше одиннадцать метров.

Дмитрий Джулай