УКР РУС

"Администратор застает Алиева с Милевским в состоянии алкогольного коматоза. Спят и не реагируют". Правила жизни Йожефа Сабо

29 февраля 2016 Читати українською

"Футбол 24" представляет пламенный букет цитат экс-наставника "Динамо" и сборной Украины, который празднует День рождения раз в четыре года. Сегодня Сабо исполняется 76!

Я всегда считал, что родился 1 марта 1940 года. Так было записано и в метрике, и, естественно, в паспорте. Лишь незадолго до своей смерти моя мама открыла мне правду.

Тогда дети редко рождались в больницах, и я не стал исключением. Тем более, моя бабушка была акушером, и она приняла роды у мамы дома. Родился я 29 февраля, в половине девятого вечера. Ну, они решили: "Что здесь осталось?" и записали меня рожденным 1 марта, чтобы у меня был нормальный ежегодный день рождения.

В 1957 году я попал в ужгородский "Спартак" и получил свою первую зарплату, 140 рублей. Мне казалось: "Боже, такие деньги!". Для меня это был праздник. Я принес домой и все отдал матери, отца к тому времени уже не было. И я чувствовал такую гордость: "Вот и я стал зарабатывать". Мама мне из тех денег купила красивую рубашку в клетку. Вот этот момент я очень хорошо запомнил.

Я могу хоть сегодня идти в посольство и получить венгерское гражданство. Я родился в Венгрии, и страну не оставлял, это они меня оставили. Я и на русском не разговаривал, пока не оказался в Киеве. А потом "Динамо" наняло мне учителя, и я начал усиленно изучать русский язык.

Во время четвертьфинального матча (на ЧМ-1966 - «Футбол 24») венгры кричали, что я "предатель", "москаль". Вот так вот. А после игры они вообще не захотели со мной разговаривать. Было много обид, мата... Все потому, что я в свое время не захотел перейти на их сторону.

Помню, получили бронзовые медали (ЧМ-1966 - «Футбол 24»), прилетели в Москву, а нас, игроков из других городов Союза, никто не встретил. Встретил разве что администратор сборной, посадил в старенький автобус (тогда были ЗИЛы), и из Домодедово нас повезли во Внуково через окружную дорогу. А оттуда мы разлетелись - кто в Тбилиси, кто в Киев, кто - в Минск. Прилетел я в Киев - никто не встречал. Ни одна собака не встречала!

Сабо: До сих пор не понимаю, как Яшин мог пропустить тот гол от Беккенбауэра

У нас в «Динамо» были такие ребята, которые остановиться не могли: поддавали, что будь здоров. Честно говоря, я с такими всегда боролся. И как игрок, и как тренер. Так испортил себе отношения с Виктором Масловым. Виктор Александрович пил очень много, но это еще полбеды. Хуже всего, что он выпивал с игроками. Например, с Серебряниковым. Витя так и спился, пусть земля ему будет пухом.

Всю жизнь я ненавидел пьяниц, а в футболе их просто терпеть не мог. На моей памяти было достаточно талантливых футболистов, карьеру которых сгубил алкоголь. И Леоненко среди них. Когда он еще играл, я ему шаг за шагом расписал, что его ждет. Так и произошло. Он настолько себя запустил...

Понимание игры к Лобановскому пришло не сразу. Из «Динамо» как игрок он ушел, потому что не мог понять, почему Маслов делает акцент на физической готовности. «Что та «физика», надо с мячом работать», - возмущался. А уже на заре тренерской деятельности руководствовался теми же принципами, что и Виктор Александрович.

В Италии перед игрой с "Ювентусом" на тренировку приехал Липпи. Подошел к нам: "Господин Лобановский, преклоняюсь перед вами. Из вашей системы я взял половину"... Да, нагрузки огромные. Их выдержит не каждый. Знали бы вы, сколько раз Каладзе терял сознание на тренировках у Лобановского! Но именно Васильевич сделал из него игрока.

Против Саакашвили, но за Шеву. Как живется Кахаберу Каладзе

Особенно я в Москве натерпелся. Сколько туда приезжал - постоянно слышал, что меня «фашистом» называли. Все потому, что знали: мой отец служил во время Второй мировой войны в венгерской армии, которая в то время была союзницей Германии. А разве у него был выбор?

Не был ни в комсомоле, ни в компартии, хотя в ее ряды требовали вступить три или четыре раза. «Не пойду, - говорю, - я хожу в церковь». «Как ты можешь?» «Я так не могу - верить в коммунизм и в Бога одновременно».

В 1994-м против "Спартака" мы в первом тайме играли хорошо, было достаточно моментов, Дима Михайленко пенальти не забил. И пропустили в дебюте, а перед самым свистком на перерыв Шовковский выбежал из ворот и получили второй. 0:2, перерыв. В раздевалке я говорил спокойно, не кричал. "Мальчики, - говорю, - вы играете очень хорошо, но соберитесь. Надо только забить голик и все будет хорошо. Постарайтесь, все у вас получится». И получилось. Витя Леоненко, пожалуй, лучший свой матч в карьере сыграл. Думаю , единственную свою игру за «Динамо» он сыграл действительно хорошо.

Ребров мне должен каждый день звонить и говорить: "Спасибо, спасибо, спасибо...". В начале 90-х его списали как футболиста, а я поддержал, помог вылечиться.

Сколько наслушался, пригласив из Винницы Косовского! Когда люди видели этого парня с широким объемом талии, то не могли поверить, что он способен играть в такой команде, как «Динамо».

Ярмоленко тоже я нашел. Заметил его во время одного из матчей черниговцев в Киеве и пригласил к нам. Но сейчас об этом почему-то не принято вспоминать. Гармаша из Луганска привез не я, но именно при мне Денис в Симферополе в 17-летнем возрасте сыграл за "Динамо" свой первый матч. Другими словами, всегда имел нюх на перспективных футболистов.

Важно не передерживать юношей в резерве, надо держать их в постоянном тонусе, чтобы они не успокоились и не стали гулять.

Меня иногда критикуют, мол, ходил по домам игроков, контролировал их. Но я это делал, потому что хотел, чтобы ребята заиграли. Кроме того, нужно учитывать, что тогда было такое время. Отдельных ребят стоило защитить от дурного влияния друзей.

Бывало, видел в игроке перспективу, а его нет на тренировках день, второй. Тогда звал администратора и говорил: «Поехали к нему домой». Приезжаем, а он лежит «в дрова».

Просыпаемся утром, собираются тренеры и администраторы, а Артема с Сашей нет. Через некоторое время отправляю администратора к ним в номер. Тот приходит и застает Алиева с Милевским в состоянии алкогольного коматоза. Спят и не реагируют. Они еще пьяные, не успели протрезветь. Поставил их администратор под душ, как-то привел в чувство и как уже мог, доставил ребят к самолету.

У меня в пять утра иногда раздавался звонок: "Господин Сабо, приезжайте туда-то и заберите вашего пьяного в зюзю Алиева"...

Знаю одно: когда человек женится - спад неизбежен. Даже когда парень заводит отношения и встречается с девушкой, ходит на свидания и в кино, то вреда нет. Но когда молодой человек с женщиной в доме каждый день, когда он каждый вечер занимается сексом, сил для тренировок у него меньше.

Те моменты, когда меня убрали из «Динамо», пережил очень тяжело. Из-за характера и неумения молчать всегда были проблемы с руководством.

Как бы меня ни критиковали, я неоднократно приводил киевское "Динамо" к чемпионскому званию. Становился обладателем Кубка. Два цикла работал со сборной Украины. Мы занимали вторые места в группе и играли в плей-офф. А какие команды нам противостояли? Франция, Германия, Португалия...

Потребуется совет или помощь - Шевченко может обращаться ко мне в любой момент. Я, несмотря на возраст, отслеживаю тенденции в современном футболе, поэтому с радостью помогу молодому тренеру.

Йожеф Сабо - откровенно об Андрее Шевченко. Игрок. Тренер. Будущее в сборной Украины

Есть ребята, на поле мужики такие, что будь здоров. Ярмоленко - молодец. Он и по спортивному злой, настырный и, как бы ни было, показывает нормальную игру. Хачериди - это вообще. Ракицкий - тоже мужик такой, что ого-го. Шевчук - мужик. А Федецкий? Да мужик же: злой, неуступчивый, как камень! Поэтому у нас мужики.

Вы же знаете, какой я вспыльчивый. И очень не люблю лжи. Иногда и стоило бы не обращать на отдельные вещи внимания, а я не могу. Обязательно скажу, что думаю, в глаза. Да, отхожу тоже быстро, могу успокоиться через пять минут. Но те взрывы эмоций бесследно не проходят.

Ругаюсь исключительно по-венгерски.

Несправедливость всегда трудно переносить. С другой стороны, все то, что происходит сейчас, разве легко воспринимать? Слушаешь наглые заявления Лаврова и Путина, их обвинения в адрес Украины, и потом всю ночь уснуть не можешь.

Будет война. И все должны идти и защищать свою землю. Молодые и старые. И я тоже пойду, потому что еще могу бегать и стрелять.

Два раза в неделю хожу в церковь. Помолился, попросил прощения - от контакта с божественным становится легче.

Слежу за собой, не пьянствую, придерживаюсь режима, потихоньку занимаюсь собой. Каждый день - обязательно пешие прогулки быстрым шагом километров по пять-шесть. Иногда и пробегусь полчасика. Словом, живу нормальной жизнью.

50-70 граммов хорошего коньяка иногда даже нужно. Полезно для сердца и сосудов. Я против того, чтобы это входило в привычку, стало ежедневным занятием. Как пить, когда дети на тебя смотрят? Они как губка - все впитывают.

Мои врачи говорят, что если бы Лобановский выпил, перед тем, как с ним случилась эта беда в Запорожье, немного коньяка, то, может, остался бы жив.

Буквально за две недели до трагедии в Запорожье он мне сказал: "Все, Йожеф, я устал, буду уходить". "Да что ты такое говоришь?" "Футболисты меня не понимают. А когда меня не понимают, делать мне здесь нечего". Тогда же как раз легионеры в «Динамо» начали появляться - бразильцы, хорваты, сербы, венгр, болгарин, румыны. Общение с ними происходило через переводчиков. А кто мог передать то, что сказал Лобановский, дословно?

Не скажу, что я какой-то везунчик в жизни. Ну разве что Боженька дал мне прожить больше других.

Друзья упрекают: "Йожеф, ты слишком откровенен". Но меня не переделаешь. Сабо надо воспринимать таким, какой я есть. Поэтому написать-то напишу, а книга будет издана после моей смерти.

Олег Бабий, Футбол 24

Follow me on Twitter

"Меня часто называют диктатором". Бессмертные цитаты Валерия Лобановского

"Если бы меня кто-то послал - убил бы". Правила жизни Виктора Леоненко