УКР РУС

Василий и Марьян Шведы: Лучший агент для сына - это отец

9 июня 2015 Читати українською

"Футбол 24" встретился с экс-форвардом львовского клуба, а также его сыном, чтобы устроить им обоим "перекрестный допрос".

Их иногда путают - за их визуальное сходство. Василий Швед закончил профессиональную карьеру ещё в 2006-м, однако до сих пор выходит на поле в матчах за ветеранов. А Марьян продолжает дело отца в «Карпатах», став одним из главных открытий весенней части сезона Премьер-лиги. Устраиваемся за столик, заказываем апельсиновый сок. «Перекрестный допрос» начался!

"Марьян где? - Марьян уже на стадионе!"

- Уже полгода о династии Шведов - много восхищенных отзывов. Привыкли к повышенному вниманию?

Василий: Я в футболе уже давно, да и Марьян - с пяти лет, поэтому пресса нас никогда не обходила стороной. Это привычно для нас. Тем более, что у нас и друзья журналисты, часто общаемся.

Марьян: А меня внимание журналистов немного утомляет. Это отвлекает от футбола.

- С чего всё начиналось? Когда вы решили, что Марьян пойдет футбольным путем?

Василий: Надо начинать с 5-6 лет... У нас не возникло ни малейшего сомнения, куда его отдавать - Марьян был футбольной ребенком. Но перед тем, как начать футбольное обучение, мы его отдали на акробатику. Смотря на то, как умело Марьян работает с мячом, я хотел, чтобы он пошел в группу детей старше на год. Сын стал одним из первых, кто записался в секцию Василия Леськива, моего товарища и одноклубника по «Карпатам».

Марьян: Я помню свой первый важный гол. Это было на турнире в Польше, я забил «Милану».

Василий: Марек очень любил «возиться» с мячом. Я был форвардом, поэтому страсть к забитым голам у него в крови. Василий Иванович Леськив сразу определил, на какой позиции Марьян будет играть. Сын был самым маленьким в группе, но при этом имел хорошую скорость и дриблинг. На том турнире в Польше он получил приз лучшего игрока. И это несмотря на то, что там кроме «Милана» соревновались «Интер», «Ювентус», «Селтик»...

- Скорость, дриблинг... А нефутбольные таланты у Марьяна есть?

Марьян: Ну, я ещё очень люблю в настольный теннис сыграть.

Василий: У него талант к спортивным направлениям. Помню, за один год в акробатике Марьян получил много медалей. Он быстро учился, новые элементы схватывал на лету. В какой-то момент тренер по акробатике подошла к нам и говорит: «Ваш сын будет акробатом». «Подождите, - отвечаю. - В акробатику я его отдал, чтобы развилась прыгучесть, растяжка. А дальше - в футбол». После моих слов тренер поблагодарила за откровенность. Они в воспитанников вкладывают душу, и если бы мы им говорили «хорошо-хорошо», а потом забрали ребенка - это было бы нечестно.

- Часто сын следил за игрой отца с трибун?

Василий: Не скажу, что Марьян очень часто был на моих играх, но иногда брал его с собой - и на тренировки, и на поединки. Когда я играл в «Карпатах», он ещё был слишком маленьким. А вот в Рогатине, когда я выступал за «Техно-Центр» во второй лиге, то Марьян уже следил за мной на стадионе.

Марьян: Честно говоря, мало что помню с тех времен (смеется).

Василий: Это как наш 4-летний Демьян сейчас (самый молодой из трех сыновей Василия, есть ещё дочь, - О.Б.). Он знает, что Марьян играет в футбол, но не более.

- Проблем с дисциплиной у Марьяна не было?

Василий: Не могу сказать, что Марек был идеальным ребенком. Как и все дети - то окно разбил, то ещё что-то. Повторюсь, он был очень «живым» и непоседливым. Помню такой случай: Марьян был у бабушки в деревне, где собака его так прихватила клыками, что пришлось колоть от бешенства в животик.

Марьян: Вот тут меня укусил, в голову (демонстрирует шрам на затылке, - О.Б.).

Василий: Его везде было много. «Марьян где?» - «Марьян уже на стадионе». Насобирал детишек и повел с собой играть в футбол. Я им доволен. Мы стараемся прививать ему любовь и уважение к родителям.

- Обучение у Василия Леськива. Возможно, этот тренер «по дружбе» больше внимания уделял Марьяну, снисходительнее относился?

Марьян: Нет, ничего подобного! Он наоборот - требовал вдвое большего, чем от других. Особенно это было заметно в последние два года - говорил, что я должен играть в первой команде «Карпат». Я, бывало, не понимал этого, но сейчас ему очень благодарен за требовательность.

Василий: Я постоянно Марьяну говорил: «Ты должен быть на голову выше других». Я никогда не говорил Василию Ивановичу: «Поставь там Марека в состав», потому что знал, что такое футбол. Чтобы что-то достичь в жизни, чтобы болельщики тебе аплодировали, чтобы стать хорошим футболистом - надо продвигаться не по протекции, а работать самому. А Леськив больше от него требовал, потому что видел его потенциал. И вот результат - уже два воспитанника играют в первой команде «Карпат». А в U-19 - восемь ребят Леськива.

- Были ли у вас домашние занятия после тренировок у Леськива?

Марьян: Папа накидывал мне мяч «на щечку». А также практиковали теоретические занятия.

Василий: Марек правильно говорит. Мы с ним очень много разборов игр провели - не в день матча, конечно, потому что тогда разве что «молодец» могу сказать. А уже на следующий день анализируем - это правильно, а это нет. Я играл нападающего и могу ему что-то подсказать. Не то что могу, а имею моральное право. Мячей у нас дома много, по 3-4 штуки, поэтому постоянно, как только выпадает малейшая возможность, накидывал Марьяну «на щечку», на подъем. Держали контакт с мячом, насколько это было возможно.

- Марьян, по твоему мнению, из отца был бы хороший тренер?

Марьян: Думаю, да.

Василий: Это очень нелегкое дело. Готов ли я для этого? Не ставлю перед собой такую ​​цель. Я - футбольный человек, много анализирую, смотрю за игрой своего сына и других футболистов, которые действуют на его позиции. Мне интересно, куда движется футбол. Стараюсь следить за трендами, чтобы Марьяну что-то подсказывать. Но у меня четверо детей, надо думать о семье. Поэтому благодарю Бога, что хорошие друзья мне помогли в свое время начать бизнес. О тренерстве не задумываюсь, по крайней мере, в ближайшей перспективе.

- Знаю, что вас обоих иногда путает Андрей Тлумак - Марьяна может назвать Василием. Ещё какие-то похожие случаи были?

Марьян: С Андреем Богдановичем часто такое случалось. Обращался ко мне «Василий», «Вася». Но я уже давно не занимался с командой U-19, а других таких случаев не припомню.

Василий: Не помню, кто комментировал, но два или три раза я это слышал во время трансляций на «2+2». Сейчас Марьян потихоньку начинает о себе заявлять, поэтому думаю, что вскоре никто нас не перепутает.

- Ты, Марьян, как раз закончил школу. Как шла учеба?

Марьян: Оценки - нормальные. Но физика и математика давались мне труднее всего.

Василий: Знаете, я учился хорошо. И своим детям всегда пытался донести мысль, что учиться - надо. Это как в футболе - получить фундамент, а дальше от него отталкиваться. Дочь у нас хорошо училась. Марьян тоже получал неплохие оценки, но до определенного периода времени. Когда футбол начал переплетаться с обучением, то он сделал акцент на футболе, учеба же отошла на второй план.

"Перед игрой мы все помолились"

- Дебют Марьяна в УПЛ пришелся на матч с донецким «Металлургом». Какие были эмоции в тот момент?

Василий: В день матча стараюсь сыну не звонить и не писать. Помню, что перед тем я ему сказал: «Марек, спокойствие, скорость, дриблинг - и это даст свой результат». Глядя на его игру (а перед игрой мы с женой и два ребенка помолились), я действительно был доволен. Тем более, что Марьян сыграл два тайма, а это значит, что Игорь Йовичевич на него действительно рассчитывает.

Марьян: Домой я вернулся ночью, когда все спали. Поздравили меня утром. А когда пришел в школу, то получил положительные отзывы от директора. Он сразу попросил у меня сувенир - мою футболку (смеется).

Василий: Для школы это - престиж. Там гордятся тем, что Марьян у них учился. Я очень благодарен учителям, которые с пониманием отнеслись к его занятиям футболом. Хочу добавить, что после дебюта в «Карпатах» было очень много звонков с поздравлениями. После этого Марьян стал прогрессировать и теперь все воспринимают его достижения, как должное.

- Йовичевич строит молодую команду, а Марьян - одна из важных деталей всего механизма. На ваш взгляд, каких вершин могут достичь эти «Карпаты»?

Василий: Команда строится. Кто-то может уйти, кто-то придет. Но то, что эта команда за год времени, имея в своем составе 17-летних, 18-летних, показывает футбол, который нравится болельщикам и даже экспертам, - заслуга тренера. Заметно, чего конкретно Игорь Йовичевич хочет от игроков, а они понимают его требования. Я видел все матчи «Карпат» во втором круге - это была игра очень приличного уровня. Именно такая, которую требует современный футбол: быстрый переход в атаку, быстрые края, мгновенный отбор мяча. Но когда будет максимальный результат и каким он будет - сказать трудно. Всё-таки процесс строительства ещё продолжается.

Марьян: У нас хорошая команда и хорошие игроки. Поэтому в следующем сезоне будем бороться за путевку в Лигу Европы.

- Читал, что ты, Марьян, ставишь перед собой цель «обрасти мышцами и разработать правую ногу». Как успехи?

Марьян: Да я уже и так накачан. Хватает (Смеется.) А правую ногу и действительно было бы неплохо как можно чаще привлекать во время игры. Мне есть над чем работать.

Василий: Если Марьян будет играть только левой - его соперники будут «читать». Обладая ещё и правой, он сможет перемещаться влево, как будто готовя удар, а затем на скорости уйти по прямой. Это дает ему больше шансов обострить ситуацию. В конце концов, сыну ещё надо работать над всем. У него получается что-то лучше, что-то хуже. То, что лучше - надо шлифовать, то, что хуже - дорабатывать. Ему надо трудиться на тренировке и немного после тренировки. Но осторожно, не перенаситившись, поскольку иногда можно «наесться» футбола.

- Марьяна часто бьют по ногам - откровенно грубо. Вспоминаются эпизоды с Погорелым, Кучером... Как вы реагируете, когда видите, что вашего сына брутально обижают на поле?

Василий: Скажу честно - когда мы увидели это столкновение с Погорелым, знаете, у меня едва сердце не остановилось. Очень разволновался. После того, как показали атаку прямой ногой, камеры переключились на игроков «Карпат», которые побежали к судье. Я не видел Марека в тот момент. Я не думал о том - покажет арбитр красную или нет. Имея за плечами большой опыт, понимал: Марьяну могли нанести такую травму (постучу по дереву), что всё бы закончилось очень неприятно.

После всех грубых эпизодов против Марьяна я молюсь о том, чтобы Бог уберег его от травмы. Погорелый нагло пошел прямой ногой. А вот для Кучера была проигрышная ситуация. Марьян его обыграл грамотно - «горнякам» не оставалось никаких вариантов, кроме фола. Но так, как он сбил моего сына, - это прямая красная карточка. Нога Кучера ударила выше колена, и это был уже не первый эпизод в матче.

- В ваши времена опытные дядьки тоже не имели жалости к юным талантам, или, может, действовали по-джентльменски?

Василий: Футбол - это не балет. Здесь жесткая, а иногда и жестокая борьба - обычное явление. Это контактный вид спорта. У меня был такой эпизод во второй лиге. Не помню, с кем мы тогда играли, но я оказался у мяча раньше, чем голкипер, и пробивал головой. Он попал кулаком не в мяч, а в меня. В итоге - сотрясение мозга и смещение челюсти. Много случалось таких столкновений. Но я - форвард, должен был терпеть.

- Марьян, а тебя такие столкновения не пугают? В следующем эпизоде ты снова будешь обыгрывать оппонента?

Марьян: я к этому привык с детства. Всегда был маленьким, играть приходилось против старших и более сильных - на этом настаивал Василий Иванович Леськив.

- Весной появились разговоры об интересе к Марьяну со стороны Маркевича и «Днепра». Насколько всё было серьезно?

 

Василий: Я могу сказать, что интерес к Марьяну на самом деле есть. Но большего сказать не могу. Марьян - интересный. Марьян - креативный. Но я всегда говорю: мы здесь родились, выросли, и если интересуетесь Марьяном - пожалуйста - обращайтесь в клуб. Для сына же такое внимание (тем более, метра украинского футбола Мирона Богдановича) должно быть стимулом для того, чтобы продолжать расти и работать.

- Готовы ли вы стать агентом для своего сына, как это, например, сделал Олег Коноплянка?

Василий: Хорошие слова по этому поводу сказал Игорь Дедышин: «Лучший агент - это отец». Я Мареку советую: «Звонят тебе, направляй их ко мне». Я имею опыт переговоров, десять лет занимаюсь бизнесом. А Марьяна нужно оградить от всех звонков. Если он хочет стать хорошим исполнителем - ему нужно думать только о футболе. А остальными делами буду заниматься я. Не говорю на сто процентов, что буду агентом. Пока хочу спасти парня, потому что от этого всего может голова кругом пойти. Футбол, футбол и только футбол.

"В следующем году выходим в Лигу Европы"

- Кто у вас в футбольных кумирах?

Василий: Мне нравится, как играют Месси, Роббен, Рибери. Это те исполнители, которые не обделены креативом, которые способны индивидуально делать игру. Среди тренеров могу выделить для себя Гвардиолу и Клоппа.

Марьян: Месси и Коноплянка. Тренер - Гвардиола.

- Часто снится футбол?

Марьян: Каждую ночь.

Василий: Когда я играл в футбол, он мне снился очень часто. Например, когда я выступал во второй лиге, то мечтал, что выйду против определенной команды и забью гол. Потом мне это снилось. Сейчас у меня другие задачи и заботы. Но Марьян начал играть в большой футбол, так что, думаю, теперь мне будет сниться уже он (Смеется).

- Если бы была машина времени, то в какой матч вы бы вернулись, чтобы переиграть определенный эпизод, поступить по-другому?

Василий: Благодарю Бога за тот путь, который был в моей карьере. Я смотрю только вперед и ничего не хотел бы изменить в прошлом.

Марьян: Я бы переиграл матч с «Ворсклой». Мог там забивать, но на последних минутах матча не повезло.

- За каким занятием вас можно увидеть вне футбола?

 

Василий: Люблю выехать с семьей на природу. Смотреть, как подрастают два моих меньших сыночка, как они гоняют мяч, как они говорят, не произнося некоторые буквы. Мой бизнес отнимает много сил, а отдых на природе придает сил. А ещё все вместе ходим на домашние матчи «Карпат» - поболеть за Марьяна.

Марьян: Люблю поиграть на приставке или в теннис. Гуляю с девушкой, друзьями.

- Когда «Карпаты» станут чемпионами Украины?

 

Василий: Когда побольше будет воспитанников своей спортивной школы, таких как Клёц, Гуцуляк, Кравец - тогда придет результат. Будем надеяться, что это не за горами.

Марьян: Если у нас сохранится эта команда и этот тренер, то через 2-3 года. В следующем году выходим в Лигу Европы, а затем придет очередь золотых медалей (смеется).

Олег Бабий, Футбол 24

Follow me on Twitter