УКР РУС

Семочко: Скандал с Тимощуком? "Газпром" начал финансировать "Зенит" и все понимали, что питерцы должны были стать чемпионами

19 апреля 2017 Читати українською
Автор: Любомир Кузьмяк

"Футбол 24" представляет вторую часть интервью с бывшим игроком ФК "Львов", "Карпат", "Днепра", "Металлиста" и многих российских клубов Дмитрием Семочко.

Он почти незаметно завершил карьеру, которая выдалась богатой на события. Не про все Дмитрий готов говорить открыто, однако занавес таинственности все же частично открывает. Что сказал ему Мизин после аномально быстрого удаления, для чего Илюмжинов пригласил в футбольный клуб звездочета и почему тренировки у Реваза Дзодзуашвили могли продолжаться до захода солнца.

Дмитрий Семочко: В России много наших заробитчан. Что мне делать в Украине, если у меня нет работы?

Львовянин, который большую часть футбольной жизни провел в России. География его выступлений поражает: Львов – Донецк – Элиста – Ярославль – Владивосток. Футболист, которого хватило ровно на один матч у Кварцяного и Гамулы. Человек, ломавший щиток Анатолию Тимощуку и попадавший из-за этого в немилость к кумиру питерских фанатов. Самый молодой игрок космических "Карпат" Мирона Маркевича конца 90-х. Футболист, который не нашел общего языка с Бышовцем и Протасовым, забивал в ворота молодого Рожерио Сени, танцевал в лепестках роз в "Луч-Энергии", получал две желтые карточки и не покидал поле, а еще своими глазами видел неповторимый "Днепр" Кучеревского и следил за первыми шагами нового "Металлиста".

"Филимонова сломала пресса"

– Вас очень часто дисквалифицировали за различные инциденты. Происходило это несколько раз по несколько матчей. Самый громкий скандал – эпизод 2007 года, когда в составе "Луча-Энергии" вы якобы разломали немецкий щиток на ноге Анатолия Тимощука. Вас отстранили на 3 матча.

– Я не знал Тимощука лично до того момента. Со стороны может показаться, что я сыграл жестко, но на самом деле я даже правил не нарушил. Это была весна, плохой газон... Я отобрал мяч у кого-то из игроков "Зенита", отпустил его слишком далеко и решил достать в падении. "Газпром" начал финансировать "Зенит" и все понимали, что питерцы должны были стать чемпионами.

– Вы получили прямую красную?

– Эту встречу обслуживал Валентин Иванов, который за год до этого на чемпионате мира показал 16 желтых карточек в матче Португалия – Нидерланды. Мы оказались в меньшинстве и в конце игры пропустили единственный гол.

– После поединка вы отшутились, что у Тимощука щитки не очень хорошего качества. Капитан "Зенита" Владислав Радимов прошелся по вам очень жестко и даже скрыто пригрозил.

– У меня с Радимовым всегда были плохие отношения. Это злой человек. Если бы "Луч-Энергия" имела такие финансовые возможности, то игроков соперника также с такой же периодичностью удаляли бы с поля.

– Еще одна изюминка вашей карьеры – сербский наставник "Уралана" Борис Буняк.

– Это катастрофа.

– В одном из матчей вы проиграли 0:9, а "Спорт-Экспресс" наградил вас "2" за ту игру. Все было настолько плохо?

– Конец сезона, все разъезжаются. В команду Буняк набрал множество балканцев. Но даже не это удивило. Скажи, как можно пригласить в футбольный клуб сербского баскетболиста? А Буняк предложил ему играть в "Уралане" в футбол. Было смешно... Что касается того разгрома, то мы проигрывали в Раменском 0:4 и президент заставил меня выходить на поле. Честно, я играть не хотел. Знал, что с сербами дела не будет.

– В начале 90-х в шепетовский "Темп" приехал выдающийся грузин Реваз Дзодзуашвили. В одном матче чемпионата Украины он выпустил на поле 10 своих соотечественников. В начале 2000-х вы встретились с этим тренером в "Уралане". Ваши впечатления?

– В Элисте также ожидали засилья грузин, но вовремя вмешалось руководство. Дзодзуашвили – тренер старой закалки. Футбол меняется и надо подстраиваться под новые требования. У Реваза Михайловича тренировки продолжались минимум по два часа. Одно упражнение могли делать по 30 минут. Знаешь, почему тренировки заканчивались? Уже темнело и Дзодзуашвили понимал, что надо заканчивать. Так бы и до утра тренировались (улыбается).

– В "Уралане" вы тренировались у Леонида Слуцкого – самого успешного российского тренера современности. Это были только первые его шаги в новой деятельности.

– О Леониде Викторовиче воспоминания хорошие. Всегда при встрече здоровается, спрашивает, как дела. Очень простой в общении.

– В 2002-м в "Уралан" из киевского "Динамо" приехал Александр Филимонов. Последствия эпохального гола Шевченко в "Лужниках" еще ощущались?

– Саша – исключительно позитивный человек. Ему было действительно трудно. Пресса его сломала. Со временем он оправился в психологическом плане. Это было заметно. В общении был адекватным и простым.

– Какой тренер отличался особым юмором?

– Всегда с улыбкой вспоминаю Александра Григоряна, который недавно возглавил "Анжи". Мы с ним встретились в "Луч-Энергии". Тренировку мог остановить и попросить кого-то продемонстрировать несколько приемов "ушу". Вносил разрядку в тренировочный процесс. Как-то предложил: "Организуйте театральную миниатюру и развеселите меня".

– Необычное задание в футбольной команде...

– Инициативу на себя взял Александр Кудряшов, который в свое время играл за "Сент-Этьен" и "Спартак". Он поехал на рынок и приобрел белые розы. Пригласили весь тренерский штаб в бильярдную, включили известную песню "Белые розы" и начали петь. Во время припева достали из карманов лепестки роз, начали танцевать и засыпать комнату. Григоряну понравилось.

"Дрогба реализовал пенальти с нарушением правил"

– После многих лет, проведенных в России, на родину вас возвращал Евгений Кучеревский?

– Да, от него поступило предложение стать игроком "Днепра". У Кучеревского никогда не повторялись шутки, каждый раз что-то новое и свежее. Евгений Мефодьевич – отличный тренер. Очень много в плане физической подготовки нам дал Вадим Тищенко, уроженец львовского Городка. Труднее всех эти упражнения от Тищенко переносил Александр Рыкун. Наш тренер был жестким, но вне футбольного поля запомнился мне хорошим человеком.

– И все же в "Днепре" вы себя, кажется, не раскрыли.

– Мне было трудно влиться в коллектив. Если честно, то он мне не очень нравился. Каждый из игроков был на своей волне.

Но вы дружили с Рыкуном.

Да, немного больше с ним. Мы и сейчас общаемся. Меня так часто о нем спрашивают, что я больше не хочу на эту тему говорить. Вы сами все знаете. Сейчас много пишут о его внешнем виде. Если ты больше не профессионал и заканчиваешь с футболом, то постоянный вес трудно удерживать. А тем более когда организм склонен к лишнему весу.

– Кто именно портил коллектив в "Днепре" по вашему мнению?

– Если вижу негатив от человека, просто с ним не общаюсь. Приехал на базу, потренировался и уехал.

– Были такие люди в "Днепре"?

– Да, но не хочу называть их фамилии.

– Сергей Назаренко недавно завершил карьеру, а вместе с ним от нас ушли невероятные штрафные и море воспоминаний...

– Сергей оставался после тренировок с Русланом Ротанем и отрабатывали этот компонент. Ребята всего достигли своим трудом.

– С "Днепром" вы поиграли в еврокубках. Какое воспоминание самое яркое?

– Поездка в Марсель на стадион "Велодром". Трудно забыть заполненные трибуны и матч, в котором против тебя играет Дидье Дрогба. Даже немного волновался перед поединком. Я уже не был молодым футболистом, как в "Карпатах", от которого ничего не зависело. Обидно, что вылетели из-за того пенальти.

– Дрогба забил с нарушением правил?

– Считаю, что во время удара было два касания. Фактически он ударил себя в опорную ногу. Имена у "Марселя" были серьезные, например, Бартез, Фламини, Мидо, но мы их реально могли проходить.

– Со временем вы играли против АЗ Луи ван Гала и "Мидлсбро" Гаиски Мендьеты и Марка Видуки. Из группы "Днепр" так и не вышел.

– Как бы это странно не звучало, но голландцы нас перебегали. Англичане в физическом плане были сильнее. Значительную роль сыграл и мощный нападающий Марк Видука. Мы не нашли оружия против него. Как Езерский не бился с австралийцем, но мы его не удержали.

– Приход Олега Протасова приблизил ваше прощание с "Днепром"?

– Уже на сборах новый тренер дал понять мне, что я не буду играть. Еще до начала чемпионата я покинул расположение команды. После одного из спаррингов у нас произошла стычка. Протасов начал кричать, я ему ответил. Очевидно, затаил обиду. Как раз из "Луч-Энергии" позвонили и я вернулся в Россию.

"Тренер Юран на тренировках стелился в подкате"

– Вы не считали примерное количество километров, которое преодолели за свою жизнь?

– Я уже давно не летаю, поэтому отвык. Часто спрашивают, мол 8 часов из Владивостока в Москву лететь, это же трудно... Со временем привыкаешь, ничего не поделаешь. А шахтеры, как под землю спускаются? Утром идут и вечером возвращаются. Еще и под землей целые сутки сидят. Это работа. Имею книгу, журналы, телевизор, iPad – в чем проблема?

– В Японии вы часто бывали?

– В среднем два раза в год. Очень мне нравится в Токио. Это просто космос, нам еще очень далеко до такого уровня. А еще я люблю морепродукты, например, морские гребешки. В Украине, например, суши не ем. Рыба здесь несвежая, перемороженная. А в тех краях утром поймали, а вечером ты ешь.

– Вы хорошо знаете Романа Монарева, который делает первые шаги на тренерском мостике "Зирки". Верите в его способности?

– Каждый должен с чего-то начинать. Желаю ему успехов. Сейчас ему непросто, ведь это первые шаги. Часто в Вайбере переписываемся, связь не потеряли.

– В "Шиннике" вы застали еще одного молодого тренера, уроженца Луганска, экс-игрока "Зари" и "Динамо" Сергея Юрана.

– У нас хорошие отношения, Юран доверял мне и я играл у него на нескольких позициях. Человек он эмоциональный, но на меня не кричал. Амбиций много, очень не любит проигрывать. Ты многих тренеров знаешь, которые на тренировках в подкатах стелются? Сергей – один из таких.

– Еще один интересный персонаж, которого вы встретили в России – Борис Ротенберг. Брат топ-менеджера "Газпрома", сын миллиардера и президента московского "Динамо".

– Мой сын тренируется в школе "Оболони". Часто спрашивают, давал ли я какие-то взятки, чтобы его туда устроить. Раньше малый тренировался в школе "Динамо". Я и тогда никому ничего не давал. Имеет голову, имеет ноги – пусть доказывает. Я всегда считал, что футбол – это спорт для бедных. Что касается Бориса, то он старался, но у него не все получалось. Возможно, футбол – это не дело Ротенберга. Вел он себя просто и без пафоса. Потренировался, за ним приехал водитель на новом "Мерседесе" и уехал по делам.

– В 2009-м вы возвращаетесь в Украину и становитесь игроком "Металлиста".

– Я был приятно удивлен коллективом – все ребята порядочные и воспоминания о харьковском коллективе исключительно хорошие. Только смех, шутки и никаких конфликтов. Особенно знаковый момент – прогресс Марко Девича. Только Маркевич увидел, что нападающий слишком часто ходит в тренажерный зал, теряет скорость и сразу запретил ему это делать. Девич терял пластичность. Мирон Богданович сказал: "Чтобы я тебя больше не видел в тренажерном зале". Маркевич, кстати, с годами не изменился.

Жажа Коэльо специально отрабатывал свои магические удары?

Да, много над этим работал. Хотя по его походке я понял, что у него появилась определенная "вальяжность". Может, он и раньше так ходил, не знаю (смеется). Впрочем, звездной болезни я не заметил.

За "Волынь" и "Закарпатье" вы сыграли по одному матчу. При этом познакомились с Виталием Кварцяным и Игорем Гамулой. Не жалеете, что эти команды были в вашей карьере?

– Нет, это тоже опыт. С "Закарпатьем" потренировался неделю, вышел на замену в игре УПЛ. Договоренность была одна, но руководство ее не выполняло. Пришел к генеральному директору: "Я не молодой, чтобы меня кормить обещаниями". Я уже неоднократно слышал эти "завтра-завтра". Затем Гамула позвонил, извинился. Мы с ним в России виделись – хороший мужик. Смешной, много шуток бранных в него. К тренеру претензий нет.

– В "Волыни" была похожая история?

– В Луцке я как раз с Кварцяным не нашел общий язык. Опять один матч, снова финансовые моменты.

– Вы поиграли в десятке команд, сменили многие города. Где чувствуете себя лучше всего?

– Очень люблю Владивосток. Прежде всего, благодаря морю. Город дорогой, цены почти московские. Если получаешь хорошую зарплату, то жить можно.

– Вам предлагали получить российское гражданство?

– Было это еще тогда, когда в "Уралане" выступал.

– Почему отказались?

– Хотел играть за сборную Украины. Тем более Конституция Украины запрещает двойное гражданство. Впрочем, сейчас убеждаюсь, что в наши дни все можно.

Любомир Кузьмяк