УКР РУС

"Понял масштабы, когда утром увидел газеты": рефери-гренадер удалял Бекхэма, судил финал ЛЧ, приносил удачу Украине

29 мая 2023 Читати українською
СПЕЦПРОЕКТ

Вскоре УЕФА объявит имена судей, которые будут обслуживать главный матч евросезона между Интером и Манчестер Сити. 19 лет назад в таком статусе находился датский рефери Ким Мильтон Нильсен.

Шла 47 минута матча 1/8 финала чемпионата мира-1998 между Аргентиной и Англией. Судья решительно полез в карман и с каменным лицом достал оттуда красную карточку. Тогда показал ее Дэвиду Бекхэму, легонько глядя вверх. Да, все правильно, это удаление. Здесь нет VAR, апелляций и места для компромиссов. Это означает только одно – почти весь второй тайм Англия будет играть в меньшинстве. На табло 2:2, на трибунах – шок и овации.

Этот миг навсегда перечеркнет карьеру Кима Мильтона Нильсена. Неважно, что было раньше и как будет дальше. И хотя Аргентина вылетит через четыре дня в поединке с Нидерландами, это все забудется. А вот арбитру всегда будут вспоминать тот момент. Футбол 24 совместно с партнером HLIBNY DAR рассказывает о вершинах и падениях в жизни датского арбитра Кима Мильтона Нильсена.

В 15 лет он сдал необходимый экзамен и получил судейскую категорию. Все произошло спонтанно. Ким играл в футбол и тренировал немного младших ребят в небольшом датском клубе. Когда ему предложили попробовать себя в качестве рефери, он решил попробовать. Дальше все развивалось очень стремительно: получение профессионального судейского статуса, работа на матчах элитного датского дивизиона и попадание в категорию арбитров ФИФА.

Зарядись энергией футбола, просматривая долгожданные матчи Лиги чемпионов вместе с HLIBNY DAR. Напитки бренда изготовлены на воде из артезианской скважины и высококачественных спиртов класса "Люкс". Ведь HLIBNY DAR – выбор тех, кто ценит не только качественный футбол, но премиальный вкус.

Неудивительно, что Мильтон Нильсен в 20-летнем возрасте удостоился звания лучшего судьи Дании. А впоследствии стал первым рефери, отработавшим 50 матчей Лиги чемпионов. Вместе с карьерой в футболе датчанин развивался еще в одном направлении и реализовал себя в качестве ИТ-менеджера.

Несмотря на быстрый карьерный рост, датский судья периодически попадал в скандальные истории, которые чередовались с топ-матчами. Первое большое признание к Мильтону Нильсену пришло в феврале 1993-го, когда он отработал на матче Суперкубка УЕФА между Вердером и Барселоной (первый из двух поединков). А четыре месяца спустя его обвинили в коррупции.

Поединок отбора на ЧЕ между Чехословакией и Румынией завершился уверенной победой несуществующей ныне страны – 5:2. Однако выигрыш дался хозяевам нелегко – в середине второго тайма судья удалил двух чехословаков: Ержи Немеца и Петра Брабеца. Уже после игры в прессе активно форсили тему с вероятной взяткой для арбитров от румынской стороны, однако судейская бригада все отрицала.

В апреле 1994-го Ким получил очередное статусное назначение – на финал Кубка УЕФА (тогда они тоже состояли из двух игр) между Аустрией и Интером. В дальнейшем почти ни один большой форум не проходил без участия Мильтона Нильсена (вплоть до чемпионата Европы-2004). Все началось с Евро-1996. Затем был чемпионат мира 1998-го, который и сделал датчанина узнаваемым. К сожалению, не для всех с положительной стороны.

Тогда игроки сборной Англии не сказали мне ничего особенного ни во время, ни даже после матча, – рассказывал в одном из немногочисленных интервью рефери о вечере в Сент-Этьене на Жоффруа Гишар. – Я понял масштабы удаления Бекхэма только когда утром на следующий день увидел газеты.

Особенность непростых отношений с английскими футболистами вновь проявилась через 7 лет, когда Мильтон Нильсен удалил Уэйна Руни. В стартовом матче группового этапа Лиги чемпионов между Вильяреалом и МЮ нападающий гостей сбил Кике Альвареса, за что сразу получил предупреждение от судьи. Руни отреагировал саркастически и показательно принялся аплодировать такому решению. Мильтон Нильсен мгновенно полез в карман за еще одной карточкой другого цвета – красная!

Я привык к словесным протестам, но никогда не встречался с такими жестами. Если Руни будет продолжать проявлять такое неуважение к арбитрам, ему будет тяжело оставаться на поле. Когда ты злишься только на соперников и судей, это влияет на твою игру, – анализировал во время радиоэфира резонансное удаление Ким.

На тот момент датчанин собирался заканчивать с судейством из-за достижения возрастного ценза. Несколькими годами ранее Мильтон Нильсен отработал на финале Межконтинентального Кубка, затем обслуживал полуфинал чемпионата мира, а в 2004-м отсудил финал Лиги чемпионов между Монако и Порту (0:3). Поединок в Гельзенкирхене не был особенно сложным, а судья ограничился тремя предупреждениями для победителей.

В следующем сезоне датчанина снова обвинили в симпатиях к одной из команд. Президент Лиона Жан-Мишель Ола, возмущенный вылетом в четвертьфинале от ПСВ, заявил, что судейская бригада во главе с Мильтоном Нильсеном симпатизировала нидерландцам и получила от них подарки. Скандал снова не получил продолжения – обвинения не были подкреплены фактами.

Зато никаких претензий к Киму никогда не было у украинских команд и его, наоборот, можно назвать фортовым для нас. Датчанин обслуживал одну игру с участием украинской сборной – в 1996-м "сине-желтые" победили Португалию (2:1) в отборе на Евро. Чаще Ким пересекался с Динамо, но киевляне в трех поединках с этим рефери тоже не проигрывали.

Первое знакомство прошло во время эпической перестрелки с Баварией (3:3) в полуфинале Лиги чемпионов на Олимпийском. В следующем году Мильтон Нильсен работал на игре с Манчестер Юнайтед (когда футболисты столичной команды постриглись наголо) – снова ничья (0:0). А третья и последняя встреча датирована 2004-м, когда опять же в Киеве Динамо принимало Байер – уверенная победа 4:2 и красная карточка для "фармацевта" Андрея Воронина.

Несмотря на резонанс после удаления Бекхэма, саркастические аплодисменты Руни и другие обвинения на протяжении карьеры, Ким Мильтон Нильсен и сейчас попадает в многочисленные хит-парады и рейтинги, которые называют его одним из лучших футбольных арбитров всех времен. Он работал на всех возможных крупных турнирах и долгое время считался образцовым рефери.

Однажды датчанина спросили, не боялся ли он за свою безопасность из-за профессиональной деятельности. "Нет, ни разу, – ответил Ким. – Однако у меня есть объяснение – видимо, потому, что у меня большой рост (196 сантиметров), и это помогало мне во многих ситуациях".