УКР РУС

"Почему футбольную команду назвали в честь блюда из курицы?" Как шотландец с детства болеет за киевское "Динамо"

18 октября 2016 Читати українською
Автор: Владимир Скиба

"Футбол 24" пообщался с шотландцем Кларком, который с детства болеет за "Динамо", ездит со сборной Шотландии по всему миру и которого пограничники однажды приняли за игрока "Карпат".

Представляли ли вы раньше, что настоящим болельщиком украинского клуба и футбола может быть... шотландец? Мы нашли такого человека и пообщались с ним. Его зовут Кларк, ему 33, он из Шотландии, болеет за "Динамо", но вовсе не потому, что его жена украинка. Итак, ему слово.

"Динамо"

Я всегда интересовался футболом в Восточной Европе, и в особенности Украины и "Динамо".

Когда я был ребенком, в начале 90-х, "Рейнджерс" играли с "Динамо" товарищеский матч в Глазго. Я не фан "Рейнджерс", в отличие от своего деда и братьев, которые побывали на этой игре и принесли мне програмку из игры. Я прочитал ее, и меня заинтересовало название "Динамо Киев". Сначала я подумал "Почему футбольную команду назвали в честь блюда из курицы?" (На английском котлета по-киевски будет "Chicken Kyiv" – прим.). Хотя мне и было тогда 9-10 лет, я всегда отличался тем, что у меня было желание изучать и узнавать что-то новое.

Вскоре после этого Шотландия обыграла СНГ 3:0 на Евро-1992, и я узнал ряд украинских игроков из "Динамо" из той програмки. Годы спустя, когда Лигу чемпионов показывали по телевидению, я старался не пропускать ни одной игры. И командой, которой я восхищался больше всего, была не "Манчестер Юнайтед", "Барселона" или "Милан", а "Динамо" Киев, большая команда с Шевой и Ребровым, за которой я начал следить с тех пор.

А сейчас, поскольку у нас в Шотландии есть украинское телевидение, я каждую субботу и воскресенье в прямом эфире смотрю матчи украинской Премьер-лиги. И хотя мои украинский и русский все еще плохие, я могу без проблем смотреть игры и стараюсь втягиваться.

Знакомство с будущей женой

В 2000 году, когда я закончил школу, вместе со своими друзьями мы пообещали друг другу, что будем ездить на гостевые матчи Шотландии в отборе на Чемпионат мира-2002. И первая игра была против Латвии в Риге (Шотландия победила 1:0). Тогда мне было 18, и я впервые поехал в путешествие в такую даль. И мне это действительно понравилось, поэтому я захотел побывать в других странах Восточной Европы. В следующем году Шотландия играла товарищеский матч с Польшей в Быдгоще, и я очень хотел поехать туда, но никто из моих друзей не согласился. Поэтому я решил, что после этого при первой же возможности поеду в Восточную Европу.

Все изменилось в сезоне 2003/2004. Тогда мне было 21, и я вместе с другом решил поехать в июне на неделю в Москву, встретив там свой День рождения. Но перед тем в апреле я отправился в Каунас, где Шотландия играла против Литвы в квалификации на Евро-2004. Это была ужасная, очень ужасная игра. Шотландия проиграла, а мы едва устояли на старом советском стадионе, который почти распадался под снегом.

Я провел несколько дней в Литве. Как-то я зашел перекусить в ресторан, но не знал ни одного слова на литовском или русском. Я находился в действительно трудном положении, а затем обратился к девушке, которая сидела за соседним столиком, спросить, может ли она перевести или порекомендовать что-то из меню. У нас завязался разговор, я спросил откуда она, на что она ответила: "О, с места, о котором ты видимо никогда не слышал, из Украины". Но я рассказал ей о "Динамо" и Шевченко. И мы обменялись e-mail-адресами, чтобы держать связь.

Украина и Киев

В июне 2003-го, как и говорил, я планировал посетить Москву с университетским другом, но он вынужден был отказаться. Но я так долго мечтал об этой поездке, поэтому все же отправился один.

Именно тогда я впервые побывал в Киеве. Сначала я думал улететь из Глазго в Амстердам, и тогда сразу на Москву. Но я пропустил пересадку в Амстердаме, поэтому авиакомпания посадила меня на самолет в Киев, откуда я вечером должен был отправиться в Москву. Затем я провел 5 дней в Москве, и сделал все, что должен был сделать турист, прошелся по всем футбольным стадионам и сходил на игру "Локомотива".

Мне понравилась Москва, но не так, как я ожидал. Из-за моего незапланированного визита в Киев я уже планировал путешествие в Украину. Поэтому я связался с девушкой, которую встретил в Литве, и спросил, не хотела бы она увидеться. Сначала мы планировали встретиться в Киеве, но у нее была выпускная вечеринка в Тернополе, и она пригласила меня, как своего гостя. И настояла, чтобы я надел свой килт. После этого мы начали встречаться, я приезжал в Киеве каждые 3-4 месяца. А в 2006 году поженились. Виктория переехала в Шотландию, где мы и живем сейчас.

За последний год с лишним я дважды был в Украине. В августе 2015 года я провел несколько дней в Киеве перед путешествием в Армению и Грузию, где мы проиграли грузинам 0:1. В столице я побывал на игре "Динамо-2" – "Полтава" на стадионе имени знаменитого Валерия Лобановского.

Также в августе уже в этом году у нас с женой была 10 годовщина свадьбы. Поэтому я прилетел в Краков, оттуда поездом добрался до Львова (где я провел замечательный день), и наконец приехал в Тернополь (тогда играл ФК "Тернополь", но я всегда следил именно за "Нивой" даже несмотря на то, что сейчас они играют в низшей лиге), где и отпраздновал 10-летие супружеской жизни с женой и ее семьей.

Команды

В Шотландии футбол всегда занимал большую часть жизни. Когда я был ребенком, "Рейнджерс" играли слабо, поэтому я не стал их болельщиком, как мой отец. В то время "Абердин" во главе с сэром Алексом Фергюсоном считался топ-командой в Шотландии (в 1983 году выиграли Кубок обладателей кубков, обыграв "Реал" в финале). Он и стал моей любимой командой на Родине.

В Украине, кроме того, что я болею за "Динамо", слежу за выступлениями тернопольской "Нивы", потому что Виктория из этого города. Я даже был на нескольких их играх.

Также я интересуюсь другими восточноевропейскими командами. Я слежу за результатами и положением "Партизана", пражской "Дуклы" и берлинского "Динамо".

Также я поддерживаю "Уимблдон". У меня есть родственники в Лондоне. Но они все болельщики "Арсенала". Когда-то я гостил у них в детстве, и мы собирались пойти на матч "Арсенал" – МЮ, но не смогли достать билеты. Единственный матч, на который мы смогли пойти был "Уимблдон" – "Ковентри". Это была ужасная скучная игра. Но мне понравился тот день, и я начал следить за "Уимблдоном" с тех пор.

Сборная Шотландии

Сборная Шотландии всегда была моей страстью. Я ходил на домашние матчи с 1989-го, и начал посещать выездные матчи с 2000-го. С тех пор я побывал на 48 гостевых играх. Вот несколько дней назад вернулся после матчей в Мальте и Словакии.

Я был на "Уэмбли" на Евро-96 на матче Англия – Шотландия (просто подумайте о фильме "Храброе сердце" или игре Украина – Россия, чтобы понять сколько там было ненависти и страсти). Мне тогда было 16, в Лондоне мы были с моим отцом и его другом. Весь день мы наслаждались атмосферой, а на игру отправились на метро, в котором и встретили двух англичан. Они оказались двумя полицейскими под прикрытием, которые были раздосадованы, что пропускают такую "вечеринку", поэтому пытались незаметно исчезнуть, чтобы пойти на пиво в паб. Мы пошли с ними в бар. Ну а там сам полицейский вручил мне двойной шот (стопку – прим.) водки.

А в 98-м я со своим 75-летним дедушкой поехал на первый матч Шотландии против Бразилии на том чемпионате мира, но мы проиграли 1:2.

Есть хорошие воспоминания о матче нашей сборной в Молдове в 2004 году. На тот момент мы несколько месяцев встречались с Викторией, и я предложил ей приехать в Молдову, чтобы познакомить ее со всеми моими друзьями. Она согласилась. В итоге, я приехал в Киев, поездом добрался до Тернополя. А потом мы вместе на автобусе отправились со Львова в Кишинев.

В 3 часа ночи мы добрались до украино-молдавской границы. Я дал свой паспорт и снова заснул. Через 5 минут пограничник вернулся и попросил меня пройти с ним. Он не говорил по-английски, поэтому Виктория общалась и спорила с ним. Вдруг она замолчала, а на ее лице было удивление. Она повернулась ко мне и сказала: "Он хочет узнать, почему ты путешествуешь не со своей командой?". Оказалось, что он подумал, что я шотландский игрок львовских "Карпат" или что-то такое. Он просто не мог поверить, что хотя бы какой-то шотландский болельщик приедет в Молдову. Тем более на автобусе из Украины в 3 часа ночи.

Еще один памятный случай был в 2006-м, когда Шотландия играла в Киеве. Я был в баре вместе с друзьями. Было поздно, и мы решили взять такси, чтобы добраться до отеля. Мы ехали всего 5 минут. Но когда спросили цену у водителя, он сказал, что с нас 100 долларов! За секунду Виктория взорвалась и 10 минут кричала и ругалась на этого водителя на украинском. Она говорила, что мы – ВИПы, что я работаю в Британском посольстве, что его уволят и все такое. Это был первый случай, когда мои друзья видели Викторию такой сердитой. Они были шокированы. А водитель просто уехал, не взяв с нас ни копейки. Я люблю рассказывать эту историю, и мы с Викторией еще с улыбкой вспоминаем ее.

Еще тогда ночью после игры группу шотландцев атаковали на Майдане Независимости. Мы с Викторией были рядом в баре, когда услышали эту новость, которая особенно огорчила ее.

Благотворительность

Также за последний год я присоединился к группе шотландских болельщиков ("The Tartan Army Sunshine Appeal"), которая занимается благотворительностью для детей, нуждающихся в помощи. В Словакии мы провели уже 61-ю благотворительную акцию. Всего за все время (с 1999 года – прим.) организация собрала и предоставила помощь более чем 100 тысяч фунтов. В Киеве в 2006-м наша организация также помогла Школе искусств для детей с нарушением зрения. Тогда было собрано примерно 6 тысяч фунтов, которые пошли на исправление аварийных выходов, металлопластиковые окна, новую медицинскую комнату, лекарства и канцелярские товары.

Жаль, что сейчас в Украине война, трудно смотреть на это. Но также я нервничаю из-за того, что Запад делает очень мало. Я стараюсь не говорить о политике, но я действительно надеюсь, что худшее позади и Украина вернет свои земли.

"Когда я спросил о "Шахтере", у Януковича загорелись глаза". Как снимать футбол, жать руку Никсону и охотиться на Саддама Хусейна