УКР РУС

"Он был толстый, как Марадона". Как сделать карьеру футболиста, не умея играть в футбол

30 октября 2015 Читати українською

Можно ли стать футболистом, если не умеешь играть? Очевидный ответ – нет. Но в каждом правиле есть исключение. "Футбол 24" рассказывает о бразильце Карлосе Энрике Рапозо по прозвищу "Кайзер", который, не умея играть в футбол, провел успешную профессиональную карьеру.

Итальянский писатель Стефано Греко рассказал историю бразильского вроде как футболиста, которую стоит перессказать. Кажется, это уникальный случай, по крайней мере, такого уровня и масштаба. Хотя иногда болельщикам, которые наблюдают за десятками непонятных трансферов неизвестных фамилий, кажется, что он такой не один. Особенно, если фамилия первый и последний раз указана в списке приобретений клуба на момент закрытия окна, а потом нигде или почти нигде не фигурирует. Иногда создается впечатление, что футболисты – это какая-то каста, однажды попав в которую, можно кочевать из одного клуба в другой и жить себе безбедно. Однако даже в таких случаях эти люди, по крайней мере, могут работать с мячом...

"Я ни о чем не жалею. Клубы часто вводят в заблуждение футболистов, а также часто откровенно смеются над болельщиками. Должен же был найтись наконец-то тот, кто им отомстит".

Возможно ли сделать карьеру в футболе и заработать кучу денег, не сыграв ни одного матча и, на самом деле, не умея играть в футбол? Первый логичный ответ – нет. Однако в каждом правиле есть исключения – и это история Карлоса Энрике Рапозо, который получил прозвище "Кайзер", потому что внешне напоминал Франца Беккенбауэра. Сегодня этот достаточно богатый 52-летний сеньор с удовольствием рассказывает невероятную историю своей карьеры и пользуется найденной популярностью. На первый взгляд, эта история может показаться абсурдно-сюрреалистической и комической, но, благодаря умению находить общий язык с людьми, уверенности в себе, а также умению находить выход из ситуаций, когда выхода нет, "Кайзеру" удалось "играть в футбол" или, лучше сказать, считаться "футболистом" в течение двадцати лет "выступлений" в чемпионате Бразилии, Мексики и даже Франции. Эта история напоминает роман или голливудский фильм, но все – чистая правда жизни!

Карлос Энрике Рапозо говорит, что родился 2 июля 1963 года в Порту-Алегри, но к его словам всегда надо относиться с осторожностью. В 1980-х годах 20-летний Карлос принимал активное участие в сумашедшей ночной жизни Рио-де-Жанейро, что позволило ему подружиться со многими футболистами, которые тоже любили танцевать на дискотеках и хорошо проводить время с красивыми женщинами. Рапозо организовывал веселые вечеринки, во время которых развлекалась чуть ли не половина сборной Бразилии того времени, от Ромарио к Бебето, а также Рикардо Роша, Ренато Гаучо и даже молодой Эдмундо. В определенный момент "Кайзеру" пришло в голову, что можно капитализировать такую дружбу, и он придумал мошенничество века. Почему бы ему не стать профессиональным футболистом и не осуществить самому мечту миллионов бразильцев? Так, за пивом он уговорил своих друзей сделать ему протекцию и помочь получить первый профессиональный контракт даже без просмотра. Все удалось также и потому, что внешне Карлос действительно выглядел как спортсмен – благодаря регулярным занятиям в тренажерном зале.

Свой первый профессиональный контракт Карлос Энрике Рапозо подписал в 1986 году с "Ботафого" при содействии друга детства Маурисио, который тогда был кумиром торсиды. Каждый месяц он получал зарплату, хотя не провел ни одной минуты на поле: "Во время тренировок я занимался как и все другие, а когда начинался спарринг, я делал несколько простых пасов и затем хватался за ногу, что получал повреждения. В те времена не было резонансной томографии или других медицинских исследований, поэтому я спокойно проводил три-четыре недели в лазарете. Мне также помогал друг-стоматолог, который подписывал медицинские справки, что мне нельзя работать с мячом, а только делать упражнения в зале для восстановления. Так, травма за травмой, и прошел мой первый год в команде. Я не сыграл ни одного матча, но в моем досье уже числился год профессиональной карьеры".

Благодаря умению находить нужные контакты, следующим летом "Кайзер" уговорил Ренато Гаучо помочь ему подписать контракт с "Фламенго". Но на поле "Мараканы" Рапозо так и не вышел, вместо этого с комфортом размещаясь в ложе для клубных функционеров и игроков. Ренато Гаучо с одноклубниками, конечно, прикрывали мошенника: "Я знал, что "Кайзер" был с мячом далеко не на ты. Он договаривался с нами, чтобы мы грубо сбивали его на газон, после чего он якобы получал травму и попал в лазарет. И все думали, что ему просто не везет".

Карлос Рапозо понимал, насколько важно поддерживать правильный имидж. Поэтому он приходил на тренировки с огромным мобильным телефоном (в те времена только батарея весила полкилограмма!) И громко говорил по-английски, делая вид, что ведет переговоры с грандами Европы. Как функционеры, так и партнеры по команде верили ему, прежде всего, потому, что никто не говорил по-английски. Но однажды "Кайзер" прокололся. Во время одной из своих представительных разговоров он проходил рядом с медиком команды, который раньше жил в Англии и поэтому хорошо понимал язык. Так его обман раскрыли. Медик сообщил руководству, что разговоры были совершенно бессодержательными, и, кроме того, оказалось, что даже телефон был ненастоящим, а игрушечным.

Поскольку мы говорим о 1980-х, то не забывайте, что тогда не было ни интернета, ни баз данных об игроках, ни общедоступных видео. Единственным источником информации о способности футболистов были статьи в газетах. Поэтому достаточно нескольких интервью, фотографий и положительных отзывов от знакомых или проплаченных журналистов, чтобы получить репутацию способного исполнителя. Таким образом "Кайзер" построил карьеру из ничего: благодаря контрактам с "Ботафого" и "Фламенго", а также публикациям его командных фотографий в прессе. А дальше можно было рассчитывать на популярный в мире бренд: бразильский футболист.

"Мне очень легко удается сходиться с людьми. Я знал многих влиятельных журналистов в Рио и всегда хорошо относился к ним. Приглашал их на вечеринки, знакомил с девушками, дарил подарки, делился сенсационной информацией из раздевалки – и все складывалось. Я помогал им, а они писали обо мне как о одаренном футболисте, которому просто очень не везет, но который скоро восстановится и будет готов покорить мир".

Однако в Бразилии понемногу переставали верить в успешное будущее "Кайзера", поэтому нужно было срочно отправляться за границу. Первым пунктом назначения стала Мексика: руководители "Пуэблы" прочитали статью о "талантливом, но несчастном" футболисте и решили рискнуть, тем более, что трансфер оплачивать не нужно – только зарплату. Карлос подписал шестимесячный контракт, но, как вы, наверное, уже догадались ни разу на поле не появился. Опять надо было двигаться дальше, и агент помог Рапозо устроиться в клубе "Эль Пасо" в МЛС. "Я всегда старался подписывать контракты на короткий период, в основном на шесть месяцев. Я получал зарплату и премиальные, но проводил все время в лазарете".

В 1989 году "Кайзер" вернулся в Бразилию и подписал соглашение с клубом "Бангу". Там его почти разоблачили, но... почти! Произошла оказия не во время тренировки, а перед глазами тысяч болельщиков на стадионе и в прямом эфире на телевидении. Тренер, которому надоели отговорки и травмы Карлоса, дождался окончания срока действия его последней справки и сразу включил его в заявку на воскресный матч. Поэтому ничего не оставалось, как отправиться на скамейку запасных. В начале второго тайма тренер отправил его на разминку перед выходом на замену, и тогда Рапозо понял, что надо срочно что-то придумывать. "Кайзер" обозвал болельщика соперников, который стоял у края поля. Началась драка, в результате которой потенциальный дебютант получил красную карточку. Конечно, когда он шел в раздевалку после финального свистка, то уже понимал, что тренер готов разорвать его на куски. Поэтому действовал на опережение – сам подошел и со слезами на глазах сказал: "Бог дал мне отца, но потом забрал. А потом дал мне второго родителя такого как Вы. Я не могу выдержать, когда кто-то Вас оскорбляет, и когда тот болельщик так поступил, я потерял голову". Объятия, поцелуи, слезы – и новый контракт еще на шесть месяцев.

Так, благодаря сообразительности и знакомствам, Рапозо кочевал из клуба в клуб: "Васку да Гама", "Флуминенсе", "Америка" – все топовые из Рио-де-Жанейро в его послужном списке присутствуют. Хотя ему не пришлось сыграть ни минуты. Как так получилось? При участии заинтересованных одноклубников. "Когда клуб сообщал название отеля, в котором будет проживать команда, за два-три дня до прибытия я бронировал комнаты в нем для энного количества девушек. И таким образом ни мне, ни моим друзьям не надо было даже выходить на улицу, чтобы развлекаться по полной. Достаточно было подняться вверх или спуститься вниз по лестнице. Понятно, что все с радостью помогали мне удержаться в их команде".

Один из ближайших друзей "Кайзера" чемпион мира 1994 года Рикардо Роша характеризует его так: "Он замечательный друг, очень приятный человек в общении. Жаль, что он не умел играть не только в футбол, но и в карты. С мячом у него вообще были очень враждебные отношения. Но он умел рассказывать сказки о эпохальных матчах, судьба которых решалась только благодаря его безудержной фантазии. Он ни разу не сыграл на "Маракане", но если бы проводился конкурс на лучшего лжеца, то даже Пиноккио не смог бы составить ему конкуренцию".

Не все одноклубники Рапозо знали о его шараде, но многие из них догадывались, даже если не были привлечены к обману. Рассказывает фитнес-тренер Маркос Мейра, который работал с ним в "Флуминенсе": "Его внешность, темные очки, образ жизни ... Все выглядело будто какая-то шутка. Никто не мог понять, как он попал в клуб! У него всегда были проблемы. Всегда были травмы. Была избыточный вес... Игроки спрашивали: "Где вы взяли этого артиста?!" и начали обращаться к нему "Эй, Марадона!". Не потому, конечно, что он играл как аргентинец, а потому что был... толстый как Марадона".

После того, как Рапозо объездил Бразилию вдоль и поперек, в частности побывав в "Гуаране" и "Палмейрасе", пришло время отправляться в Европу, где его не так хорошо знали, но в то же время готовы были предложить лучшую зарплату. "Кайзера" пригласили в корсиканский "Аяччо" и организовали на стадионе презентацию, достойную чемпиона. "Трибуны были полностью заполнены – болельщики не могли дождаться бразильского новичка. Я думал, что мне надо только надеть розу на шею, сфотографироваться и поздравить толпу. Но, когда я увидел мяч на газоне, то понял, что планируется открытая тренировка. Сначала я запаниковал, но потом мне пришла в голову замечательная идея. Я взял ручку и начал ставить автографы на мячах, после чего отправлял их прямо на трибуны. А потом поцеловал эмблему клуба и помахал болельщикам. Конечно, ни один мяч с трибун не вернулся, поэтому мне не пришлось демонстрировать свои умения, а, кроме того, мне еще и удалось завоевать симпатии болельщиков".

Французы, а именно спортивный директор "Аяччо" Мишель Манчини, всячески открещиваются от рассказов "Кайзера", но вынуждены признать, что в то время у них в составе были бразильцы, которые несколько месяцев провели в клубе. Среди них и Карлос – в качестве оплачиваемого зрителя с трехлетним контрактом. Через полтора года стороны договорились о преждевременном расторжении соглашения и Рапозо вернулся на родину, чтобы играть в менее известных клубах. В 39 лет, в конце концов, повесил бутсы, которые почти не надевал, на гвоздь. За 20 лет карьеры у бразильца набралось чуть более 20 матчей – и даже те длились всего несколько минут из-за "неожиданных" травм. В память о величайшем мошенничестве остались только фотографии – и ни одной видеозаписи игры "Кайзера", который, однако, в футбольных альманахах значится как игрок...

Яна Дашковская

Марадона: 5 лиц гения и 5 лиц мерзавца

"Он изменял жене с десятками моих подруг". Уэйну Руни – 30!