УКР РУС

Луи ван Гаал: Я сказал Гвардиоле: "Ты должен стать моим капитаном"

24 декабря 2013 Читати українською

Лишь немногим тренерам удается достичь топ-вершин и еще меньше становятся такими успешными, как Луи ван Гаал. 62-летний голландец стал чемпионом в Германии, Испании и Нидерландах, а также выиграл Лигу чемпионов и Суперкубок УЕФА.

Следующим испытанием для Ван Гаала является первенство в Бразилии, куда он попал с "оранжевыми" без единого проигранного матча.
 

- Чем Вы отличаетесь от остальных тренеров?

- Наверное, моей философией, которая тесно связывает игроков с моей методикой тренировки. В моей карьере было много игроков, которые были в восторге от этой философии, в которой присутствуют и атакующая, и техническая, и тактическая составляющие. Моя философия позволяет игрокам раскрывать свое мастерство. 

- Что Вы ищете в игроках?

- Я создаю команду, а не подбираю индивидов. Сначала я учитываю на мою философию, затем команду, и в конце концов ищу игроков, которые бы подошли к моей схеме игры 4-3-3, которую я всегда использую. Если кто-то из молодых игроков подходит, то я его беру. Не проблема и с возрастными игроками, ведь возраст - не самый важный критерий отбора.

- В "Барсе" Вы дали шанс дебютировать таким игрокам как Хави и Иньеста. Не следили за развитием их карьеры?

- Разумеется, следил. Когда наблюдаю за игрой "Барселоны", в составе которой четыре моих игрока, или "Баварии", то чувствую себя счастливым и гордым. Игроки вроде Хави, Иньесты, Мотты, Мюллера или Алабамы влились в профиль своих позиций на поле. Например, я разговаривал с Алабой о позиции левого защитника. И он не хотел там играть. У меня была эта позиция свободная из-за травм, и я предложил ему там попробовать себя, хотя он был полузащитником. После многочисленных убеждений Алаба в конце концов согласился помочь команде на этой позиции. И где он сейчас играет? Как левый защитник.

- Что скажете о тактической революции Бастиана Швайнштайгера?

- В моей команде он не вписывался в позицию левого вингера. Когда я прихожу в новую команду, то я веду разговор с каждым игроком относительно его позиции на поле, личности, команды и его работы с партнерами. Я и предложил Бастиану играть в середине поля. На то время мы играли с двумя оттянутыми полузащитниками и плеймейкером, функции которого исполнял Томас Мюллер. Швайни попытал силы на позиции "оттянутого"​​, которая ему пришлась по душе. Теперь в команде Гвардиолы он выступает на позиции "опорника". Трудно найти игрока, который способен играть на многих позициях, в частности опорником или плеймейкером. Однако изменение позиции требует интенсивных тренировок. Швайнштайгер никогда не играл на этой позиции, поэтому после двух недель тренировок и двух матчей он чувствовал себя, как рыба в воде. Теперь понимаете, почему философия - важный фактор.

- Еще один любимец Томас Мюллер на время Вашего прихода выступал в любительских и юношеских командах. Впоследствии он получил "Золотую бутсу" и звание лучшего молодого игрока на мундиале-2010. Чем он Вас так привлек?

- Когда я прихожу в новый клуб, то я всегда прошу, чтобы мне оставили одного из тренеров из предыдущего тренерского штаба. В "Баварии" таким стал Херман Керланд, который теперь работает еще и с Гвардиолой. Я хотел узнать, кто из перспективных прошел через юношеские команды клуба, а он мне говорит: "Мюллер, Бадштубер и Алаба. Вот эти игроки". Тогда я взял их в первую команду и внимательно наблюдал за ними на тренировках. Потом я определился с их позициями на поле. Даже Бадштубера я переквалифицировал из левого защитника в центрального.

- За какие достоинства Пуйоля Вы сделали его капитаном?

- Свой выбор я делаю по нескольким критериям, которые очень важны для меня. Причем я выбираю капитана, а не игрока. В своих командах я всегда выбираю капитанов сам, ведь с ними я должен находить взаимопонимание и требовать больше ответственности. Я также должен уважать капитана как личность. Капитаны всех моих команд профессионалы с большой мотивацией и откровенностью.

- А возраст значения не имеет?

- Не имеет. Когда я пришел в "Барселону", Гвардиоле было 27 лет. Традиционно в Испании капитанов выбирают из старших игроков. Я хотел перевести на него немного ответственности и донести мою философию. Я сказал Пепу: "Ты должен стать моим капитаном". Он ответил: "Нет, нет". Говорю ему: "Я сам выбираю капитана, а ты понимаешь игру так же, как и я". Именно поэтому я его сделал капитаном.

- В сборной Вам не хватает ежедневной работы с игроками?

- Еще как. Я привык быть физическим наставником, поскольку мне нравилось общаться с молодыми игроками. Теперь мне приходится проводить отбор и наблюдения, а контакт с игроками у меня только раз 8 в год. И это мне не нравится. К счастью, теперь у нас подготовка к чемпионату мира.

Интервью ФИФА перевел и адаптировал Андрей Холявка