УКР РУС

Леонид Кучук: "Я должен был прийти в себя и посмотреть на футбол со стороны"

29 марта 2017 Читати українською

Интервью с главным тренером каменской "Стали".

Возвращение Леонида Кучука в чемпионат Украины сразу показало уровень этого тренера. За короткое время ему удалось поставить игру команде. Каждый день работы он пытается использовать с максимальной выгодой и не отпускает ни одной детали футбола. На интервью с главным тренером "Стали" мы приехали в 9 вечера в гостиничный комплекс под Киевом, где на тот момент базировалась команда. Кучука застали за просмотром видео следующего соперника – "Карпат". Утром "Сталь" переезжала в Харьков, на тренировочную базу "Металлиста". Ведь найти поле в Киеве не так просто.

– Леонид Станиславович, в своих первых 4 матчах со "Сталью" вы набрали столько же очков, как донецкий "Шахтер" – 10. Но и это не позволило вашей команде играть в следующем этапе чемпионата в верхней шестерке. Расстроены?

– С одной стороны я разочарован, ведь первая шестерка – это первая шестерка и хочется играть выше. Вторая шестерка – это вторая и это прибивает. Мы сделали большой шаг и можно сказать, что я проверил команду, а команда проверила меня. Я ставил задачу и не афишировал ее – это 100-процентный результат. Я должен был проверить, сможет ли команда этого добиться или нет. Как показала практика, "Сталь" может этого добиться, но нужно правильно поставить точки, какого результата ты можешь достигать. Результат зависит не только от меня или от команды. Результат зависит от многих вещей: от футбольного поля, водителя, который тебя везет, человека, который убирает твою комнату, кто готовит тебе обед и ужин. Все играет на результат. Многих вещей нет и я это понимаю – многие вещи нужно сделать, я это тоже понимаю.

"Сталь". Главные цифры сезона 2016/2017

Я доволен тем, как команда за этот результат борется, как она перестраивается и преодолевает трудности. В каждой игре бывают трудности. В первой игре нам противостоял "Олимпик". По-хорошему, мы должны были проигрывать по всем показателям, но мы вытащили эту игру. Чему есть много нюансов. То, о чем я вам сказал. Сейчас можно было сделать по-другому подготовку. Я этого не учел и это сказалось на игре. Но в той игре уже проявились определенные качества и то, что когда команда играет через "не могу", она пытается достичь результата. Вот это меня радует.

– Вам было важно, чтобы команда сыграла через "не могу"?

– Не в этом дело, команда должна бороться, даже если не получается. Команда не должна останавливаться. Я этого не признаю. Если не получается, руки вверх подняли, и делайте с нами что хотите? Нет! Даже любой невероятный матч можно вытащить. Если ты не умеешь "вытаскивать", то ты никогда не достигнешь результата.

– После первого матча с "Олимпиком" вы выглядели немного "прибитым". Вас шокировало то, что вы увидели в исполнении своей команды?

– Нет. Я понимал, что происходило и видел, как нас переигрывают, где и почему. Я немного не то, что был ошарашен. В том матче возникло очень много проблем в игре. Я был удивлен, почему они внезапно возникли. Но это хорошо, что они проявились в один момент. Большинство этих проблем мы стали исправлять. Чтобы нацелиться на результат, нужно понимать, как исправить свои проблемы. Игра может выходить или не выходить, но увидеть, что ты не доделал и что ты можешь сделать и перестроить быстро это надо уметь. Сделать это быстро не всегда получается. Игры бывают разные. Не всегда с первых минут ты завладел преимуществом. Есть такой футболист Юрий Пудышев, он как-то рассказал мне одну историю: "Били в 8, били в 9 и попали мы 0:9!" Вот этого я не хочу. Лучше попадать, когда соперник не ждет. Возможно, сопернику кажется, что он тебя возит. Но потом, как в боксе, нужно пробить боксера или пробить команду. Вот это я называю сделать хороший результат.

– В свое время вы работали с футболистами уровня Лиги чемпионов. Сегодня у вас совсем другая команда. Как вы сами оцените уровень футболистов "Стали"?

– Нет имею права их недооценивать или переоценивать. Я должен понимать, что они могут, а что не могут. Футболисты, как и люди, разные. Один может дать больше скорости, другой способен дать выносливость. Главное эти особенности совместить. Чтобы не было такого, что все бегут быстрее и выше. Легкоатлеты хорошо бегут, но это другой вид спорта. У каждого человека есть талант и у каждого таланта есть потолок. Просто нужно уметь раскрывать таланты. Я считаю, умение раскрыть талант футболиста, именно в этом сила тренера. Мне кажется, что футболисты, которые играют сейчас в "Стали" под моим руководством, очень хотят чего-то добиться. И эта мотивация очень важна. Человек должен стараться становиться все лучше и лучше. И не останавливаться на достигнутом. Было много примеров, когда большие звезды останавливались и тускли.

– Вам самому интересно после больших клубов возвращаться в скромные условия?

– Мне очень интересно работать с этой командой. Наблюдать, как футболисты воспринимают мои идеи. Постоянно думаю, как правильно найти к ним подход, донести информацию. Как поставить тренировочный процесс или перестроить саму игру. Это невозможно сделать, если ты этого не чувствуешь. Я очень рад работать в "Стали" с этими футболистами. По их желанию и отношением к футболу это лучшие футболисты. Если у тренера нет идей, то ничего не получится. Я даже переживаю, если у меня тренировка не получается. А такое может случится раз в два года. Каждая игра это отдельная история, на которую я готовлю команду. Когда ты останавливаешься в росте, ты это почувствуешь. Это ударит по результату.

– Если анализировать вашу карьеру, то при вашем руководстве футболисты работают иначе, чем при других тренерах. В чем секрет?

– У меня есть своя философия и стратегия игры. Стараюсь ее придерживаться. В свое время была мода на техничных и расслабленных футболистов. Они мягко играли, но когда встречали легкое сопротивление, то растворялись. В футбольном мире их называли "полотеры". Я понял для себя, что "полотеры" не играют в футбол. Футбол – скоростно-силовой и контактный вид спорта. В последней нашей игре с "Александрией" было 28 нарушений правил со стороны команды Владимира Шарана и 17 с нашей. А бывает всего 12 нарушений со стороны двух команд. Они либо не хотят, либо уходят от них.

– В испанском чемпионате гораздо меньше нарушений, чем в матче "Сталь" – "Александрия"...

– Они избегают этой борьбы, потому что у них другая техника. Мы должны играть благодаря другим качествам. Футбол – агрессивный вид спорта.

– Вы против испанского стиля футбола в Украине?

– Я хорошо помню киевское "Динамо", в котором играли Трошкин, Матвиенко, Решко и другие. Будучи игроком минского "Динамо", я даже играл против команды Валерия Лобановского. И на сборах смотрел за тренировками его команды. "Динамо" играло агрессивно. Мы должны развивать свой стиль. И я считаю, что у украинского футбола есть свой стиль.

– Вы последователь идей Лобановского? У нас в украинском футболе пошла мода на тики-таку...

– Я давно работаю в украинском футболе и говорю наш футбол, потому что не отделяю себя от него. Наша сила это скорость и скорость мышления. Скорость мышления может по-разному проявляться: в быстрых или медленных атаках, может в "тики-таке". Сила играет огромную роль. Если планировать играть в "тики-таку", тогда нужно перестраивать следующее поколение мальчишек. Необходимо воспитать возможно не одно поколение, чтобы перестроить под стиль "тики-таки". И под этот стиль перестраивать школу. Возможно, на это потребуется 10-20 лет. И плюс не забывайте о климатических условиях, ведь в Испании есть возможность целый год играть на улице. Нам нужно готовить детских тренеров. Чтобы они были готовы преподавать предмет. Футбол чем отличается от любого образовательного предмета? Тем, что это спорт. Его также нужно правильно преподавать.

– Во время игры вы очень эмоционально реагируете на происходящее на поле. Некоторые футболисты говорят, что находясь в игре, не слышат тренера. Доходят ли все же к ним подсказки?

– В одной команде у меня вышло на поле 9 легионеров. Они не понимали наш язык и мне следовало им объяснить на пальцах. Мне говорят, нужен переводчик. Прислали трех переводчиков, те в один момент начали переводить. Я говорю: "Стоп, стоп, не нужно переводчиков!" Футболисты должны понимать меня даже по жестам. В игре с "Александрией" был один момент, когда я подсказал куда отдавать передачу и мы забили гол. Футболисты чувствуют энергетику тренера. Она должна передаваться на расстоянии. Тренер может кричать и его могут не услышать, но энергетика передается. Как дельфины передают друг другу знаки на километры в море. Никто не понимает, как это происходит. Так же и в футболе. Я считаю, что если тренер сидит обреченно, то так же будет играть и команда.

– Лобановский не кричал...

– Он переживал. У него были свои эмоции. Он всегда переживал и это было заметно. У него была такая передача эмоций.

– Вы когда-то измеряли, сколько километров вы можете "намотать" по тренерской зоне во время игры?

– Я иногда устаю так, что выхожу после матча мокрый как футболист. Иногда разговариваю сам с собой, чтобы принять решение, так или иначе. Иногда некоторые говорят: "Ты как сумасшедший!" Иногда ты включаешься в игру и нужно быстро оценить ситуацию. Если ты будешь рассуждать минут 5, то можешь просто проиграть матч. У меня было практика, когда 20 секунд решили судьбу игры. Поединка, который решал судьбу выхода в группу Лиги Европы. Для меня эти 20 секунд пролетели как мгновение. "Шериф" играл с "Твенте". Его тренировал Стив Макларен. Я не успел кое-что перестроить и нам забили. Проиграли 1:2 в игре, в которой "Твенте" особенно не блистал.

– Как вам после матчей с "Твенте", работы с Лассаной Диарра в "Локомотиве", теперь ездить по всей Украине на автобусе искать поля для тренировок?

– Я бы не сказал, что это стресс. Любой тренер должен работать в условиях, которые есть. Их можно немного улучшить. Ты можешь их ухудшить, если ты начнешь ныть. А ты не должен скулить, на тебя смотрят. Я сам сажусь в поезд или автобус, говорю: "Все вперед, в ружье!" Если ты начнешь ныть, то ничего не будет.

– "Александрия" – команда, которую очень сложно перекусить даже лидерам чемпионата. Коллектив Владимира Шарана очень силен в компоненте единоборств. Вам удалось их "перекусить". Для вас главное результат или все же видеть, как команда максимально отдается игре?

– У "Александрии" – хорошая, мощная команда. Их почерк – они выигрывают много единоборств у любой команды. Команда Шарана хорошо прессингует, хорошо подбирает мячи после прессинга. Я бы не сказал, что мы их "перекусили". В каждой игре есть незаметные нюансы. Игра строилась не до нашего забитого гола. Был момент, когда я понял, что все. Он происходит, ты можешь выигрывать или проигрывать, но ты понимаешь, что команду соперника начинаешь переламывать. Там было единоборство: стык в стык и наш игрок выиграл у футболиста, который стыки не проигрывает, и после этого инициатива переходила в наши руки. В игре бывает переломный момент, который нужно использовать.

– В матче с "Черноморцем" и голом Дениса Васина "Стали" откровенно повезло. Ведь нельзя сказать, что этот гол был наигранный.

– Это так кажется, что нам повезло. Понятно, что такой момент мы не тренировали. У "Черноморца" есть свои особенности игры и одесская команда по многим параметрам похожа на "Александрию". Мы стратегически правильно играли. Возможно в моменте с голом нам и повезло, но мы использовали свою возможность. Не может быть равная игра, когда одна из команд выигрывает 80 процентов подборов. Это кажется, что игра равная.

– Вы были бы недовольны если бы Васин в игре с "Черноморцем" не добежал в моменте с голом?

– Характерная особенность, Васин теперь часто добегает. Я считаю, что он быстрый, мощный и недооцененный форвард. Денис хорошо владеет двумя ногами, понимает игру. До прихода в "Сталь" я слышал о нем много историй. Но мне импонирует, как он быстро перестроился и как начал работать в тренировочном процессе.

– А что скажете о легионерах "Стали"? Многие привыкли к иностранцам уровня Шавьера, Сосы, Мбокани...

– Тот же Карикари может играть еще сильнее. Я с ним потихоньку общаюсь. Я говорю: "Кваме, ты понимаешь, что ты можешь играть на другом уровне? Мало того, что ты сейчас делаешь!" И этого действительно мало. Есть компоненты, в которых нужно добавить. У меня в карьере бывали истории, когда мы брали в команду футболиста за 5 тысяч долларов, а затем продавали его за полтора миллиона.

– Прогресс какого игрока вы могли бы отметить?

– Прогресс всей команды. Даже тех, кто не всегда играет. Иногда все ждут, что выйдет тот футболист, а играет другой, которого никто не ожидал. А потом выходит тот, кого все ждали. Для стратегии матча иногда нужно поставить футболиста на замену. Не посадить, а оставить, чтобы он вышел на замену. Многие сейчас говорят о Карикари, а я не знаю, выйдет ли он в старте на следующий матч. Я посмотрю как он будет тренироваться. Вся наша команда пытается двигаться вперед. Где мы остановимся, я не знаю. Главное двигаться, если не двигаться, то нужно останавливаться, смотреть по сторонам и думать, что делать.

– До прихода в "Сталь" у вас была творческая пауза продолжительностью в два года. Это пошло на пользу или вы наоборот потеряли время?

– Я считаю, что мне нужна была такая пауза. Я пришел в себя. Если бы я не пришел в себя, то мог продолжать "туда-сюда". А нужно было посмотреть на футбол со стороны. И вообще психологически восстановиться, ведь до этого у меня в карьере был очень непростой период. Во время паузы удалось понаблюдать, как футбол развивается, в каком направлении. Подумать, как построить тренировочный процесс, чтобы догнать футбол, ведь он убегает очень быстро. Вот это время дало возможность немного посидеть, подумать, попутешествовать, поговорить. Я не скрываю, когда поехали на стажировку в Италию, и встреча с ДжанПьеро Гасперини очень сильно на меня повлияла. Нынешний тренер "Аталанты" очень сильно "двинул". Мы общались о тактике, как построить тренировочный процесс, как менять тактику по ходу игры. Нужно было поставить много вопросов. К нему в команду не приходят звезды, но он всегда делает сильную команду и затем продает уже звезд.

– Команды Гасперини любят менять тактику по ходу игры. Это он вас подтолкнул к тактической вариативности? В первых 4 матчах вы использовали до 5 различных формаций.

– Много было этапов и моментов в жизни, которые заставляли двигаться вперед. До встречи с ним я не понимал, как можно быстро и четко перестроить команду по ходу матча. После встречи с ним я понял, как это сделать в игре. Я начал понимать, для чего это делается и что нужно делать. Если ты не понимаешь, как это происходит, то не нужно перестраивать, нужно шлифовать то, что умеешь. А иногда кто-то решает перестроиться и сам не понимает, для чего. Это разносторонняя взаимосвязь – футболисты, тактика, подготовка. Можно и 20 тактик изменить, но если ты не готов, то сделаешь только хуже.

– До встречи с Гасперини вы меняли тактику игры по ходу матча?

– Нет. 8 лет назад менял взаимодействие между игроками во время игры. Но не до конца осознавал эту идею. Сейчас это распространено, но если ты не знаешь предмета, то нужно понимать, зачем это делать. Если имеющиеся у тебя футболисты не понимают, то не нужно это делать. Ты можешь хотеть, но тебе не позволяет наличие футболистов этого делать.

– Андрей Шевченко рассказывал, что тренер "Наполи" Маурицио Сарри расписывает план на игру в блокноте. Все к деталям: разыграли мяч, пас на фланг, передача в центр, пас под правую ногу, удар. Так расписывает весь матч. Для чего?

– Когда я только закончил свою карьеру игрока и попал к одному тренеру, мы отрабатывали взаимодействие игроков. Он сказал мне: "Здесь, здесь, сюда три передачи и разворот атаки!" Я стою и понимаю, что ничего не понимаю. Как делать и куда. И я брал блокнот и расписывал каждый лист взаимодействия игроков под тактику 4-3-3: как провести фланговую атаку, как провести атаку через центр. Я прописывал каждую деталь. Если бы этого конспекта не было, я думаю, у меня бы ничего не получилось. Маурицио Сарри пишет своеобразный конспект для себя. Он пишет любой тренер. В любой тактике можно попробовать различные взаимодействия. Но это нужно много раз повторять. Сарри, прописывая план, тренирует себя. Если тренер сам не знает, как он хочет, то и футболисты не смогут воплотить его идеи. Иногда говорят: ну вот нужно пробежаться, а футболисты могут спросить, куда пробежаться. Иногда люди говорят: а вот из этой зоны начинается импровизация. А что это значит? А если нападающий забежит на второй ярус и попросит пас, ведь это также импровизация. Каждая импровизация должна быть подчинена каким-то законам. Импровизация Криштиану Роналду подчинена законам его позиции. Я видел сборную Португалии перед чемпионатом Европы. Они очень хорошо использовали сильные стороны его позиции. Мне очень импонирует работа Сарри. У него есть свое видение построения игры. Сарри может строить игру по-разному, но все в формате схемы 4-3-3. В этой тактической вариации он находит много ловушек для соперников. Он, кстати, не изменяет схему по ходу игры. Для чего-то менять, если все "отшлифовано"? Зачем ломать?

– Иногда коллеги пишут, что Леонид Кучук играет в оборонительный футбол. Согласитесь?

– Нет. А в какой футбол играет "Боруссия" Дортмунд, "Лейпциг", "Ливерпуль" или "Тоттенхэм"? Есть определенные принципы игры, которых следует придерживаться. Я одинаково ровно отношусь как к обороне, так и в атаке. И если говорить откровенно, то в тренировочном процессе больше работаю над атакой.

– Уже сейчас понятно, что вашей "Стали" будет не хватать в верхней шестерке. А какая у вас будет мотивация играть в нижней шестерке?

– Мотивация – это сама игра. Футболисты должны сами себя мотивировать. Нельзя выходить на поле расслабленными и немотивированными. На футбольном поле может происходить разное. Иногда залетает 8 из 9 ударов. Но всегда нужно понимать, для чего ты выходишь на поле. У меня есть выражение: "Главное не забыть, ради чего мы собрались!" Мы собрались ради того, чтобы продемонстрировать футбол. Возможно, многим он может не понравится. Но это хорошо, когда есть дискуссия вокруг игры. Кто-то критикует, кто-то поддерживает. Тогда будет больше людей на футбол ходить. Главное, чтобы люди не сказали, что мы не хотим играть.

– С собой в "Сталь" вы привели целую команду – тренер вратарей, по тактике, главного помощника и тренера по физподготовке.

– Я бы не сказал, что это много людей. Это минимальный минимум. Ни у кого нет вопросов по тренеру вратарей, а без тренера по физподготовке и тактики в сегодняшнем футболе очень непросто. У каждого из них есть своя часть работы. Я бы даже сказал, что каждый делает работу за троих. А вы хотели, чтобы главный тренер отвечал за все? Тогда тренер через пару месяцев может отправиться лечиться.

– Ваш приход в "Арсенал" и "Сталь" показали, что за один сбор возможно построить команду...

– Давайте разделять понятия поставить игру и построить команду. Для построения команды сбора не хватает. Чтобы поставить игру, может хватить и сборов, а вот построение команды – более длительный процесс. Всегда есть позиции, которые нужно укреплять.

Игорь Цыганык, Роман Бебех (FootballHub)

"Поражение от Франции? Учтите, кто тогда был президентом УЕФА". Как живет Михаил Фоменко после провала на Евро-2016