УКР РУС

История еврокубков. Кларенс Зеедорф: "Притягиватель золота"

19 августа 2015 Читати українською

В спецпроекте "Футбол 24" и каналов "Футбол 1"/"Футбол 2", посвященном истории еврокубков, рассказываем об игроке, которому удалось выиграть Лигу чемпионов в составе трех разных команд.

Футбол - спорт командный, здесь, казалось бы, один человек не может быть синонимом успеха. Однако примеры из жизни показывают, что даже в мире коллективизма остаются важными яркие личности. Игроки, которые достигают поставленного результата, даже несмотря на возраст, окружение, смену обстановки.

Наш сегодняшний герой - первый футболист в истории главного клубного турнира континента, которому удалось выиграть Лигу чемпионов с тремя разными клубами. Где бы Кларенс Зеедорф не играл, он всегда был достойным среди достойных. И более 20-ти командных титулов - подтверждение этому.

«Сын суринамских родителей»

Ещё в далеких 80-х советские комментаторы, жалея по поводу проигрыша СССР голландцам, задавались риторическим вопросом: «Где нам взять таких суринамский родителей?» Гуллит и Райкард вместе с целым поколением других выходцев из далеких колоний действительно невероятно усилили голландский футбол (как и арабы и африканцы - французский, как и турки с другими мигрантами - немецкий). Однако особенность этого феномена была в том, что поток талантов оказался не единичным, а бесконечным. И на игре кумиров 80-х выросло следующее поколение, «вырастившее» уже нынешних «депаев» и «ленсов».

Одним из тех, кто стремительно ворвался в голландский футбол, стал и Кларенс Зеедорф. Он родился в Парамарибо, однако ещё в дошкольном возрасте перебрался в Голландию вместе с семьей. Огромная семья Зеедорфа была очень футбольной - его отец сам некоторое время выступал в Суринаме, а позже стал скаутом, будучи причастным к нескольким переходам местных талантов в Старый свет. Сразу несколько братьев Кларенса также выбрали футбольный путь: средний Юрген занимался в академиях «Аякса» и «Реала», младший на семь лет Седрик даже принадлежал некоторое время «Милану», хотя и не сыграл за него ни одного матча, а меньший Рахмлее провел один сезон за «Ден Босх». Подавал надежды и кузен Кларенса - Стефано Зеедорф, который успел дебютировать в «Аяксе», поиграл за «Гронинген» и ряд других, более мелких клубов Голландии, Греции, Италии, Бразилии.

Но самым способным среди них был, конечно, Кларенс. Уже в подростковом возрасте о способном юноше заговорили как о великом таланте, он был лидером и капитаном всех своих юношеских команд. В ноябре 1992 года он дебютировал в составе «Аякса», заменив Михеля Крека. Амстердамцы разгромили в гостях «Гронинген», а юный Зеедорф наделал фурору как игрок, который свой первый матч за клуб в Эре сыграл в возрасте 16 лет и 242 дней (это был самый молодой дебютант «Аякса» в профессиональных турнирах). В том же сезоне в сложном выездном матче с «Витессом» Зеедорф открыл счет своим голам - благодаря его удачному выходу на замену амстердамцы спаслись от поражения в Арнеме.

В некоторой степени, Зеедорфу повезло со временем - «Аякс» как раз возглавил молодой Луи ван Гаал, ранее работавший с клубным резервом и хорошо знавший возможности талантливого поколения. Благодаря этому ван дер Сар, братья де Бур, Давидс, Овермарс и ряд других молодых игроков смогли «экстерном» прорваться в основной состав и сыграть настолько быстро, насколько это было возможно. Премьера обновленного «Аякса» завершилась относительной неудачей - «всего лишь» бронзовыми медалями. Впрочем, для тех, кто разбирается в футболе, было очевидно, что создается новая, интересная команда.

Уже в 1994 году «детсад ван Гаала» победил, выиграв чемпионат и ещё убедительнее защитив титул в следующем сезоне. И это достижение молодой команды, основной части лидеров которой было по 19-22 года, тем весомее, если учесть, насколько интересной лигой была тогдашняя «Эре». Роналдо в ПСВ, Ларссон, Витчхе и ван Бронкхорст в «Фейеноорде», ван Хойдонк в НЕКе, Томассон в «Херенвене», и это мы ещё не перечислили наиболее заметных звезд самого «Аякса»!

Самое же главное - к амстердамскому клубу пришло международное признание. Более чем через два десятилетия после большого поколения Кройффа, вырощенного Михелсом, подопечные ван Гаала праздновали победу в Лиге чемпионов. Ещё в групповом турнире амстердамцы опередили «Милан», а когда в финале им снова выпало играть с итальянским грандом - «наглости» молодого тренера не было предела. Ещё в начале второго тайма он заменил правого центрального хавбека Зеедорфа на Кану, а затем выпустил и ещё одного чистого нападающего - Клюйверта. И именно 19-летний «джокер» после паса бывшей звезды «Милана» Райкарда забил победный мяч. «Это далеко не самый красивый гол финалов Лиги чемпионов, но для этих юношей он будет самым запоминающимся», - подытожил комментатор.

И действительно - тот «Аякс» нельзя вычеркнуть из памяти, и не только для самих игроков, но и для всех, кто следил за ростом и возмужанием того невероятно талантливого поколения. Не вычеркнул из памяти свой первый финал и Зеедорф - пресса словила момент, когда он, раздраженный заменой, что-то на повышенных тонах доказывал ван Гаалу, и только мудрый ветеран - запасной голкипер Грим - сумел разрядить ситуацию, оттянув 19-летнего бунтаря.

В погоне за славой

На амстердамских «подростков» был большой спрос, и ван Гаал буквально уговаривал их остаться хотя бы на сезон. Одним из тех, кто не прислушался, был как раз Зеедорф. Многие считали, что он совершает ошибку - «Сампдория», которая уже сходила с большой сцены, не имела в составе Виалли, а как раз перед приходом юного голландца попрощалась с Гуллитом, Платтом, Юговичем, Ломбардо, Верховодом. Зато прибыли Карамбе и Кьеза, в расцвете сил были Манчини, Михайлович, Эвани, оставались Дзенга, Маннини.

Оторвавшись от «Аякса», Кларенс, тем не менее, сохранял хорошие отношения с недавними товарищами. Во время Евро-96 он стал невольно участником досадной ситуации, когда знаменитый амстердамский «Кабель» (группировка игроков суринамского происхождения в составе Райцигера, Богарда, Давидса, Зеедорфа и Клюйверта) противостоял «диктатуре» главного тренера голландцев Гуса Хиддинка. В матче со швейцарцами он поставил Зеедорфа либеро (пробуя повторить, очевидно, успех с переводом Райкарда в защитники в «Аяксе») и заменил его уже в первом тайме, а Давидса и Клюйверта выпустил лишь под конец матча. Это, конечно, вызвало возмущение у самого Зеедорфа, но ещё больше - у Давидса, который после матча в интервью швейцарскому журналисту «проехался» по Хиддинку, за что тот отлучил его от сборной до конца турнира. Впрочем, сам Зеедорф остался и продолжал играть, а к следующему большому турниру примирились и Хиддинк с Давидсом.

Сезон в Серии А научил Кларенса новому для него футболу - более прагматичному, более суровому, более дисциплинированному. К тому же, сам игрок даже спустя годы будет напоминать Свена-Йорана Эрикссона, который много дал ему не только в понимании футбола, но и в человеческом плане. Однако он всё же был молодым парнем, и когда подоспело предложение от «Реала», следившего за Зеедорфом ещё с юношеских сборных, он сразу же откликнулся и помчался туда уже через сезон в Генуе.

Впрочем, Италия «догнала» его и в Мадриде. Существует легенда об одном из первых столкновений голландца с тогдашним наставником «галактикос» Капелло. Кларенс, который всегда интересовался тактикой, психологией, личностным ростом, во время одного из занятий попытался вставить свое словечко и поделиться прочитанным. По словам очевидцев, реакция дона Фабио была бурной: «Так почему же ты не тренер, если ты всё так хорошо знаешь?»

В дебютном для себя сезоне в Мадриде он сразу же завоевал место в основе, и хотя задачи и амбиции "Реала" нельзя было сравнить с середняком-«Сампдорией», голландец выдержал этот ритм. Он играл и при Капелло, и при Хайнкессе, и при Хиддинке, и при Тошаке. А в мае 1998 года работяга Кларенс завоевал второй для себя Кубок чемпионов. В финале «Реал» встретился с «Ювентусом», а Зеедорф - с давним другом Давидсом. Борьба земляков оказалась столь напряженной, что рефери после одного из фолов Кларенса даже поспешил ему показать вслед за желтой карточкой - красную, но спустя мгновение, после апелляций мадридцев, поняв, что в пассиве Зеедорфа предупреждений до этого не было... Но немец Круг оказался честным арбитром и тут же извинился перед нарушителем, заменив «красный свет» желтым.

Сине-черно-красный

Однако при Тошаке Кларенс постепенно начал проигрывать конкуренцию. В сезоне 1999/2000 голландец непривычно часто не попадал в состав, а когда у валлийца начались трудные времена, и он бросил Зеедорфа против «Валенсии» и «Барсы» - это завершилось для него фиаско. Не улучшилась ситуация для нашего героя и с приходом дель Боске. Наоборот, после домашнего поражения от «Сарагосы» его и нескольких тогдашних легионеров мадридцев подвергали обструкции.

И когда от «Интера» поспело предложение на 44 млн. итальянских лир (около 24 млн. долларов), руководство «Реала» особо не сомневалось. Зимой 2000 года Зеедорф вернулся в Серию А, где чувствовал себя комфортнее. Впрочем, сам «Интер» лихорадило, и жажда побед Кларенса не могла насытиться новыми трофеями. В стремлении к успеху Кларенс выдавал особенно сильные матчи против грандов - помнится его сильное выступление против «Юве», когда голландец забил блестящей туринской команде под руководством Марчелло Липпи два мяча (открыв счет, а в конце матча сравняв, спасая свою команду от поражения).

Только раз, весной 2000-го, он был близок с «Интером» к трофею, впрочем, «Лацио» выиграл Кубок Италии, хотя Кларенс в финале забил единственный мяч своей команды, которого не хватило для победы. При Экторе Купере Зеедорф попал в запас - он не вписывался в схему аргентинца. Поэтому когда в 2002 году «Милан» предложил «Интеру» в обмен на голландца защитника сборной Коко, «неро-адзурри» согласились. Какая же это была ошибка!..

В своей новой команде Зеедорф сразу вышел на свой лучший уровень. Хотя конкуренция в «Милане» была приличная, да и в полузащите «россонери» было немало мастеров, Кларенс здесь нашел себя. Анчелотти мирился с особенностями голландца, который постоянно разрывался между местом на фланге и положением центрального хавбека. Несмотря на то, что по своей комплекции Зеедорф был скорее центральным «тафгаем», в «Милане» он значительно развил свое атакующее чувств, научился лучше играть с фланга. А его фирменные проходы и пушечные удары издалека оставались при нем.

В мае 2003 года при посильной помощи Зеедорфа «Милан» выиграл Кубок Италии и Лигу чемпионов. Третий для Кларенса трофей, причем, все они добыты в различных клубах! Это был исторический рекорд, который в очередной раз подчеркнул, насколько изменился футбол - в начале еврокубков трудно было бы представить, что игрок с такой легкостью будет менять команду за командой, страну за страной и уже в 27 лет иметь за плечами сразу три Кубка чемпионов...

Впрочем, Зеедорф соткан из противоречий - насколько он был полезным для своей команды, столь же мог притягивать невезение. В финале против «Юве», очередном очном противостоянии с Давидсом, Кларенс отработал добросовестно - ещё мог стать автором паса, если бы Индзаги пробил немного лучше. Но... но именно голландец не забил послематчевый пенальти (не первый раз в своей карьере), проиграв дуэль Буффону. Если бы товарищи не исправили его ошибку, мы бы говорили о Зеедорфе как большом неудачнике...

Хотя, в любом случае, Кларенсу не зачем сетовать на судьбу: десять блестящих сезонов за «Милан» вместили и две победы в Лиге чемпионов, и горечь неудачи в матче с «Ливерпулем». Когда он уходил доигрывать в «Ботафого», вряд ли мог подумать, что вскоре вернется в «Милан» - уже как тренер. Во всех своих начинаниях, и тренерском также, Зеедорф остается молодым и современным. Возможно, его беда, что он начал с высокого старта, не набравшись опыта на более простых тренерских вариантах.

Но, вспоминая, каким волевым игроком он был, как сумел достичь авторитета в различных звездных командах, верится, что и на этом поприще он ещё не сказал последнего слова. Время есть, желание, наверное, тоже. А рекорды для стимула найдутся - кто знает, быть может голландец после трех Кубков чемпионов, выигранных в бытность игроком разных команд, сумеет выиграть столько же в качестве тренера?

Артур Валерко