УКР РУС

"Хей, снайпер, вот моя шея, вот моя голова – давай, стреляй". Как играют в футбол во время войны – Афганистан, Сирия, Ливия, Ирак

13 октября 2016 Читати українською
Автор: Олег Бабий

"Футбол 24" рассказывает о том, на каком уровне любимая игра в четырех горячих точках планеты.

Ирак

Поколения меняются поколениями, но ни одно из них и не вспомнит, чтобы в Ираке не стреляли. Здесь льется кровь еще с деда-прадеда. Британская оккупация, борьба за независимость, масштабное уничтожение, то есть геноцид курдов, дворцовые перевороты, кровавый режим Хусейна, война с Израилем, война с Ираном, война в Персидском заливе, авианалеты на Багдад, прямая атака войск Международной коалиции и свержение Саддама. Уф-ф-ф.

Это конец? Все только начиналось. Экспансия ИГИЛ привела к взрыву гражданской войны, хотя, казалось бы, убивать уже некого, разрушать – нечего. В 2016-м правительственные войска освободили большую часть страны, однако положение остается очень шатким. Исламское государство держит в страхе освобожденную территорию, теракты здесь поставлены на конвейер. Например, в мае террористы расстреляли 12 болельщиков "Реала", которые смотрели трансляцию финала Лиги чемпионов. Трагедия произошла лишь в 60 километрах от Багдада. Сторонникам "Реала" серьезно досталось в этом аду – буквально за две недели до финала ИГИЛ убил еще 14 фанов Королевского клуба. А в марте шахид взорвал себя на стадионе в городе Искандария. Шесть десятков погибших.

В условиях патологического ужаса невозможно думать о футболе, не говоря уже о том, чтобы играть в него.

Но вот парадокс: сборная Ирака стабильно находится среди лучших команд Азии. В 2007 году она даже стала чемпионом континента, а в прошлом году остановилась в шаге от пьедестала, заняв четвертое место. Сейчас, в квалификационном турнире ЧМ-2018, иракцы идут на предпоследнем месте в своей подгруппе, но впереди еще 6 туров, следовательно, шансы поехать на Мундиаль сохраняются.

За исключением 6 легионеров, среди которых защитник "Удинезе" Али Аднан, костяк сборной формируют представители местного чемпионата. Здесь, в элитном дивизионе, сразу 20 клубов. Первенство Ирака проходит с сентября по май в два круга. Каждая команда проводит по 38 матчей. Сейчас сыграно три тура. Лидер – "Аманат Багдад", который набрал максимальные 9 очков. А вообще-то самым титулованным клубом Ирака остается другая багдадская команда "Аль-Завраа" – 13 чемпионств.

Жизнь в постоянном страхе оставляет свой отпечаток на быту. Чувство самосохранения притупляется. Благодаря этому футбол на многострадальной земле продолжает тлеть. Никогда не знаешь, где прозвучит взрыв в следующий раз. Благие стены дома не спасут от снаряда. Так почему бы не сходить на футбол.

Ливия

В феврале 2004-го в Триполи прибыла сборная Украины, возглавляемая Олегом Блохиным. "Сине-желтые" сыграли здесь с националкой Ливии спарринг – на гол Пуканыча ливиец Кара ответил парашютом чуть ли не с центра поля за шиворот Шовковскому. А через семь лет здесь упали бомбы, выпущенные самолетами НАТО.

Гражданская война в стране закончилась быстрым свержением режима Муамара Каддафи, который правил в течение 42 лет. Однако сама война не прекратилась. Дошло до маразма – в государстве функционировали два кабинета министров. Часть территории захватило Исламское государство. А есть еще военизированные отряды туарегов, у которых – собственный интерес. Перед войной Ливия готовилась принять у себя матчи Кубка Африки-2013. Конечно же, это право у нее отобрали – никаких гарантий безопасности.

Несмотря на это, сейчас чемпионат Ливии поражает количеством клубов. В местной Премьер-лиге их 21, они разбиты на две подгруппы с 12 и 9 команд. Играют в два круга. Судьба наград решается в плей-офф. Рейтинг чемпионата – один из лучших среди арабских стран. Здесь вне конкуренции – гранды из Триполи. "Аль-Иттихад" одержал 16 чемпионских титулов, "Аль-Ахли" – 11. Единственный, кто хоть как-то пытается вмешаться в эту гегемонию – клуб "Аль-Ахли" из города Бенгази. В подавляющем большинстве составы команд сформированы из местных игроков, однако лидеры чемпионата иногда позволяют себе пригласить футболистов из Зимбабве, Нигерии, Ганы, Камеруна и тому подобное.

В стране более-менее безопасно можно играть в футбол. По крайней мере, по сравнению с тем же Ираком. Правда, национальная сборная вынуждена проводить домашние матчи отбора на ЧМ-2018 в соседнем Алжире. Ближайшие перспективы у нее не слишком утешительны. После поражения от ДР Конго со счетом 0:4 ("дубль", в частности, оформил Дьемерси Мбокани) в отставку был отправлен главный тренер – знаменитый испанец Хавьер Клементе, который в свое время возглавлял Испанию, Сербию, Камерун, а также "Атлетико" и "Атлетик". Война ощутимо подкосила уровень ливийского футбола – даже именитый тренер оказался здесь бессилен.

Сирия

"В Сирии не только глина и песок. В Дамаске много домов, над которыми работали итальянские архитекторы. А как там вечером пахнет жасмин!" – восторженно рассказывал "Футбол 24" Валерий Яремченко. В 1985-87 годах он возглавлял национальную сборную этой страны.

Президент тогдашней сирийской федерации Фарук Бузо был еще и президентом азиатской федерации. Сборная Сирии постоянно путешествовала, ведь он организовывал поездки на спарринги. Другие страны финансировали тренировочные сборы. Ведь Сирия – бедная, а футбол нуждался в соответствующей подготовке. Таким образом команда Яремченко готовилась к чемпионату мира в Мексике. Сирия выиграла свою группу на Мундиаль, оставалось только победить в стыках с Ираком. Дома сирийцы сыграли вничью (0:0), но в ответном матче проиграли (1:3).

"У сирийских футболистов – своеобразная арабская психология. Они не совершенствуют свои таланты. Среди них много техничных и перспективных игроков, но когда пришло время тренироваться – была беда. Они не любят напряженно и настойчиво работать", – подытожил Яремченко.

Сборная Сирии никогда не играла на чемпионатах мира. А самым большим ее успехом стало участие в пяти финальных форумах Кубка Азии, где она, конечно же, не сумела приятно удивить. Сейчас – новая попытка. Несмотря на то, что страна разрушена гражданской войной между президентом Башаром Асадом и его оппонентами, Алеппо разбомблено российской авиацией, на территорию страны зашли турецкие войска, а часть земель откусил ИГИЛ, сборная Сирии "до последнего патрона" борется за исторический выход на Мундиаль. В своей подгруппе команда Аймана Хакима набрала 4 очка после 4 туров и сохраняет хорошие шансы на общий успех. Хорошие, если не учитывать того факта, что домашние матчи сирийцы вынуждены проводить на нейтральной территории – в Катаре, Омане, Иране, еще где-то. И несмотря на это, "красные орлы" в обновленном рейтинге ФИФА занимают не такое уж и плохое, учитывая суровые обстоятельства, место – 114-е. Это выше, чем, например, сборные Литвы, Эстонии или Азербайджана.

В то же время на территории страны, подконтрольной ИГИЛ, периодически казнят футболистов. В июле террористы отрезали головы пяти футболистам клуба "Аль-Шабаб" за якобы шпионаж в пользу курдских Отрядов народной самообороны. То, что казнь была показательной – перед толпой детей – только подчеркивает весь трэш, происходящий в Сирии.

Чемпионат тлеет только на территории, подконтрольной Асаду. Больше в футбол не играют нигде, потому что негде, нечем и некем. Еще в прошлом сезоне за чемпионский титул соревновались почти два десятка клубов. Сейчас же – только 6. "Джаиш", "Аль-Вахда", "Аль-Иттихад", "Карама", "Шорта" и "Аль-Мохафаза" пока сыграли лишь 5 туров. Матчи, на которых собирается несколько сотен зрителей, проходят только в двух городах – Дамаске и Латакии. Стадион в Хомсе, где раньше выступал один из самых титулованных клубов Сирии "Карама", полностью разбомблен.

На фото: Стадион в Хомсе до и после бомбардировки

Конечно, все эти футболисты – кто-то искренне, кто-то из-за безисходности – поддерживают политику Асада. Неоднократно игроки национальной сборной, попав под прицел иностранных журналистов, декларируют любовь к "лидеру нации". Наиболее идейные среди тех, кто против зверств Башара, вынуждены были выехать за пределы страны. Это Мохаммад Джадуа, экс-капитан молодежной сборной, эмигрировавший в Германию. Форвард Фирас Аль-Хатиб перебрался в Кувейт, откуда периодически делает антиасадовские заявления. Уроженец Швеции Луай Шанко, сыграв за Сирию несколько матчей, принципиально отказался выступать за команду, которая лояльна к террору в родной стране. В Ливане, где сирийских беженцев уже около миллиона, даже создали альтернативную сборную Сирии и борются за то, чтобы ФИФА официально признала именно их команду.

На фото: Официальная сборная Сирии рекламирует Асада

Кто-то эмигрирует, идет в оппозицию, а кто-то берет в руки автомат и открыто идет против Асада.

Так сделал молодой голкипер клуба "Карама" Абдель Бассет Аль-Сарут, который участвует в борьбе, начиная с первых оппозиционных митингов 2011 года. "Хей, снайпер, вот моя шея, вот моя голова – давай, стреляй!" – восклицал он, обращаясь в полицию, которая атаковала митингующих. Впоследствии Абдель и сам рассматривал врагов через оптический прицел. С 2012-го он возглавлял повстанческую группу, которая действует против армии Асада. Голкипер прославился настолько, что о нем сняли документальный фильм "Возвращение в Хомс". Лента взяла Гран-при фестиваля "Сандэнс".

Афганистан

Начиная с XIX века территория этой страны не знает мира. Сначала за Афганистан соревновались между собой Британская и Российская империи. А во второй половине XX века вспыхнула гражданская война, в которую, конечно, не могли не вмешаться мировые игроки – США и СССР. В конце концов, в 2001 году в Афганистане вновь произошло обострение из-за терактов 11 сентября. Лидер Талибана (исламистского движения, правящего в стране на рубеже тысячелетий) Усама бен Ладен скрывался здесь от американцев, что привело к военному вторжению Штатов на территорию государства. Основные силы талибов были уничтожены уже через год. Новые правители провозгласили современную Исламскую Республику Афганистан. Однако гражданская война продолжается, несмотря на контроль Международных сил содействия безопасности, возглавляемых НАТО.

По понятным причинам национальная сборная Афганистана с 1984 по 2003 год не принимала участия в международных соревнованиях. Хотя отдельные матчи все же случались. Например, в 2002 году афганцы проиграли Катару и Ливану с одинаковым счетом 0:11, что стало самым грандиозным фиаско в истории этой команды. Первым после международной изоляции турниром для Афганистана стал отбор на Кубок Азии-2004. Команда сумела обыграть Кыргызстан (2:1), однако проиграла Непалу (0:4) и по дополнительным показателям заняла последнее место в группе из трех сборных.

В плане континентального чемпионата Афганистан дежурит свои попытки. Отбор к ЧА-2007 прошел без Афгана. В 2011-м афганцы опять не преодолели барьер квалификации, а через 4 года пропустили новый цикл. Интересно, что Афганистан игнорировал Кубок мира с 1930 по 2002 год. А впервые посоревновался за путевку на Мундиаль, который проходил в Германии.

Сейчас сборная Афганистана занимает 149 место в рейтинге ФИФА. Она расположилась между Индией и Лесото. К сравнению, сборная Македонии – на три позиции выше. Афганцы в очередной раз провалили отбор на чемпионат мира. В группе из 5 команд заняли лишь 4 место, потерпев несколько разгромных поражений. Например, от Японии и даже Сирии, которым проиграли с одинаковым счетом 0:6.

На фото: Петар Сегрт

Со сборной Афганистана работает хорватско-немецкий тренер Петар Сегрт, который в свое время возглавлял боснийскую "Звезду Градачац", молодежную сборную Грузии, а также работал в чемпионате Индонезии. В его распоряжении – немало игроков, которые выступают за неэлитные клубы, разбросанные чуть ли не по всему миру: Германия, Дания, Румыния, США, Голландия, Швеция, Малайзия...

Возможно, вскоре на первые роли в национальной команде выйдут представители местного чемпионата. Афганская Премьер-лига берет начало с 2012 года. В ней соревнуются 8 клубов. Титул разыгрывается очень оперативно – в течение 1,5-2 месяцев. Сначала команды разбивают на 2 подгруппы, где они играют только один круг. По две лучших выходят в полуфинал. Победители выясняют обладателя титула, проигравшие бьются за "бронзу". Все матчи проходят в Кабуле – на двух современных стадионах, вместимостью 18 и 14 тысяч. Играть где угодно, кроме столицы, опасно – очень вероятны теракты.

На фото: Чемпионский забег самого титулованного клуба страны – "Шахин Асмаи"

На поединках чемпионата иногда фиксируются аншлаги. Стоимость билетов – от 50 центов до полутора долларов. Сначала попадались настоящие конфузы. Люди на протяжении многих лет войны и хаоса забыли правила футбола. К тому же выросло поколение, которое никогда этого вида спорта в глаза не видело. Поэтому когда арбитр сообщал о финише первого тайма, многие спешили к выходу, думая, что матч уже закончился. Настоящие легенды ходят о журналисте, который выбежал на поле по флэш-интервью прямо в разгар матча.

С афганскими командами работают, в основном, тренеры из Таджикистана. Федерация футбола страны выплачивает им зарплату в размере одной тысячи долларов в месяц. "В Афганистане нет профессиональных футболистов, – рассказывает Боир Игамбердиев, инструктор Федерации футбола Таджикистана, возглавлявший самый титулованный афганский клуб "Шахин Асмаи". – Между матчами и тренировками игроки торгуют на рынках, учат в школах, работают в полиции".

Чтобы укомплектовать клубы, на афганском телевидении даже запустили реалити-шоу "Зеленый газон", где свое умение управляться с мячом могли продемонстрировать все желающие ребята.

В этом сезоне чемпионом страны вновь стал клуб "Шахин Асмаи" – уже в третий раз. В финале он обыграл клуб "Де Маиванд Аталанте" – 2:1. Сначала клубы обменялись голами с пенальти, а чемпионский мяч был забит невероятной бисиклетой. На трибунах за действом наблюдали более 7 тысяч зрителей, а прямую трансляцию посмотрели более 18 миллионов афганцев.

Сейчас футбол в этой стране – на зачаточном этапе. За пределы Кабула он сможет распространиться только тогда, когда матчам будет гарантирована безопасность. А это на сегодня – огромная проблема. Окончанием кровопролития пока не пахнет.

В качестве постскриптума... Три года назад в Кабуле произошло беспрецедентное событие – так называемый Матч Дружбы. На поле сошлись команды моджахедов и российских ветеранов-афганцев. Играли воины, которые четверть века назад стреляли друг в друга и были готовы разорвать даже голыми руками. В частности, среди хозяев поля выделялся Ареф Сарвари, военный инженер, который в 1980-х был близким соратником "Панджшерского льва" Ахмада Шах Масуда, лидера моджахедов. "Сколько советских солдат вы убили?" – бросил ему в лицо кто-то из приезжих журналистов. Конфликт замяли. И все же сыграли.

Страница автора в Facebook

"Ехали из Алеппо, а ребята мне говорят: "У вас взорвалась бомба". Валерий Яремченко - о работе со сборной Сирии, военной базе и обалдевших россиянах