УКР РУС

Демьяненко: В самолете плакали почти все

23 мая 2014 Читати українською

Участник трех Мундиалей рассказал "Футболу 24" о Марадоне, Роже Милле, судейском произволе, "буре в Ирапуато" и 43-градусной жаре.

В 80-х годах часто можно было услышать, что Анатолий Демьяненко - это футболист с двумя сердцами. Левый защитник киевского "Динамо" и сборной СССР без устали курсировал от своего углового флажка к чужому, а его рейды нередко воплощались в голы. Такой игрок, бесспорно, имел стабильное место в основном составе независимо от того, кто возглавлял сборную - Бесков, Малофеев или Лобановский. Сегодня вместе с Демьяненко "Футбол 24" вспоминает события сразу трех Мундиалей - 1982, 1986 и 1990 годов. В каждом из них наш герой непременно выходил на поле.

"Сократес - умный футболист" 

- Анатолий Васильевич, на испанском мундиале СССР уже в первом туре выпало играть с бразильцами. Зико, Фалькао, Сократес... Чья игра вас очаровала больше всего?

- Бразилия - первоклассная команда. Выделялся Сократес - умный футболист. Высокий такой и «тягучий». Но там и кроме Сократеса хватало замечательных игроков. Мы также выглядели нормально, на уровне. Если помните, там арбитр ещё пенальти не дал в ворота Бразилии.

- Андрей Баль открыл счет ударом издали. Ошибка голкипера? 

- Это однозначно ошибка голкипера. Вратарь обязан брать такой мяч. 

- В день матча в Севилье стояла 35-градусная жара. Погодные условия - это главная причина того, что Союз позволил команде Теле Сантаны вырвать волевую победу?

- Знаете, это футбол. А футбол - вещь непредсказуемая. Сократес забил, если не ошибаюсь. А потом ещё и Эдер попал в «девятку». Так сложились обстоятельства. 

Все голы СССР на ЧМ-1982

- В следующих четырех матчах Мундиаля-1982 СССР не проиграл ни разу, но, тем не менее, покинул турнир, не сумев пройти второй групповой этап. Что скажете об этой уникальной формуле розыгрыша, случившейся в истории первый и последний раз?

- Видите, мы сыграли вничью с поляками и обыграли бельгийцев, но дальше не прошли - по количеству забитых мячей преимущество было у сборной Польши. У них тогда очень хорошая команда была с лидерами - Збигневом Бонеком и Гжегожем Лято. Защита, полузащита - всё у них было на высоком уровне. Недаром они попали в призеры. Если бы мы победили поляков, то вышли бы в полуфинал. А так, видите, вничью сыграли...

- В Испании костяк сборной формировали игроки трех клубов - московского «Спартака», киевского и тбилисского «Динамо». Какие отношения были между представителями двух непримиримых лагерей - Киева и Москвы? 

- У нас хорошие были отношения. Мы дружили. И со спартаковцами дружили, и с тбилисцами. Каких-то принципиальных противостояний в коллективе не было вообще.

43 градуса

- В Мексику вы ехали уже опытным игроком, который понюхал пороху Мундиаля. К тому же ехали, имея капитанскую повязку. Каким образом избирался вожак советской сборной? Это было указание Лобановского, или же было тайное голосование?

- Тайное голосование. Кто был конкурентом? Понимаете, костяк сборной составляли игроки киевского «Динамо», поэтому достойных людей было много. Такие дела... Сколько голосов получил? Не помню. Выборы капитана, кстати, прошли уже в Мексике. Мы же туда приехали за десять дней до старта турнира - для акклиматизации.

- Как проходила акклиматизация? Каким образом Лобановский готовил команду? 

- Как... Насыщенные тренировки, плюс - сыграли несколько спаррингов. Всё-таки это было высокогорье, даже не помню, сколько тысяч метров над уровнем моря. 

- Какой была реакция мира после вашей стартовой победы над Венгрией - 6:0? Пресса окрестила этот матч «Бурей в Ирапуато»...

- Как вы помните, перед чемпионатом мира Венгрия обыграла бразильцев - 3:0. Это была хорошая команда, но нам помог тот факт, что мы в начале встречи забили пару мячей. После матча нас возвели в ранг фаворитов Кубка мира. Команда выглядела хорошо, бежала, показывала игру. 

- Со дня взрыва на Чернобыльской АЭС прошло тогда чуть больше месяца. Какими глазами смотрела на вас мировая общественность? Опасалась?

- Нет, к нам относились нормально. Конечно, все уже знали о том, что в Союзе произошла такая беда. Подходили к нам, поддерживали и сочувствовали. 

- Вы упоминали о высокогорье. Кроме этой проблемы была и другая - матчи проходили посреди дня, в самую большую жару... 

- Однажды было 43 градуса. Не помню, с кем мы тогда играли, но этот температурный показатель запомнил. 43 градуса...

- Ничего себе! Как главный тренер боролся с этим негативом, чтобы сохранить свежесть команды? 

- Чего-то особенного не было. Ведь команда была готова к таким нагрузкам - мы долго готовились к мексиканскому Мундиалю.

СССР перед дебютным матчем на ЧМ-1986. Анатолий Демьяненко - второй в верхнем ряду (слева направо) 

- В Мексике национальный напиток - это текила. Удалось попробовать? 

- Нет-нет, не пробовал. У нас даже экскурсий не было никаких. Готовились к матчам - какие могли быть экскурсии? Ещё и жара такая, просто ужас.

- В четвертьфинале была трагическое поражение «имени Фредриксона» - от Бельгии. Что бы вы сделали с тем арбитром, если бы он вам попал под горячую руку за пределами стадиона? 

- Бригада арбитров засчитала два гола, забитых из положения «вне игры». Пусть это будет на их совести. О чем уже сейчас говорить? 

- А это правда, что по дороге со стадиона, а также уже в самолете, были футболисты, которые плакали? 

- Да, было такое. Почти все игроки сборной тогда плакали.

- И вы плакали? 

- Да. Слезы были на глазах, потому что несправедливость просто вопиющая! Команда хорошо играла, но судьи нас «похоронили». 

СССР - Бельгия - 3:4

"Боялись, что Союз далеко пойдет"

- Перед поездкой на ЧМ-1990 сборная Союза потерпела два поражения в спаррингах - от Ирландии и Израиля. Первый тур Мундиаля - 0:2 от Румынии. Что это за кризис такой настиг тогда вице-чемпионов Европы? 

- Тут такое дело: бывает - есть фарт, а бывает - наоборот. Мы тщательно готовились, но выступили не лучше. Румыны тоже тогда были хорошей командой. Во втором туре - игра с Аргентиной, где также возникли проблемы. Помните, как Марадона вытянул мяч из плоскости ворот рукой? Словом, подводных течений не было. Только сила соперников и предвзятость арбитров.

- Вы видели игру Марадоны вживую. Что можете сказать об этом гение? 

- Конечно, это футболист с большой буквы. Отобрать у него мяч было очень трудно, почти невозможно. Приятно играть против таких футболистов - уровень у них очень приличный. Правда, тот эпизод, когда он в матче с нами сыграл рукой, несколько «подмочил» его репутацию в глазах. Но видите: судья вроде как находился рядом, но делал вид, что там всё «чисто». Наверное боялись, что Советский Союз далеко пойдет (Смеется).

Марадона не забил, но опять использовал "Руку Бога" 

- Первые два матча вы провели на скамейке запасных, зато только вышли на поле - команда разгромила Камерун. Против вас играл Роже Милла - ещё один легендарный футболист. Легко ли было с ним справиться? 

- Конечно, это был очень мощный футболист. Забивной. Но нам не забил, а значит, мы с ним справились. 

- В каких тонах писала о вашем выступлении в Италии советская пресса?

- Да что-то там писали... Недовольны были - это понятно. Мы же не вышли из группы. Задачу не выполнили.

"СССР чего-то не хватало"

- Подведем итоги. Лучшим достижением СССР на чемпионатах мира стало лишь четвертое место команды Йожефа Сабо в 1966 году. Почему так не фартило?

- Чего-то всегда не хватало в концовке. Трудно сейчас сказать.

- Вы ездили на Мундиали с двумя идеологами различных футбольных традиций - Лобановским и Бесковым. С кем было проще в общении? 

- Да нет, со всеми было приятно работать. Лобановский, Малофеев, Ахалкаци, Бесков. Великие тренеры, которые выражали свои различные точки зрения на футбол. 

- Испания, Мексика, Италия. Какой самый памятный сувенир привезли оттуда? 

- Ой, мы много всего привозили - сувениры, талисманы. Памятные фотографии. Помню, фотографировались с обезьянами. А подарки с чемпионата мира покупал и друзьям, и родственникам.

- Хочется услышать от вас историю, связанную с Мундиалем, о которой вы ещё никогда не рассказывали журналистам... 

- Ничего такого не помню. Команда готовилась, знаете, поэтому ничего не было. Тренировки, тренировки, плюс - лето, жарко. Понимаете? Команда спокойно готовилась. А чтобы возникали какие-то приключения - такого не было.

- Вот-вот стартует новый Мундиаль. Кто у вас в фаворитах? 

- Ой, много команд. Даже трудно что-то предсказать. Понятно, что фаворитом будет Бразилия - играют у себя дома. Если они не выиграют домашний Мундиаль, болельщики им этого не простят. Есть ещё Германия, Англия, Испания... 

- За кого будете болеть? 

- Тоже пока не знаю. Посмотрим.

- Раньше у нас как было? «Болеем за братьев-славян, за Россию». Учитывая современные политические реалии, вы и дальше будете болеть за сборную агрессивного северного соседа? 

- Давайте мы не будем впутывать политику в спорт. Ладно? Не нужно этого (смеется). 

Олег Бабий, Футбол 24

Twitter автора - @Gullit_87

Другие материалы на эту тему:

Сабо: До сих пор не понимаю, как Яшин мог пропусти тот гол от Беккенбауэра 

Поркуян: Эусебио похлопал меня по плечу и оставил автограф