УКР РУС

Как сходить на футбол во всех 55 странах УЕФА за один сезон. Уникальная история английского болельщика Мэтта Уокера

20 жовтня 2017 Читать на русском
Автор: Григорій Зайдман

Григорий Зайдман прогулялся по Одессе с увлеченным англичанином, в грандиозных планах которого за год побывать на матчах всех европейских чемпионатов.

Встреча

Он встретил меня улыбкой и сладким для ушей английским – Мэтт Уокер коренной лондонец с британским образованием. Я встретил его примерно такой же улыбкой по шкале искренности, сносным английским и всамделишной британской погодой – как назло в субботу в Одессе было пасмурно и ветрено, около 13 градусов. Эффект присутствия – гостеприимство по-одесски.

Мэтту 40 лет. Потомственный болельщик Фулхэма, владелец сезонного абонемента на "Крейвен Коттедж". По образованию психолог. Окончил Даремский университет, третий по старшинству университет Англии (Дарем – 40-тысячный городок на северо-востоке Англии в 30 километрах от Ньюкасла). Трудится аналитиком в Министерстве Юстиции. В Одессе оказался не случайно. Мэтт Уокер затеял уникальный и амбициозный проект – "55 Football Nations". За один сезон Мэтт планирует побывать на матчах всех европейских чемпионатов, причем только высших дивизионов.

Мэтт Уокер на родном "Крейвен Коттедж"

Идея

"Идея возникла после прочтения книги Чарли Коннелли "Stamping Grounds" (название перевести сложно. Словосочетание ‘stamping ground’ означает часто посещаемое место, а также пастбище. Но применительно к футболу может быть переведено и как "топтание полей" – Г. З.). Современный английский писатель затронул историю Лихтенштейна, маленькой футбольной страны, пытавшейся пробиться на ЧМ-2002. Что меня зацепило? То, что это была книга не о Барселоне, Манчестере или сборной Бразилии, а о никакущей (Мэтт использовал более емкое слово ‘rubbish’ – Г. З.) с футбольной точки зрения стране.

И мне захотелось получить похожий опыт футбольных путешествий. Очевидно, я не мог написать про Лихтенштейн, потому что это уже сделано другим человеком. Но в Европе немало других маленьких стран. И я подумал: а что если сходить на футбол в каждой стране-члене УЕФА в течение одного года? Это возможно. Сложно, дорого, но увлекательно.

Я прочитал эту книгу на Рождество в 2015 году. Больше года готовился и откладывал деньги. Проект объединяет в себе два моих главных хобби – футбол и путешествия. Да, это вызов, но я люблю делать нетипичные вещи. Насколько я знаю, до сих пор никто ничего подобного не делал. Если бы я решил потратить год на просмотр матчей Барселоны, то наверняка посмотрел бы куда лучший футбол и получил бы море удовольствия – но это не так интересно. Европейский футбол под эгидой УЕФА покрывает множество совершенно разных стран, не только большие лиги Испании, Англии, Германии, но и Израиль, Беларусь, Гибралтар".

Источником вдохновения послужила книга. Но и продуктом проекта, что интересно, тоже станет книга. "Я увлекаюсь фотографией. Но написать книгу – это то, что я никогда не делал. Я вел блог, когда был в Бразилии на ЧМ-2014. Писал короткие заметки для маленьких футбольных изданий. Это максимум. Глубоко в душе всегда думал, что написать книгу – вот что нужно бы сделать за жизнь, чтобы люди могли насладиться. Вот главная цель моего проекта – зафиксировать полученные впечатления на бумаге. Кто знает, что будет дальше…".

Маршрут

В пределах одного квартала по улице Пушкинской мы слышим китайскую, французскую и молдавскую речь. "Чувствуется, что город космополитичный, – с теплотой говорит мне мистер Уокер, пока я объясняю окружившим его делягам, что умопомрачительный city tour нам не нужен – чем я сам не city tour?!" Увожу гостя самую малость в сторону от туристического центра. Гуляем по Еврейской, Греческой, Польской, доходим до знаменитой гостиницы "Лондонская" на Приморском бульваре. Названия улиц в Одессе – что карта Европы. Словно маркеры маршрута, который Мэтту предстоит покорить.

"Весь маршрут еще пока не прописан, хотя планировать стараюсь заранее. К примеру, летнее расписание сверстал еще в начале года. Мое большое путешествие состоит из относительно коротких поездок. Первая была в июне-июле. Начал с Грузии. Потом Исландия, Фареры, Норвегия, Швеция, Эстония, Казахстан, Россия, Беларусь, Литва, Латвия. В августе был быстрый уикенд в Ирландии и Северной Ирландии.

В Беларуси Мэтт Уокер побывал на игре Витебска и Крумкачы

Самая длинная поездка была в сентябре – около пяти недель. За это время побывал в Азербайджане, Армении, Турции, Болгарии и Сербии. После игры "Напредак" – "Црвена Звезда" (1:0) уехал в Лондон, потому что наступил перерыв на матчи сборных. Сейчас я в Украине, после чего еду в Молдову и Румынию.

Украина – 20-я страна в моем списке, напротив которой поставлю галочку после завтрашнего матча (матч Черноморец – Динамо, состоявшийся 15 октября – прим. ред.). Иногда получается побывать в двух странах за уикенд, иногда в одной. К примеру, в Одессе игра в воскресенье, поэтому у меня нет возможности пойти на футбол в Молдове раньше пятницы. Но в Румынии пойду на две игры – в субботу и в воскресенье.

Украина стала 20-й в списке стран путешествия Мэтта Уокера

В начале ноября съезжу в Бельгию, Люксембург и Нидерланды. В конце ноября по плану Балканы: Македония, Косово, Албания и Греция. Вы видите, стараюсь соблюдать логистику и посещать кластеры стран, которые находятся рядом. Зимой поеду в Израиль и на Кипр, потому что там не так холодно. Окончание разъездов намечено на апрель, потому что большинство лиг заканчиваются в мае – и у меня на всякий случай останется несколько недель на непредвиденные обстоятельства".

Провинции

Одесские дворики на англоязычного туриста не производят должного впечатления. Чтобы ускорить погружение Мэтта в среду, разучиваем выражение "не фонтан". "Могу ли я употребить его завтра на футболе? – Прочувствовав всю соль и сахар фразы, спрашивает Мэтт. – Естественно, – отвечаю, – но надеюсь, Черноморец повода не даст". Не дал!

Радуюсь – Одесса Мэтту явно по душе, он начинает потихоньку принюхиваться и прислушиваться. "Именно поэтому стараюсь смотреть маленькие города, а не столицы. Одессу выбрал по ряду причин: это не Киев, близко к Молдове, ну и матч против известного соперника – Динамо.

В Турции вместо трех больших стамбульских клубов выбрал Трабзон. В России тульский Арсенал и Уфу. В Норвегии – Бранн из Бергена. В Швеции – Хеккен и Гётеборг. В Азербайджане был в Габале".

По понятным причинам прерываю собеседника. Габала с недавних пор не просто не чужое нам место – можно сказать, практически родное. Габала с Одессой – одной ногой уже города-побратимы. Вернее, посестримы – женского же рода обе. "Как Габала? Красивый горный курорт для бакинцев – чистый воздух, тепло днем и отлично вечером. Инфраструктура на уровне – один из лучших стадионов кавказского региона. Габала – второй по возможностям клуб Азербайджана после Карабаха. Футболисты идут туда, потому что там платят деньги. Но в самом городе скучно, делать нечего". Знаем, знаем...

На матче Габалы в Азербайджане

Выслушав мою душещипательную историю о том, как в Габалу в свое время переехало пол-Черноморца, Мэтт переносится в воспоминаниях на северо-запад. "В Финляндии ходил на матч команды Мариехамн из одноименного города, который расположен на Аландских островах. Это архипелаг в Балтийском море, автономия в составе Финляндии, где все говорят на шведском – очень необычное место. В 2016 году Мариехамн неожиданно выиграл чемпионство – Лестер Сити финского разлива. Я был там сразу после этого события, они только отпраздновали титул, им предстоял матч с варшавской Легией – самый большой матч в их истории, который они, естественно, проиграли.

Просто футбол на Аландских островах. Ничего необычного, листайте дальше. Фото Мэтта Уокера

Я восхищен Фарерами. Они рядом с Британией, но туда сложно добраться. Трудно представить, чтобы кто-то ездил туда на выходные. В основном британцы мотаются в Испанию, Исландию, Норвегию. А тем более кто поедет на Фареры на футбол! Конечно, в каждой стране что-то особенное. Где-то культура, где-то люди, где-то транспортная система, где-то высококлассный футбол, где-то еда. Самая вкусная еда в Грузии".

Чемпионат Исландии глазами Мэтта Уокера. Прекрасный ракурс. В первую очередь бросается в глаза форма футболистов, и вы, наверное, сразу обратили внимание, что играют Стьярнан и Викингур

Типичный чемпионат Фарерских островов. ХБ Торсхавн играет с фарерской Скалой

Трибуна стадиона в Торсхавне. В ФФУ и УПЛ напряглись: а так можно?!

Но и в Одессе с едой порядок. Место, где перекусить, Мэтт Уокер найдет и без переводчика. Проходим мимо ресторана с вывеской только на русском языке, но Мэтт кабак идентифицирует быстро.

"Слово "Ресторан" – одно из первых, которое запоминаешь в чужих странах. Выучить его легко, на английском читается "пестопах".

После истории с Мариехамном стало понятно, что Мэтт неплохо разбирается в не самом популярном европейском футболе. "В Гибралтаре, например, в высшей лиге 10 команд, и все играют на одном стадионе, поэтому тур длится три дня".

Но когда Мэтт открыл блокнот с расстановкой Динамо и Черноморца в последних матчах, с номерами и фамилиями футболистов, я окончательно выпал в осадок. "Всегда провожу исследование местного футбола, перед тем как приехать". Поразив меня знанием текущих дел в стане Черноморца, Мэтт попросил совет: за кем понаблюдать отдельно в предстоящем матче? Впрочем, мой ответ, данный Мэтту, выходит за рамки темы статьи.

Саббатикал

Как футбольный болельщик, жаждущий странствий, но ежедневно занятый в министерстве, может столь долгое время отсутствовать на работе? В западных странах практикуется саббатикал – предоставление сотрудникам долгосрочного отпуска, профессионального тайм-аута с целью освежить мозги, перезагрузиться, вдохновиться, взглянуть на жизнь и на мир другими глазами. Мэтт Уокер воспользовался именно такой опцией.

"Я взял саббатикал на полтора года: ушел в июне и вернусь в январе 2019-го. Зарплату не выплачивают. Но мне гарантирована работа на той же должности, когда вернусь. Саббатикал как таковой не регулируется британским законодательством, но подобная практика распространена в больших организациях. В министерстве работает больше 6000 человек. Если один уходит, ничего страшного. Если 600 – тогда похуже.

Чтобы получить саббатикал, ты не просто приходишь к своему боссу со словами: "Я устал, до свидания". Ты пишешь заявление, в котором обосновываешь, каким образом такое долгосрочное отсутствие в офисе поможет твоей работе в будущем. Например, если у тебя маленькие дети, ты можешь попросить отпуск по уходу за ними. У меня детей нет. Но я написал, что улучшу навыки общения и письма – это важно в любой работе.

Я обратился к своему боссу – а он большой фанат Манчестер Юнайтед. 30 секунд – и заявление было подписано".

В другой обстановке можно было бы постесняться задать вопрос о деньгах. Но поскольку мы в Одессе, спрашиваю, не юля: "Кто инвестировал в это начинание? И какой бюджет всего проекта?". Выясняется, что вся финансовая нагрузка лежит на плечах Мэтта: "Мог бы обратиться к краудфандинговым сайтам, ведь понятно, что я вряд ли заработаю на этом проекте. Но решил не зависеть ни от каких организаций, футбольных клубов, журналистов, медиа, друзей. Все это мои деньги, которые я сам собрал. Конкретного бюджета тоже нет – очень много неизвестных. Очевидно, проект недешевый.

Буду в разъездах в общей сложности 200 дней. При этом вы видите, я не останавливаюсь в 5-звездочных отелях. Не везде ем в ресторанах. Правда, Украина не самая дорогая страна в Европе, поэтому здесь могу себе это позволить. Часто экономлю на такси – езжу на общественном транспорте.

Почему путешествую один? Мне 40. Сколько людей могут выпасть из жизни на год в таком возрасте? Все мои друзья женаты, воспитывают детей – у них нет возможности ввязаться в такую инициативу. Хотя даже гипотетически я бы не хотел путешествовать с кем-то. Да, было бы меньше трудностей, особенно в странах, где плохо говорят по-английски. Но это отвлекало бы меня от того опыта, который я получаю от общения с местными жителями в каждой стране. Когда ты один в баре и видишь кого-то в футболке какого-то клуба, ты подходишь, начинаешь общаться.

Когда ты путешествуешь с кем-то, нет необходимости завязывать разговор со случайными знакомыми в барах, в гостиницах, на автобусных остановках, на стадионах – потому что тебе всегда есть с кем поговорить.

(Вспоминается анекдот. Звонок в квартиру.

– Это квартира Рабиновича?

– Да.

– Откройте.

– А что вы хотели?

– Поговорить.

– А вас сколько?

– Двое.

– Ну и поговорите!)

Британские болельщики много ездят со своими командами на выезды. Программа обычно одинаковая: паб, пиво, футбол, домой. Я же в своей книге не планирую делать акцент только на футболе – хочу осветить и другие сферы локальной жизни. Это проект не только о футболе. Поэтому пытаюсь по-разному подходить к каждой стране. Хотя общаюсь в основном с футбольными людьми, но на все темы. Кстати, на футболе всегда сижу в разных местах. Иногда мне дают аккредитацию прессы. Иногда иду по билету на обычную трибуну. Иногда на фанатскую".

Книга

Учу гостя с правильного люка смотреть на Дюка. "Прямо, как в Брюсселе", – смеется Мэтт.

Мы, южане, кукожимся от холода, но октябрь – апофеоз туристического сезона, потому лотки с сувернирами еще востребованы. Интересуюсь у Мэтта, какие памятные знаки он привозит из своих поездок. "Не везде получается купить шарф клуба или что-то еще. Изначально думал, что сохраню билеты со всех 55 матчей. Но план нарушился уже на первой игре. Локомотив (Тбилиси) – Дила (Гори). Матч должен был проходить в Гори, но его перенесли в Тбилиси, потому что стадион "Дила" готовили к чемпионату Европы U-19. И вход сделали бесплатным! Никаких билетов!

Мэтт в Грузии

Везет ли мне с матчами? До матча в Турции попадались стандартные игры – 2:1, 1:0. Но матч в Турции, когда Трабзонспор вел 3:0 и проиграл 3:4 Аланияспору, – из тех, которые запоминаются на всю жизнь. После этого ужасные 0:1 в Болгарии.

Мэтт Уокер (по центру) с болельщиками Трабзонспора

Матч в турецком Трабзоне – одно из самых ярких воспоминаний Мэтта

Когда ты посещаешь 55 матчей, ты обязательно посмотришь несколько отличных, несколько ужасных и какое-то количество средних встреч. Простая математика – теория вероятности в футболе".

Одно дело – коллекционировать впечатления, совсем другое – класть их на бумагу. Мэтт работает параллельно. "Уже начал писать, вступление готово. Пишу везде: в отелях, в аэропортах, но наиболее продуктивен я дома в окружении всего самого необходимого. Главы будут в хронологическом порядке отражать мой маршрут. Главная сложность в том, что нужно ограничивать себя – максимум 2000 слов на страну, примерно 7 страниц. Потому что предполагаемый объем книги 350-400 страниц. Структура глав не будет единообразной, содержание будет зависеть от того, что я увидел в стране. Минимум абзац об игре. Но об игре в Болгарии – одна строчка!

Сложнее всего будет писать про Англию. Я тут живу, и мне придется постараться, чтобы найти какие-то интересные истории. Матч уже выбрал: в конце декабря Борнмут примет Эвертон.

О тираже говорить пока рано. Есть посредники, специальные агенты на комиссии, которые пытаются заключить сделку на издание моей книги в Британии и других странах. Британия – самый большой рынок, на котором стоит сконцентрироваться. Сейчас во Франкфурте проходит большая книжная ярмарка, и эти агенты продвигают мой проект в глазах потенциальных издателей. Чтобы подписать контракт, нужно представить около 10000 слов – вступление и три главы – на суд издателя".

Уравнитель

Потемкинская лестница немноголюдна. Пока мы портим фото какой-то мадам, отгоняющей нас отрывистым ‘Go away’, рассказываю Мэтту, как звуки Воронцовского маяка доносятся до жителей центра среди ночи. Любуемся морвокзалом. Начинающий писатель Мэтт Уокер бьет по лингвистике. "Ваш "вокзал" происходит от английского ‘Vauxhall’ – посмотрите в гугл-картах, это реальное место в Лондоне". Смотрю – таки реальное. Воксхолл-Гарденз – развлекательный сад в Лондоне 18-19 вв. Сегодня Воксхолл – коммерческий и жилой район на юго-западе Лондона. (Для фанатов "бондианы" Воксхолл ассоциируется с местом расположения штаб-квартиры британской разведки МИ-6 – прим. ред.)

Уокер на фоне морвокзала в Одессе

Этимология слов для меня – момент особенно трогательный. Сердечный и наталкивающий всегда на мысли и вопросы о вечном. "Не думаю, что осуществление такого проекта сильно изменит меня как личность, – Мэтт берет паузу и благодарит за хороший вопрос. – Скорее всего, подтолкнет к тому, чтобы иначе расставить приоритеты. Возможно, изменю род своей деятельности в будущем. Может быть, не буду работать в офисе.

Главный посыл моей книги будет простым: человек должен наслаждаться жизнью и исполнять мечты, если может. Я люблю футбол – и в этом проекте гонюсь за своей страстью.

Пока все идет даже лучше, чем я ожидал. Удалось пообщаться с большим количеством людей во всех двадцати странах. Помогает сарафанное радио. Газета "Гардиан" опубликовала статью обо мне, затем болгарская пресса, они передали мои контакты в Казахстан, казахстанский журналист рассказал вам… (За знакомство с Мэттом огромнейшая благодарность от "Футбол 24" казахстанскому журналисту Александру Стрельникову! прим. ред.)

Публикация о челлендже Мэтта в португальском GQ

В этом суть футбола. Футбол – величайший уравнитель. Представьте, в Тринидаде и Тобаго в баре я встретил официанта, фаната Ливерпуля, который с уверенностью мне объяснял, что Ливерпуль у него в крови. Он родом из Тринидада, но в крови у него Ливерпуль!

Или допустим, ты едешь черт-те куда (in the middle of nowhere, если дословно – Г. З.) в Африку, но даже там, в глухой деревне, знают о трансфере Ярмоленко.

И еще люблю футбол из-за его непредсказуемости. Это не баскетбол, где чаще всего побеждает фаворит, потому что его игроки лучше бросают в корзину. Футбол – игра, где худшая команда может выиграть. Всегда есть такая вероятность. Обожаю, когда команда выигрывает 1:0 с одним ударом в створ ворот. По драматичности футбол ни с чем не сравнится".

Григорий ЗАЙДМАН (Одесса), специально для "Футбол 24"

Больше о проекте Мэтта Уокера можно узнать на страницах проекта 55 Football Nations в интернет:

instagram.com/55FootballNations

facebook.com/55FootballNations

www.55footballnations.com